3 февраля 2017Colta Specials
1059

Неприкосновенная святыня или объект рефлексии?

Проект Yolocaust ставит вопрос об отношении к памятникам в Германии и в России

текст: Андрей Завадский
Detailed_picture© Yolocaust

Фотографии молодых людей, позирующих на фоне мемориала жертвам Холокоста в Берлине, появлялись в медиа и прежде. Однако такой оживленной дискуссии, какую спровоцировал проект Yolocaust, они не вызывали. 28-летний израильский писатель Шахак Шапира наложил селфи, найденные в свободном доступе в интернете, на реальные снимки из немецких концентрационных лагерей: смеющаяся парочка, снимающая себя на смартфон, оказывается частью групповой фотографии истощенных узников в бараке; девушка занимается йогой в горе скрюченных трупов. По словам Шапиры, он сознательно выбрал из найденных в социальных сетях селфи самые экстремальные случаи, чтобы привлечь внимание общественности и инициировать дискуссию об отношении к памятникам и в целом о проблемах памяти о Холокосте. Это, конечно, этическое передергивание: одно дело — сделать удачный кадр у памятника и совсем другое — сфотографироваться в окружении полуживых и мертвых тел жертв лагерей смерти. Этой манипуляцией и объясняется повышенный интерес к проекту, проявившийся, как и задумывалось автором, в многочисленных новостных сообщениях и публицистических колонках европейских изданий.

Связь с реальностью

Помещая историю с селфи на фоне памятника жертвам Холокоста в общую дискуссию о немецкой мемориальной культуре, нельзя не учитывать два обстоятельства. Прежде всего, сегодня радикально меняется роль фотографии как средства коммуникации. Культурологам и антропологам еще предстоит изучить глубину этой трансформации, но уже сейчас можно говорить о том, что камера в телефоне и селфи становятся неотъемлемой частью взаимодействия молодых людей с реальностью. Фотоснимок, кажется, перестает быть развлечением или простым способом запечатлеть увиденное «на память» и превращается в основной способ установления связи как с повседневным, так и с выходящим за рамки повседневности опытом. Фотография начинает служить и способом взаимодействия с прошлым — с культурным наследием, травматической памятью и так далее. Тинейджер в музее, снимающий на телефон знаменитое произведение искусства (которое в два клика находится в интернете), может раздражать, но такое поведение не обязательно означает неуважительное отношение к искусству или неспособность его воспринимать. Оно означает, что меняется модус восприятия.

Конечно, было бы глупо утверждать, что селфи непременно ведет к осмыслению прошлого. На снимках, отобранных Шапирой, изображены молодые люди, наслаждающиеся солнечным Берлином и жизнью в целом — YOLO, you only live once, жизнь коротка! Но обвинить этих людей можно разве что в дурном вкусе и недостаточной образованности. В конце концов, мы не знаем, что (кроме селфи) они делали у мемориала, читали ли они пояснительные таблички, знали ли они хоть что-то о памятнике, у которого фотографируются.

Другой важный аспект, который нужно принимать во внимание, — это особенности памятника как коммеморативного объекта. С одной стороны, мемориал — это твердая форма памяти, появляющаяся с утверждением общественного консенсуса о том, что необходимо помнить. С другой стороны, это архитектурное сооружение, возведенное, как правило, в черте города и являющееся частью городского пространства. Как написал у себя в фейсбуке драматург Валерий Печейкин: «Если делаешь такой мемориал, не удивляйся, что по нему будут ходить, бегать и прыгать. Это как сделать памятник с бронзовым гением на скамейке и удивляться, почему на нее все тащат свой зад». Но онтологическая уязвимость к неуважительному отношению, а порой и вандализму — не единственное слабое место памятника как объекта коммеморации: любому памятнику (кроме разве что церетелиевского Петра I) свойственно со временем сливаться с пространством — и становиться для многих незаметным. Решению построить в центре Берлина мемориал памяти уничтоженных евреев предшествовало продолжительное обсуждение в Германии всех этих вопросов, но проект все-таки реализовали. Потому что, несмотря ни на что, памятники — важная часть мемориальной культуры, играющая не последнюю роль в формировании сообщества памяти.

Танцы на костях

Здесь важно отметить, что мемориал мемориалу рознь. Порой это не просто архитектурное сооружение, а место смерти или захоронения — с посетителей таких памятников и спрос другой. С этой точки зрения, например, решение берлинских властей провести в прошлом году музыкальный фестиваль Lollapalooza в берлинском Трептов-парке было как минимум спорным: на территории парка расположен военный мемориал, где похоронено несколько тысяч погибших во Вторую мировую советских солдат. Правда, в ответ на справедливое в данном случае недовольство российского МИДа берлинские власти возвели вокруг мемориала ограждения, сделав его недоступным для участников фестиваля.

По этой же причине селфи в мемориальном комплексе Аушвиц-Биркенау, созданном на месте трех самых больших нацистских концлагерей, — феномен гораздо более серьезный и пугающий, чем фото на фоне берлинского памятника. Это действительно танцы — или йога — на костях. Правда, я лично не видел снимков, на которых молодые люди с улыбками позировали бы на фоне освенцимских бараков. (Недавний документальный фильм Сергея Лозницы «Аустерлиц» говорит все же немного о другом — о том, как посещение мемориалов, созданных на месте бывших концлагерей, превращается в туристическую рутину, а это явление требует отдельного осмысления.) Если такие селфи и есть, то эти случаи единичны: как правило, молодые люди ездят в бывшие концентрационные лагеря группами, и их заранее серьезно готовят к предстоящему опыту.

Мысль о важности различия между местом захоронения или смерти, с одной стороны, и специально созданными для коммеморативных целей архитектурными сооружениями, с другой, сформулировал в своем комментарии Би-би-си и создатель берлинского мемориала, архитектор Питер Айзенман. Реагируя на проект Yolocaust, он заявил: «Люди всегда прыгали по этим плитам. Они [на них] загорали, обедали — и в этом, на мой взгляд, нет ничего страшного… Памятник — это повседневное явление, а не святое место».

Поэтому на вопрос, действительно ли селфи на фоне берлинского мемориала свидетельствуют о неуважении молодых немцев (европейцев) к памятникам Холокоста и кризисе немецкой (европейской) мемориальной культуры, можно ответить отрицательно.

© Instagram
Пространство рефлексии

Но это вовсе не значит, что память немцев о нацизме и Шоа не сталкивается со сложностями. Напротив, немецкая мемориальная культура вступает в непростой период. Ее аффирмативный характер, подразумевающий общественный консенсус о необходимости помнить, неизбежно ведет в последние десятилетия к ослаблению актуальности Холокоста в немецкой публичной жизни. Немцы окончательно договорились, что память о нацизме и геноциде евреев должна стать стрелкой их морального компаса: изменили образовательные программы, воздвигли памятники, создали мемориальные центры, открыли музейные экспозиции — но что дальше? Как поддерживать интерес к мемориальной культуре?

Важен и другой объективный фактор: удаление Второй мировой войны во времени и связанная с этим смена поколений также осложняют актуализацию памяти о случившемся. Умирают так называемые свидетели прошлого — люди, пережившие войну и Холокост; молодые поколения иначе воспринимают прошлое и сложившуюся мемориальную культуру, порой обвиняя родителей в излишнем охранении памяти — по их мнению, это ведет к сокращению пространства для рефлексии.

Но при всем этом дискуссия о мемориальной культуре в Германии никогда не прекращалась: любой повод — в том числе публикация проекта Yolocaust — используется для реактуализации памяти. Вокруг мемориалов и памятников не возводятся стены — ни физические, ни метафорические. В Берлине можно передохнуть на серой плите мемориала жертвам Холокоста, в нескольких частях города можно потрогать сохранившиеся остатки Берлинской стены. Улицы его, да и улицы многих других немецких городов усыпаны «камнями преткновения» (Stolpersteine) — встроенными в тротуары и мостовые табличками, на латунной поверхности каждой из которых выгравированы имя, дата рождения, а также год и место смерти жертвы нацизма. На эти «камни» ежедневно наступают сотни и тысячи ботинок, и к этому можно относиться по-разному, но факт в том, что для многих физическое прикосновение к мемориалу означает и «прикосновение памяти».

Вот еще показательный пример: недавно один из лидеров ультраправой партии «Альтернатива для Германии» Бьорн Хёке, выступая в Дрездене, назвал берлинский мемориал «памятником позора» (Denkmal der Schande). По его утверждению, многие немцы больше не чувствуют вину за нацистские преступления — и поэтому необходимо срочно развернуть государственную мемориальную политику на 180 градусов. Слова Хёке вызвали бурю негодования в Германии; политика осудили и большинство СМИ, и даже глава «Альтернативы для Германии» Фрауке Петри. Однако примечательно при этом, что такое радикальное для немецкого сообщества памяти мнение все же прозвучало вслух: оно вне этики, но не вне закона. Немцы не огораживают свою память музейной лентой, не ставят на ее охрану патриотических церберов (хотя справедливости ради стоит отметить, что в Германии, как и в ряде других стран Европы, принят закон, запрещающий отрицание Холокоста и преуменьшение нацистских преступлений).

Право на сомнение

Израильский философ Авишай Маргалит в книге «Этика памяти» предлагает различать памятование как религиозный вопрос и как вопрос этики. Немецкая память о нацизме и Холокосте — это сложная этическая система, выстраиваемая в течение долгого времени и все время подвергаемая обсуждению, изменению, пересмотру.

Чего нельзя сказать о памяти российской. В России официальная память, в центр которой помещены Великая Отечественная война и Великая Победа, подобна религии. Ее догматы запрещено подвергать сомнению, в них можно только верить. Не зря акции «Бессмертного полка» напоминают религиозные процессии с хоругвями и иконами святых. Любая рефлексия, любое прикосновение — будь то к «подвигу 28 панфиловцев» или к Вечному огню — рассматривается как осквернение, оскорбление чувств верующих и карается законом. Российская официальная память — это память-догмат, память-крепость, память-недотрога.

На этом золото-иконном фоне проступают очертания тех, кто осмеливается прикоснуться к святыне. Летом 2015 года на сайте Государственного архива РФ был опубликован документ, в котором в очередной раз подтверждалось, что «подвиг 28 панфиловцев» — миф. Это спровоцировало публичный конфликт между тогдашним главой Госархива Сергеем Мироненко и министром культуры Владимиром Мединским, после чего Мироненко был отправлен в отставку (каноническую версию истории 28 панфиловцев воплотил в одноименном фильме режиссер Андрей Шальопа, и всех, кто подвергает ее сомнению, министр культуры объявил, как известно, «кончеными мразями»).

Авторы и участники проекта «Последний адрес» — гражданской инициативы, в ходе которой на дома людей, подвергшихся в советское время политическим репрессиям, устанавливаются мемориальные знаки, — табличка за табличкой пробивают стену официальной мемориальной культуры. Ну и, конечно, громадный вклад в возрождение интереса к низовой памяти внес выпускник Томского университета Денис Карагодин, добившийся от ФСБ акта о расстреле в 1938 году своего прадеда Степана Карагодина.

Эти люди — словно протестанты, подвергающие сомнению религиозные догматы, привлекающие внимание к другой памяти, борющиеся за право свободного вероисповедания. Они понимают: YOLO — жизнь слишком коротка, чтобы не помнить ложь, страдания и убийства, в которых повинен преступный режим.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244887
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246447
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413038
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419526
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423607
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428908
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429562