Право на комедию

Мария Степанова предлагает себе и своим товарищам перестать беспокоиться и начать жить

текст: Мария Степанова
Detailed_picture© Colta.ru

В недавно переизданной книге воспоминаний композитора Николая Каретникова есть смешной эпизод. Там таких много, кое-что я помню наизусть со своих шестнадцати лет — с 1988 года, когда эти маленькие рассказы впервые напечатал журнал «Огонек», каким мы его знали: журналистские расследования чередовались там со стихами, и читателей это не смущало и даже воодушевляло. Эта история мне вспоминается чаще других, но используется, как бы это назвать, нецелевым, не вполне предусмотренным образом.

Молодой композитор приходит с партитурой своей симфонии к знаменитому дирижеру — народному артисту, орденоносцу, лауреату всех советских премий. Речь идет о том, что эту музыку можно бы исполнить. Ставится запись, дирижер слушает.

«Затем раздался голос:
— Тебе сколько лет?
— Двадцать шесть, Александр Васильевич.
Пауза.
— Ты комсомолец?
— Да, я комсорг Московского союза композиторов.
Пауза.
— У тебя родители живы?
— Слава богу, Александр Васильевич, живы.
Без паузы:
— У тебя, говорят, жена красивая?
— Это правда, очень.
Пауза.
— Ты здоров?
— Бог миловал, вроде здоров.
Пауза.
Высоким и напряженным голосом:
— Ты сыт, обут, одет?
— Да все вроде бы в порядке, Александр Васильевич.
Почти кричит:
— Так какого же черта ты хоронишь?!
Тягостная пауза.
Все было ясно. Я молча собрал пленку и партитуру и направился к двери. Но, чувствуя, что не могу оставить поле боя, вовсе не попытавшись хоть как-то пискнуть, все же задержался в дверях и вопросил:
— А «право на трагедию»?
— Нет у тебя такого права! Пошел вон!!!»

И сам диалог, и фраза, которой он завершается, всегда действовали на меня отрезвляюще. Она, как мы видим, применима почти к любой ситуации и моментально — бац! — ставит нас на место, где минимальная доза повседневного благополучия может и должна расцениваться как тревожащая случайность. Эта фраза, как спасательный буек, всплывает в уме всякий раз, как я собираюсь приподнять градус природного пафоса, и без того порой изрядно завышенный. Отсутствие права на трагедию (и счастье выйти вон) — что-то вроде корсета, позволяющего держаться прямо в обстоятельствах, заставляющих пригнуться (или эффектно сломаться пополам). Короче, это очень полезная фраза из тех, что постоянно звучат в голове — там ей и следует оставаться.

— А «право на трагедию»? — Нет у тебя такого права! Пошел вон!!!

Это последний раз, когда я вспоминаю или комментирую сюжеты, связанные с концом OpenSpace.ru, каким вы его знали, а мы — делали. Две недели вынужденного перерыва между остановкой старого сайта и запуском нового — достаточный срок, чтобы перестать беспокоиться и начать жить. В известном смысле всякое «давай, до свидания» может стать поводом для благодарности; в нашем случае это точно так — все, что случилось, случилось вовремя. То, что творится сейчас вокруг (наглядней всего — в журналистике, но дело ею далеко не ограничивается), кажется мне медленным распадом одного утопического проекта — я назвала бы его временем профессионалов. Мое поколение, начинавшее в 90-е, боготворило профессионализм как ни одно другое; еще бы — слишком много важных вещей он обещал и обеспечивал. Он складывался, как паззл, из набора разновозрастных социальных травм и свежей мечты о независимости, мировоззренческой и материальной — а она должна была обеспечиваться качеством, блеском и силой здоровой работы, способностью и готовностью сделать из ничего нечто, из текста — инструмент продаж, из читателя — покупателя. «Мы», объединенное этой скобкой, было гораздо шире, чем теперь хочется признать; и круг его занятий тоже был широк. Большие и маленькие солдаты этой утопии, как им и положено, могли и умели все, были повсюду: реклама, пиар, глянец, телевидение, политтехнологии, ряд можно продолжать, все побывали тут. И я тоже.

Сейчас и это единство на глазах расслаивается, превращается в россыпь растерянных, дезориентированных и очень живых «я», и это как раз вселяет некоторую надежду. Из таких «я» (которым для этого придется точно определить свои границы и место в изменившемся поле) будут собираться новые «мы» — на новых основаниях, и лучше, если эти основания будут проговариваться и продумываться вместе.

Потому что вместе — новое слово, ему всего сколько-то месяцев, оно только учится ходить (и быть правильно понятым). Его очень заманчиво приватизировать, приписать к той или иной повестке, сделать синонимом левого или правого, ограничить его теми или иными рамками, свести к благотворительности или активизму. На самом деле поле для общей работы куда шире, чем кажется сейчас, и оказаться в нем в первый раз можно и по чистой случайности: ни совместность, ни солидарность, ни взаимовыручку нельзя монополизировать, они возникают сами собой там, где в этом есть необходимость. История редакции COLTA.RU неожиданно для всех (и в первую очередь для нас самих) стала поводом для возникновения этого летучего, внезапного «вместе», которое легко увидеть и сложно описать языком медиакита: ни возраст, ни образование, ни уровень доходов не решают здесь ничего. Для этого «вместе» я (и все, кто останется с нами на новом сайте) буду работать, о нем думать, с ним говорить. Каким станет наш общий ресурс, чем он будет отличаться от старого, куда и как расти — мы тоже выясним вместе.

Лишившись права на трагедию, обнаруживаешь, что у жизни есть в запасе дополнительные возможности и что право на комедию — вещь, которую невозможно утратить, даже если очень захочется. Тогда становится видно вот что: четырехлетняя история нашего проекта с ее необыкновенными поворотами, драматическими закрытиями, чудесными спасениями, страстями и перебранками — в меру славная, в меру грустная и очень, очень смешная. И это хорошо: еще и потому, что комедий с плохим концом, кажется, не бывает. А некоторые и вовсе не кончаются.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245071
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246625
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413189
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419660
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423728
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429028
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429678