9 июня 2021Colta Specials
217

«Создание нового — это и есть социальная практика свободы»

Андрей Курилкин о новом культурном пространстве в центре Москвы

текст: Георгий Горюнов
Detailed_picture© dkrassvet.space

В одном из цехов бывшего московского завода «Рассвет» открылся одноименный ДК — независимое пространство с программой спектаклей, концертов, кинопоказов и лекций. ДК Рассвет — проект продюсерской группы InLiberty. Мы поговорили о новом месте с директором InLiberty Андреем Курилкиным.

— Расскажите, что такое ДК Рассвет.

— Я так об этом рассказываю: вокруг нас сегодня очень много прекрасного искусства, литературы, науки, заслуживающей популяризации, — все это есть, работает и имеет успех, но успех очень ограниченный. Все время кажется, что это новое сегодняшнее искусство не может встретиться со своей настоящей большой аудиторией. Общая сцена, конечно, есть, но очень маленькая, и часто на ней далеко не самое интересное, а на Курентзиса надо начинать откладывать с юности.

Не хватает общих площадок, общих медиа, которые были бы обращены к продвинутому городскому обывателю с культурными интересами и на равных рассказывали бы ему про академическую музыку, театр, современную науку и т.п., которые создавали бы образ современной культуры как целого. Не знаю, существует ли сегодня такой обыватель в природе, но ведь его можно вырастить, и он будет благодарен. Я знаю, о чем говорю: я сам в каком-то смысле являюсь продуктом культурной утопии, которую в давние времена построил в «Коммерсанте» великий Алексей Тарханов. Благодаря его отделу культуры я уверен, что все самое интересное происходит именно сейчас и что все самое разнообразное культурное производство — низкое, высокое, популярное, авангардное — существует именно для меня.

Я мыслю ДК Рассвет как такого рода медиа. Площадка как медиа — мне кажется, это рабочая культурная форма. Можно перечислять события, которые мы в ДК планируем или мечтаем устроить, но мне важнее проговорить этот общий пафос, который мы закладываем в его основание: культура — это большое общее целое, и есть смысл видеть большую картину без цеховых и партийных перегородок.

© dkrassvet.space

— Как родилась идея ДК — явно в не самую благоприятную для такого рода проектов эпоху?

— Признаюсь, не было такого, чтобы мы сначала придумали проект, а потом начали искать площадку и т.д. Смотрели разные пространства для нового офиса и оказались в большом руинированном цехе «Рассвета»: под потолком — фермы и огромная кран-балка, в центре — гигантский чугунный пресс. Такие вещи описывают в терминах «любовь с первого взгляда»: ты сразу видишь что-то, чего не видят другие. Я вошел в зал и сразу понял, что здесь будет, как он будет выглядеть, как называться. Но, конечно, этот инсайт вписывается в общую траекторию InLiberty: во время пандемии мы достроили наши образовательные проекты до отдельного бизнеса — InLiberty Education со своей почти автономной командой, и нужно было ввязываться во что-то новое. И в мою личную: в своем дружеском кругу я давно выступаю штатным пропагандистом новой культуры — посмотри «Софичку», сходи на Генюшаса, прочитай Гронаса и т.п.; пора наконец это капитализировать. Ну и есть общая конъюнктура, она как бы подталкивает к артикулированному выбору — надо либо уезжать, либо соглашаться с прозябанием и упадком, либо оборонять хоть какие-то рубежи. Решили, что еще повоюем.

— Откуда такое благодушное название?

— В нашем рабочем кружке была дискуссия о том, можно ли использовать советскую номинацию. Но для меня ДК ассоциируются не с советской пропагандой, а со временами перестройки и начала 90-х, когда они стали пространством новой жизни, культурной и общественной. Например, ДК МЭЛЗ на Яузе, где была легендарная многодневная премьера «Ассы» с бесконечными концертами и выставками, или «Неделя совести» вокруг конкурса проектов первого памятника жертвам политических репрессий — там фактически появился на свет «Мемориал». У нас образ этих лет связан в первую очередь с митингами, но ДК — это как бы подбрюшье этих митингов, тут, видимо, сыграл роль их межеумочный юридический статус, позволявший им работать в обход советской культурно-бюрократической инфраструктуры. В силу возраста я застал самый хвост этой жизни, и она мне очень нравилась и нравится. В общем, назвали ДК Рассвет — в честь одноименного завода, частью которого, собственно, еще недавно и было наше здание, и в честь одноименной эпохи, эпохи рассвета, которая создала нас самих.

Конечно, слово «рассвет» не сильно вяжется с тем, что происходит вокруг. Вокруг все плохо и явно будет хуже. В нашем случае можно хотя бы думать, что ты занимаешься не бессмысленным делом, что это социальное предпринимательство, усложнение социальной ткани, утверждение нормы. Что ты отстраиваешь свою территорию со своими правилами и ценностями, вовлекаешь в это разных людей... Само предпринимательство, создание нового — это и есть социальная практика свободы. И, когда ей занимаешься, свободы в обществе больше, а когда перестаешь заниматься — меньше.

© dkrassvet.space

— Даже по фотографиям видно, что ДК — дорогой проект, потребовавший больших вложений. Какая бизнес-модель стоит за ним?

— Мы — совершенно независимый проект, обычная благородная коммерция. И я считаю эту конструкцию для Москвы важной новацией: за всеми нашими главными местами стоит большой или очень большой капитал, а мы пробуем построить что-то подобное снизу. Мы продаем билеты и что-то зарабатываем на субаренде площадки. Это накладывает массу ограничений, потому что далеко не все можно отбить продажами, и у нас много амбициозных планов, которые нельзя реализовать без спонсорства — коммерческого или благотворительного, поэтому мы активно занимаемся фандрайзингом. Бодрящая рутина предпринимательства, отягощенная гражданским пафосом и социальными амбициями.

ДК Рассвет открывается 9 июня спектаклем Александра Маноцкова «Requiem, или Детские игры».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244880
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246441
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413031
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419519
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423599
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428903
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429557