третье место в номинации «Повседневная жизнь / Серии», World Press Photo 2014 («Дни ночи – ночи дня»)
Прежде всего, мне хочется поздравить наших Сергеев (Сергей Пономарев и Сергей Ильницкий. — Ред.) с победой! Надеюсь, что в следующем году российских фотографов будет столько же, сколько китайцев и итальянцев в этом конкурсе.
В целом конкурс этого года произвел на меня положительное впечатление — некоторые фотографии удивили, многие проекты я уже видела и рада, что они получили такое широкое освещение через WPP.
Больше всего меня порадовало добавление новой категории — Long-Term Projects. Ее очевидно не хватало для конкурса фотожурналистики. Теперь для документалистов будет больше пространства для выражения. Все три проекта хороши — их надо видеть. Победа Дарси Падильи заслуженна. Потрясающая история.
Каждый WPP индивидуален и отличается от предыдущих. Состав жюри из года в год разный, а от человеческого фактора зависят и выбор, и общий настрой.
После просмотра новостных категорий всегда остается ощущение трэша, беспомощности перед безумием катящегося к саморазрушению мира. Насилие, агрессия, катастрофы. Эти фотографии — информационные каналы. Критерий оценки — важность новости в мировом масштабе и емкость информативной передачи. Судить с художественной точки зрения о композиции трупов в кадре, колорите кровавых пятен просто неэтично. С Майдана, например, я видела гораздо более интересные репортажи, но победила жестокость.
Не обошлось и без сюрпризов. История о массовом похищении девушек в Нигерии Гленны Гордон (Glenna Gordon) в категории General News получила второе место. Она полностью построена на съемке объектов, принадлежавших девушкам, на темном фоне. В современной фотографии этот прием повествования получает все большее распространение, но встречается чаще в арт-среде и на концептуальных фотофестивалях. Тем удивительнее его признание в новостной категории. Хотя это уже скорее тенденция. В прошлом году похожий проект на WPP занял первое место в разделе «Повседневная жизнь» (Fred Ramos, «The Last Outfit of the Missing»). На мой взгляд — это здоровая альтернатива прямому повествованию. Благодаря отсутствию барьера визуального отвращения и шока, воздействуя через текст и прямой контакт с воображением, такой подход дает еще более глубокое соприкосновение с судьбами людей и их трагедиями.
Мое внимание в WPP больше привлекают категории Daily Life, Contemporary Issues, Portraits, Nature… Всегда интересен взгляд на повседневность в ее многообразии, на то, что ускользает от новостных прожекторов, но что не менее важно для понимания мира. Фотографы проливают свет на закоулки нашей действительности. Здесь есть место новизне, удивлению, открытию, свежести подхода. И в конкурсе этого года много отличных историй и фотографий.
Очень неожиданна мрачная история о распаде бельгийского городка Шарлеруа, обнажающая гниющие нарывы европейского общества, спрятанные в тени фасада благоустроенности, — «Темное сердце Европы» итальянского фотографа Джованни Тройло (Giovanni Troilo).
Запомнилась алая фотография Ronghui Chen, обличающая адские условия производства рождественских украшений, а также драматичная жестокость тренировки обезьянки в цирке.
Замечательна светлая, тонкая, очень личная и глубоко трогающая история «Что остается» Саркера Протика (Sarker Protick).
Понравилась «Монголия, Black Gold Hotel» Мишеля Палацци (Michele Palazzi).
Оба этих проекта я уже неоднократно видела на фестивалях, в публикациях и очень рада, что они заслужили WPP.
Своей концептуальностью и идейной остротой меня тронул проект «Blue Sky Days» (автор — Thomas van Houtryve). Я уже видела несколько фотографий из серии, которые врезались в память, но не знала контекста серии. Связывающая эти графичные снимки идея дает проекту глубину и второе измерение, обнажает незащищенность общества, хрупкость жизни, ощущение нависшей угрозы, нашу беззащитность и зыбкость реальности на грани катастрофы — жизнь под прицелом.
Лыжники Сергея Ильницкого — радость для глаза и полное ощущение полета.
Благодаря Long-Term Projects можно увидеть более развернутую версию работы польского фотографа Kacper Kowalski «Side Effects» — продолжение уже получившей в прошлом году второе место «Toxic Beauty».
Здорово, что WPP становится все больше открытым к художественным и концептуальным решениям.