28 ноября 2017Colta Specials
674

Кончита Вурст: «И тут я вспоминаю: “Черт, а ведь я все-таки мужчина!”»

Австрийская дрэг-звезда, прославившаяся после «Евровидения-2014», открыто и серьезно говорит о вещах, о которых другие молчат

текст: Лёля Нордик
Detailed_picture© ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о бок»

На международный ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о бок», проводящийся в Санкт-Петербурге, приезжала победительница «Евровидения-2014» Кончита Вурст — самая известная бородатая леди в мире. От ее имени создатель этого образа — австриец Том Нойвирт поговорил с Лелей Нордик о дрэг-культуре, втором альбоме, феминизме и хейтерах.

— Многие в России ничего не знают про дрэг-культуру, и отчасти из-за этого вас здесь как только не называют — транссексуалом, трансгендером, трансвеститом. Конечно, я говорю именно о людях, которые знают вас в связи с победой на «Евровидении», но не вдавались в детали вашей биографии и не разбираются в тонкостях терминологии. Вы часто сталкиваетесь с этим?

— Действительно, люди очень часто путаются в категориях, но я всегда стараюсь акцентировать на этом внимание. Крайне важно не путать дрэг с транссексуальностью или трансгендерностью. Если я переодеваюсь в женщину, это не значит, что я чувствую себя женщиной или хочу стать женщиной. Дрэг-квин — это, в первую очередь, образ, амплуа для жанрового перформанса. Дрэг-артисты перевоплощаются в гротескный образ противоположного пола. Это актеры, которые играют самостоятельно придуманную роль, чтобы сделать развлекательное шоу для зрителей.

Дрэг не подразумевает гомосексуальности артистов, а уж тем более транссексуальности. И хотя дрэг — неоспоримо важная часть гей-культуры, артисты дрэг-шоу могут быть совершенно любой сексуальной ориентации. В том числе это бывают гетеросексуальные мужчины и женщины.

Conchita Wurst — «Rise Like a Phoenix»

— Грубо говоря, на работе и в ситуациях, с ней связанных, вы — Кончита Вурст, «леди с бородой». А дома и вне сцены вы — Том Нойвирт. Чем отличаются два ваших образа жизни?

— Я бесконечно рада тому, что, будучи Томом, имею возможность жить спокойно, как обычный человек. Гулять по улицам, ходить по магазинам и не привлекать никакого внимания. Несмотря на то что я с 17 лет выступаю под своим настоящим именем на телевидении, сейчас вне образа Кончиты меня крайне редко узнают люди даже в Австрии. И я счастлива, что так сложилось, ведь постоянное внимание — это тяжело.

— Кем вы вдохновлялись, создавая образ Кончиты?

— Конечно, я не была первой бородатой леди. Все мы видели фотографии бородатых женщин, сделанные еще 100 лет назад, тогда это был аттракцион. Сейчас в дрэг-сообществе очень много дрэг-квин с бородой, но нельзя сказать, что я задала этот тренд. Моим кумиром был Mathu Andersen — известный визажист. Я увидела его инстаграм и пришла в полный восторг. Это эдакая Миранда Пристли (персонаж Мерил Стрип в фильме «Дьявол носит Prada». — Ред.) с бородой (смеется). Так что если уж я и копировала кого-то, то именно его.

Изначально я видела в образе Кончиты лишь эпатаж и эксцентричность, но затем поняла, что могу стать примером для всех людей, которые не вписываются в стандарты, навязываемые нам обществом.

— После финала «Евровидения» некоторые российские СМИ грубо отзывались о вашей победе и вашем сценическом амплуа. Я видела интервью с вами на одном из российских федеральных каналов, там вам задают много провокационных вопросов и выставляют вас в дурном свете. Это обычная практика для подобных телепрограмм, но я удивилась тому, насколько спокойно вы реагируете на провокации и с каким достоинством держитесь.

— Нельзя давать медиа возможность искажать слова и неправильно интерпретировать твою точку зрения, но еще более важно отстаивать свое право на то, чтобы быть «видимым». Поэтому, даже если комментарий журналиста негативный, как это часто бывает в странах, где государство придерживается консервативных взглядов, мне важно, чтобы меня увидели люди. Когда я сам, будучи ребенком, уже осознав себя геем, видел по телевизору, например, Ру Пола или кого-то еще из дрэг-артистов, мне было совершенно неважно, что там о нем говорят, как его оценивают и репрезентируют. Настолько я был заворожен этими образами, этими личностями. И в моем сознании утверждалось понимание, что и такое тоже может быть, что я тоже имею право на существование.

Мне очень горько, что у России сейчас такая плохая репутация.

Поэтому, даже если статья, репортаж, что угодно очерняют вас за вашу инаковость, велика вероятность, что какое-то количество людей сможет увидеть сквозь эту негативную оценку и почувствовать, что они не одни и что их желание свободно самовыражаться также имеет право на существование. У меня действительно до сих пор случаются ситуации, когда журналисты задают неприятные вопросы, и я чувствую, что они настроены недружелюбно, но я все равно считаю важным отвечать им спокойно и донести свою точку зрения. Я, конечно, тоже не идеальна, я могу ляпнуть какую-нибудь глупость, но стараюсь сохранять уважение и нести ответственность за то, что я говорю. Потому что с помощью одной камеры и одного журналиста я могу дотянуться до огромного количества людей, которые нуждаются в этом. При этом я также прекрасно понимаю тех знаменитостей, кто не готов говорить о своей сексуальности, о своей неконвенциональной идентичности. Но это не потому, что они слабые, это потому, что наше общество находится не на правильном пути. Нельзя требовать от каждого рисковать всем, что у него есть, ради того, чтобы изменить общество. Я нахожусь на том этапе, когда я могу позволить себе говорить все, что я думаю, но я бы хотела, чтобы такая возможность была у всех.

© ЛГБТ-кинофестиваль «Бок о бок»

— Сейчас молодые люди с необычной внешностью, не вписывающейся в общепринятые стандарты красоты, используют соцсети, особенно Инстаграм, для продвижения своих индивидуальных представлений о прекрасном, но при этом сталкиваются с большим количеством ненависти. Что вы можете им посоветовать?

— Я понимаю, что очень просто подвергнуться волне ненависти и критики, так как сегодня все могут постить и комментировать, что захотят, как захотят и где захотят. Многие люди специально создают анонимные аккаунты, чтобы писать злые комментарии и унижать других. Но есть и другая сторона соцсетей: вокруг тебя всегда собирается также и группа поддержки, люди, которым близко и важно то, что ты делаешь. И эти люди обладают способностью объединяться, чтобы противостоять хейтерам. Я испытала это на себе: в последнее время в моих аккаунтах все меньше злых комментариев, так как мои фанаты сразу же реагируют на них. Что мне особенно нравится, так это то, что они не ругаются с хейтерами, а остаются спокойными и скорее пробуют в ответ задать конструктивные вопросы.

Не всегда есть силы вести диалог, но, если они есть, я считаю важным пытаться разговаривать с теми, кто тебя не принимает и не понимает.

Я думаю, это разумный подход, так как практически невозможно изменить чье-то мнение в Интернете, тем более мнение хейтеров, но иногда имеет смысл выразить свое мнение, показать другую точку зрения, к которой, возможно, кто-то прислушается. Абсолютно нет никакого смысла отвечать ненавистью на ненависть, агрессией на агрессию. Но если есть возможность вступить в адекватный диалог, заставить людей задуматься — это уже достижение. Конечно, не всегда есть силы вести диалог, но, если они есть, я считаю важным пытаться разговаривать с теми, кто тебя не принимает и не понимает.

Я считаю, что социальные сети — это большая надежда для всех тех людей, кому кажется, что они одиноки в своих интересах, что их никто не понимает. Теперь это не так. Можно жить в крошечном городе на краю земли и найти поддержку в соцсетях.

Я бы посоветовала всем людям, которые переживают из-за травли и ненависти в интернете: оставайтесь «видимыми», продолжайте делать то, что вы делаете, не расстраивайтесь из-за хейтеров, а цените тех, кто вас поддерживает. Объединяйтесь со своими единомышленниками и пытайтесь вместе противостоять агрессии, отстаивать право быть собой.

— Недавно вы говорили о том, что устали от Кончиты Вурст. Какие еще образы вам было бы интересно создать?

— Сейчас я все еще работаю над вторым альбомом, затем поеду в тур. Возможно, после этого я на какое-то время решу отдохнуть от Кончиты, чтобы как артист попробовать что-то еще. Но никогда не говори «никогда». Возможно, пройдет еще пять лет, и я снова захочу вернуться к образу Кончиты Вурст, кто знает! Сейчас я хочу больше развиваться. Есть столько вещей, которые мне хочется попробовать, где не нужны накладные ресницы и парики (смеется)!

— Что, например?

— Мне интересен дизайн, я бы всерьез хотела заняться дизайном мебели. Мне бы хотелось создавать декорации для театральных постановок и кино, даже написать сценарий к собственному фильму. Огромное количество вещей, которым я хочу научиться! У меня вообще бесконечно рождаются идеи, я постоянно их записываю. Мой компьютер и телефон — это целая куча заметок. Я постоянно наблюдаю за тем, что происходит в мире вокруг, и ищу вдохновение.

Conchita Wurst — «Purple Rain (Prince Cover)»

— Как вы относитесь к феминизму?

— Я считаю, что все должны разделять идеи феминизма вне зависимости от гендера. То, что в нашем обществе женщины и мужчины до сих пор не имеют равных прав, меня шокирует. Даже работая в развлекательной индустрии в образе женщины, я часто вижу, как мое поведение и поведение моих коллег-женщин оцениваются по-разному. То, что могу себе позволить на сцене я, что сорвет овации зала, может вызвать раздражение той же аудитории просто потому, что это делает женщина. Хотя мы можем шутить на одни и те же темы, реакция может быть совершенно разной. И тут я вспоминаю: «Черт, а ведь я же все-таки мужчина!» Все эти правила — что женщина может себе позволить, а что нет, что должна надевать, как и что говорить… Это все так устарело, но до сих пор работает. Сексизм, эйджизм, которому подвергаются женщины… Это ужасно!

— Некоторые знаменитости принципиально не приезжают в Россию из-за политической ситуации и не в последнюю очередь из-за дискриминации ЛГБТ. Как вы относитесь к этому?

— Я категорически против такого подхода! На «Евровидении» я получила огромное количество голосов из России. Это доказательство того, что люди, которые живут в России, — не то же самое, что государство. Мне очень горько, что у России сейчас такая плохая репутация. Я впервые приехала в Петербург, и я просто ошеломлена красотой этого города. Каждый должен здесь побывать! Сейчас огромное количество ЛГБТ-людей в России нуждается в поддержке. Им важно, чтобы звезды уровня Мадонны приезжали и к ним, показывая, что они не одни. Я здесь, чтобы поддержать этих людей.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244877
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246436
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413029
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419517
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423597
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428901
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429555