4 марта 2016Наука
4665

Facebook бедных

Чем занимаются в соцсетях китайские крестьяне и чилийские шахтеры

текст: Борислав Козловский
Detailed_picture© Getty Images

Сколько человек знает пароль от вашего аккаунта в соцсети? В китайских деревнях 83 процента пользователей сообщают его близким. Пароль не принято держать в секрете от жены или мужа, брата и даже друзей. В индийской сельской местности (в штате Тамил-Наду, неподалеку от Ченнаи) цифры получаются близкие — 73 процента. Соблазнительно думать, что это такая отличительная особенность азиатского коллективистского мышления, которое не признает никакого прайвеси, но и в часе езды от Лондона обнаруживается 28 процентов людей, не склонных секретничать. Правда, в английской деревне, в отличие от китайской или индийской, почти эксклюзивное (в трех случаях из четырех) право знать ваш пароль остается за партнером — чтобы тот имел возможность проследить, не флиртуете ли вы с кем-нибудь в личных сообщениях.

Why We Post — рассчитанный на пять лет проект команды антропологов из Университетского колледжа Лондона (UCL) про поведение людей разных культур в соцсетях. В конце февраля они запустили сайт с гигабайтами таблиц и видео и даже массовый онлайн-курс — пять недель лекций и домашних заданий, записаться может любой желающий, — посвященный целиком результатам проекта. Девять групп последние полтора года занимались полевыми исследованиями в девяти точках планеты: в список попали небольшие города и деревни на юге Италии и на юге Индии, под Лондоном и в Чили, в Бразилии, на карибском острове Тринидад и на сирийско-турецкой границе. Китай представлен целыми двумя точками: деревня на севере страны и промышленный город на юге, как оказалось, живут в соцсетях совершенно непохожей жизнью.

В английской деревне право знать ваш пароль в трех случаях из четырех остается за партнером — чтобы тот имел возможность проследить, не флиртуете ли вы с кем-нибудь в личных сообщениях.

Слово «we» («мы») в названии проекта используется не без лукавства: аудитория антропологов и те, кого исследуют, — это все-таки очень и очень разные люди. Но даже если вы читаете в Facebook одних Михаила Ямпольского со Славоем Жижеком и ваша френдлента не имеет ничего общего с френдлентой шахтеров на юге Чили — это исследование как минимум поможет понять, для кого придуманы шесть новых кнопок с рожицами вместо одного классического лайка.

Легко может оказаться, что и для комментирования Ямпольского с Жижеком от новых лайков есть толк. Антропологи хорошо знают: если какая-то практика и воспринимается как чужая, а ее создатели вообще не имели вас в виду — не факт, что в вашей культуре не найдется для нее новой переосмысленной функции. Селфи придуман для тинейджеров? Скорее всего, так и есть. Но для бирманских монахов это обязательный элемент паломничества к очередной статуе Будды. А интернет-магазины с доставкой пользуются популярностью у бедных в индийском штате Тамил-Наду не потому, что позволяют сэкономить время, а потому, что делать покупки в реальном магазине для индийца из низшей касты — шанс столкнуться с грубостью со стороны продавцов и других покупателей.

Кастовая система, куда органично вписываются покупатели интернет-магазинов, — не единственный пример того, как интернет укрепляет архаику, которую вроде бы должен расшатывать. Разве соцсети не пространство открытого общения, способ преодоления границ и средство распространения неподцензурной информации? Прежде всего, доказывают антропологи, они помогают поддерживать статус-кво и сглаживать острые углы. Поэтому одна из 11 книг, которые собираются напечатать по итогам проекта (три уже написаны и выложены в полнотекстовой версии), называется «Как мир изменил социальные медиа» — в противовес куда более популярной идее, что, наоборот, социальные медиа меняют мир.

Работодателю выгодно, чтобы вы читали соцсети на рабочем месте: это примиряет с работой, особенно скучной и монотонной, и гасит импульс искать новую.

Если шахтеры в Чили месяцами не видят семей — Facebook позволяет им поддерживать общение с женами и заочно планировать, как дети будут праздновать свой день рождения. Одно из парадоксальных наблюдений касается соцсетей на работе. В российской Общественной палате предлагали законодательно запретить «ВКонтакте» и Facebook в рабочие часы, но если бы автор этой идеи поговорил с авторами исследования, то узнал бы, что собирается испортить жизнь прежде всего работодателям. Если работа скучная и монотонная, как у китайских охранников и продавцов в непопулярных магазинах, соцсети помогают с ней мириться и не искать другую. А если ваша компания резко разрослась и перестала быть уютным коллективом в 10 человек, где все ходят друг к другу в гости по выходным, то Facebook помогает поддерживать иллюзию, что вы по-прежнему «одна семья», — в этом исследователям особенно часто признавались на юге Англии.

Попутно авторы разбираются с большей частью предубеждений по поводу соцсетей, которые выдаст списком любая учительница младших классов и любой депутат Госдумы, озабоченный нравственностью подрастающего поколения. Соцсети мешают учиться? Неправда, соцсети и есть учеба. Если вы добираетесь в школу из горной деревни, где плохо с местным транспортом, то соцсети — вообще единственная возможность обсудить домашнюю работу с одноклассниками. А если вы — британский родитель, то учителям проще обсуждать с вами проблемы детей в специально созданной группе, чем вызывать на родительские собрания. Соцсети — это для хипстеров, которые делают приложения с геолокацией, а простому мелкому бизнесу они ни к чему? Неправда, в китайских деревнях куриные яйца и живых цыплят продают друг другу через WeChat и QQ, местную альтернативу всем соцсетям сразу.

Само по себе это не значит, что социальные сети делают нас лучше или хуже, — скорее, мы заставляем их приспосабливаться к нашим привычкам, потребностям и когнитивным ошибкам. И, глядя на то, как под этим давлением меняется Facebook, можем наконец что-то понять и про человечество в целом.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244813
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246374
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412975
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419464
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423546
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428855
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429515