22 марта 2016Театр
137

«Для меня все это игра»

Андрей Могучий в беседе с Борисом Юханановым

 
Detailed_picture© Евгений Новоженина, Владимир Вяткин / РИА Новости

На будущей неделе исполнится три года с тех пор, как режиссер Андрей Могучий возглавил петербургский БДТ, а в жизни прославленного театра имени Георгия Товстоногова наступил новый этап. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей COLTA.RU расшифровку беседы Андрея Могучего с худруком Электротеатра «Станиславский» Борисом Юханановым, состоявшейся в начале марта в рамках проекта Электротеатра «Школа современного зрителя и слушателя» (совместно с Институтом театра и фестивалем «Золотая маска»), — примечательный человеческий документ, портретирующий главу Большого драматического едва ли не лучше его многочисленных интервью.

Борис Юхананов: Я очень близко переживаю судьбу и творчество Андрея. Твоя лидерская позиция в искусстве, беспощадное к себе отношение — это редкое качество режиссеров нашего поколения. Твое рискованное вхождение в структуру [репертуарного театра], потрясающая история с Александринкой, Новой сценой, которую вы задумывали вместе с Фокиным, твой фестиваль [«Театральное пространство Андрея Могучего»] — который ты делаешь открытым, откровенно, неустрашимо и невзирая ни на что, отдавая ему свое имя, работая над созданием культурного контекста… И, наконец, то, что ты возглавил БДТ: это огромный риск и огромный труд. Как ты строишь свой театр сегодня? Какие реальные проблемы существуют сейчас в БДТ?

Андрей Могучий: Вспоминая сейчас о том, как я вошел в профессию, как возник Формальный театр, как мы оказались в Европе со всеми нашими перформансами, и размышляя о том, как в моей жизни возник БДТ, я подумал, что механизм везде один и тот же: все всегда происходило помимо всякой логики, и конфликт всегда заключался не внутри того или иного события, а между событием и жизнью. Когда я соглашался в довольно короткий срок войти в БДТ, для меня это был своего рода художественный акт: дело было не в карьерной перспективе, а в перспективе нового художественного задания, интересного мне как художнику. Я даже к процессу выбора директора подходил как к кастингу — формируя команду так, будто готовился к работе над новым спектаклем.

Поэтому репертуарная политика во многом выстраивалась не с точки зрения значимости или качества отдельных спектаклей, а исходя из контекстуального движения. Мне, например, было очень важно, чтобы первой премьерой, выпущенной на исторической сцене БДТ, оказался спектакль «Что делать?» — а дальше мы бы уже разбирались в том, что же, собственно, делать с этим названием, с этой книгой. Я понимал, что первый шаг в проекте, который мы сами для себя назвали «Возвращение БДТ», должен быть достаточно резким. Важно было сделать что-то интуитивное, что-то противоречащее логике — так, мы с [художником Александром] Шишкиным поставили на месте партера амфитеатр из алюминиевых ферм, что в Большом драматическом казалось совершенно невозможным. Это был скучный роман, странная инсценировка — вообще многое делалось в движении отрицания.

Меня вчера кто-то из журналистов спросил, мол, вы занимаетесь в БДТ классикой — хотя ни одного классического произведения в чистом виде я в этом театре не поставил. «Что делать?» — это пьеса петербуржцев Александра Артемова и Дмитрия Ушкова, «Пьяные» — понятно, тоже современная драматургия, «Алиса» сочинялась и вовсе с нуля… А вот в этом году я действительно перехожу к классическим текстам — к «Грозе», к «Мертвым душам» — в пространстве, уже насыщенном энергией произошедшего в БДТ взрыва. Как-то так я чувствую эту логику: сейчас мы переживаем такой период, когда выбранный театром материал не должен взрывать ситуацию — он должен ее сбалансировать. Я так чувствую.

Юхананов: Понятно, что в управлении таким большим кораблем, как БДТ, существует очень много необходимой пассивной толерантности, без которой, наверное, невозможно. Но там, где ты реализуешь свою стратегию, толерантность не работает — там работают другие, подчас беспощадные, критерии. В этом смысле меня заинтересовала твоя фраза о возвращении — что ты имеешь в виду, к чему тебе хочется вернуться? К ярким отношениям с обществом, которые когда-то были у этого театра?

Могучий: БДТ в этом смысле — театр совершенно особенный: имя Товстоногова необычайно мощно присутствует в нем до сих пор, несмотря даже на то что сам Георгий Александрович страшно боялся канонизации и буквального повтора того, что он делал. Но именно это, на мой взгляд, и произошло. Переступив порог БДТ, логично было это имя максимально быстро забыть — столь мощный вес авторитета Товстоногова не позволяет суставам работать, твоя собственная энергия подавляется мгновенно. Но именно этот путь показался мне ложным. И наша команда стала, напротив, очень внимательно относиться к прошлому БДТ — нам показалось, что самым авангардным, самым радикальным ходом будет приложить максимум усилий для того, чтобы снова сделать имя Товстоногова модным. А заодно понять, в чем заключался смысл его реформ, если они были, в чем был содержательный смысл той эпохи — и что же, собственно, Товстоногов сделал для театра.

Юхананов: А не окажется ли так, что чем точнее мы будем вскрывать суть прошлого, тем быстрее мы с ним расстанемся?

Могучий: Мы посвящаем действительно много времени исследованию первых десяти лет Товстоногова в БДТ — с 1956-го и позже: это были самые мощные, взрывные годы, когда он сделал лучшие свои спектакли. Они были заряжены теми же проблемами, которые существуют сегодня у меня, — человеческая позиция продолжает быть актуальной. Понятно, что театр — это про «здесь и сейчас», что чисто эстетически все тысячу раз успело измениться. Но, как ни странно, когда я общался с людьми, которые работали с Товстоноговым, мне показалось, что с чисто профессиональной точки зрения его метод сегодня вполне себе актуален. Это был человек, страшно в себе сомневающийся — что мне кажется достоинством для художника, искавшего подлинности в настоящем. Все это на фундаментальном, на методологическом уровне остается очень важными — взять хотя бы мысль о том, что классику нельзя ставить как классику, что спектакль обречен на неуспех, если не поставить классика как современную пьесу. Или, например, когда Товстоногов говорит о том, что в искусстве нет никаких ограничений и табу: он думал, что невозможно играть классическое произведение в современных костюмах, а посмотрел спектакль Питера Брука в Париже — и только на тридцатой минуте понял, что костюмы отнюдь не исторические. Брук убил в нем стереотип.

Страшно быть неактуальным.

Юхананов: Личность выигрывает у истории, а метод всегда проигрывает — со временем оказывается, что идеология спрятана не в личности, а в методе. Метод всегда идеологичен — и это довольно серьезная проблема с образованием: что же мы будем передавать, личность? Ее передать невозможно. Передавать метод значит подчинять человека собственной идеологии. Возможно ли тогда сегодня всерьез говорить об образовании, особенно о режиссерском? Каким ты его видишь?

Могучий: Мы с тобой были недавно на мастер-классе твоего учителя [Анатолия] Васильева — я восхищенно слушал и сразу же пошел услышанное применять: а почему, собственно, не попробовать? Мы все коллекционеры, черпающие из разных источников, заимствующие что-то друг у друга, переваривающие все это — и создающие таким образом свой персональный метод индивидуальной режиссуры. Я думаю, что ни один учитель не может назвать собственных учеников, но каждый может назвать своего учителя. У меня сын недавно окончил операторский факультет ВГИКа, и я решил по-отечески подарить ему свою любимую книгу — очень редкую брошюрку, лекции Андрея Тарковского о режиссуре. Дай-ка, думаю, пролистаю ее напоследок — а она вся исчиркана моими пометками. Я ее не открывал тридцать лет — и вдруг понял, что все это время говорил текстами Тарковского: мои идеи оказались вовсе даже и не моими. Есть ведь такая особенность у театральной профессии — паразитирование и присваивание.

Юхананов: В общении с тобой становится очевидно, что ты — человек отнюдь не тоталитарного свойства. Это не осложняет тебе жизнь в БДТ? Ждут ли от тебя тоталитаризма?

Могучий: Я думаю, что любовь всесильна.

Юхананов: Не кажется ли тебе, что современный театр совсем охренел? Что люди оказались в ситуации невероятной зависимости от собственной позиции современных режиссеров? Не хочется ли тебе все это взорвать и делать что-то совсем иное, нежели ожидают от тебя собратья по профессии и небольшая кучка любителей современного искусства вообще и театра в частности?

Могучий: Это очень страшно — быть неактуальным. Цифровая эпоха, когда каждый сам себе писатель, фотограф, художник, делает особенно острым вопрос критериев. Как мне как-то сказал заведующий Отделом новейших течений Русского музея Александр Давидович Боровский, увидев работу каких-то перформансистов, — «Я их пока художниками не назначал». Так же и в театре: что назначается искусством, то искусством и начинает быть. С этим, конечно, трудно смириться — даже нам, постмодернистам. Возвращаясь к вопросу — да, сегодня мы живем в эпоху охреневшего искусства. Хотя у театра и есть своя отличительная особенность — это негуманное искусство: публика приходит в зал, покупая билет непонятно на что, не зная, что именно она увидит, довольно долго сидит в зале, откуда нельзя так просто взять и выйти, — все это определенные критерии все-таки сохраняет.

Юхананов: Возможен ли сегодня в России коммерческий театр — профессиональный, классный, но полностью зависящий от бокс-офиса? И возможен ли в России некоммерческий театр? И если ни то, ни другое невозможно, то что здесь вообще происходит — с чем мы имеем дело в виде театра?

Могучий: Хочу в ответ процитировать только что пришедшую эсэмэску, пишет очень уважаемый мной человек: «Круто, когда театр выше критики, выше фестивалей, выше всей этой тусовки. Когда главное — проданные билеты на спектакли, в которых есть подлинный смысл. Это вышак».

Юхананов: Лексика советская. Я думаю, что слова про подлинный смысл непереносимы для театра и вообще крайне опасны: кто-то присваивает себе истину — и это ведет к фашизму. Бокс-офис не делает театр фашистским, он делает его демократическим, а вот рассуждения про подлинный смысл ставят театр на путь идеологии.

Могучий: Я думаю, что когда ты ставишь спектакль, то назначаешь этот смысл сам.

Юхананов: Нет, я могу избегать смысла и при помощи этого делать спектакль. Это техника. Так возможно ли, на твой взгляд, заниматься в России коммерческим театром?

Могучий: Мне кажется, что да. И он при этом может оставаться смысловым…

Юхананов: …учитывая бокс-офис?

Могучий: Да, и это для меня сегодня — чуть ли не самая важная задача: хочешь не хочешь, а 780 мест в БДТ надо каждый день продавать. Когда Минкульт говорит нам, что субсидии будут напрямую зависеть от кассы, то есть от количества зрителей, с этим можно сильно спорить, что мы и делаем, но жить все-таки приходится именно в такой системе координат. При том что заработать деньги не так уж сложно: два-три приема — и зал полон, это мы все и так знаем. Но для Большого драматического такой путь кажется мне неправильным.

Художник в моей голове все-таки пока превалирует над менеджером.

Юхананов: Там, где существует просвещенная демократическая власть бокс-офиса, одновременно отсутствует как класс репертуарный театр. Он просто не может существовать в ситуации власти кастинга над актером. Ты должен работу над каждым спектаклем начинать с кастинга, и тогда перед тобой море разливанное возможностей, актер перед тобой по струнке, ты можешь выбрать любого — и тогда появляется возможность сделать, как ты выражаешься, осмысленный спектакль, одновременно утолив жажду бокс-офиса. Если же ты имеешь дело с репертуаром и если тебе уже поздно торговать былой славой и угасающими звездами — то каким тогда инструментарием ты пользуешься для того, чтобы справиться с бокс-офисом? Тем более если ты включен в инфраструктуру, обслуживающую сегодня довольно примитивные настроения — как пропагандистские, так и витальные, которыми наполнено нынешнее время.

Могучий: Аудитория театра несравнимо мала по сравнению с аудиторией телевидения. Но я твердо уверен в том, что любой проект может найти своего покупателя — хотя это, конечно, всегда риск и проблема ленивых администраторов. Но если проект осмыслен аналитиками, доведен до стадии товара, его можно продать — в этой логике и необходимо существовать.

Юхананов: Но для этого нужно повышать культуру продюсирования и маркетинга театра, признать, что театр располагается на маркетинговой территории, понять, что неотъемлемой частью продюсирования театра является просвещенный активный маркетинг… Спрошу о другом. Ты говоришь, что твое творческое самоощущение не изменилось со временем — ты осознаешь себя в цельности, развивающимся, но все тем же художественным телом, что и в конце 1980-х годов.

Могучий: Движения были разными, но мотивация всегда одна, да.

Юхананов: Когда-то нам всем казались абсолютно великими определенные фигуры — Гротовский, Брук, Арто, Крэг… Поменялась ли у тебя конфигурация этого звездного неба, появились ли другие ориентиры в театре, драматургии, кинематографе? Изменилась ли картина мира, выраженная в персоналиях?

Могучий: Не изменилась, но дополнилась: Васильев, Някрошюс, Люпа, Персеваль, Митчелл…

Вопрос из зала: Какие образовательные программы существуют в БДТ и для чего они нужны?

Могучий: Мы в этом направлении сделали несколько шагов. С одной стороны, провели педагогическую лабораторию в расчете на общеобразовательные школы — в БДТ приходили учителя, с которыми занимался Борис Павлович: театр как инструментарий преподавания и театр как объект внимания — как смотреть спектакли, как их оценивать. С другой стороны, есть социальные проекты с центром «Антон тут рядом», с подопечными которого тот же Борис Павлович сделал спектакль «Язык птиц». Мы реализовали программу «Новые люди» по мотивам, понятно, Чернышевского — школьники под руководством драматурга писали сочинения о том, что такое новый человек сегодня. Ну и, конечно, обсуждения после «Что делать?» — темы, которые мы не успели осмыслить в спектакле, обсуждались уже в ситуации открытого диалога. Вообще желание разговаривать с друг другом колоссальное — поэтому и спектакли, построенные в форме диалога, сегодня более интересны и востребованы бокс-офисом. Что же до всех наших проектов и программ, то они неразрывно связаны с репертуаром: главный генератор смыслов и идеологии театра — большая сцена.

Юхананов: Сколько у тебя в год запланировано проектов на исторической сцене, есть какая-то статистика?

Могучий: Нет статистики.

Юхананов: Но разве может большой театр не планировать свою деятельность на год вперед?

Могучий: Поразительно, но может. Я же сказал в начале, что для меня все это — совершеннейшая игра. Художественная игра. Честно вам скажу: я не всегда знаю, каким будет мой следующий ход, — интуиция для меня важнее. Даже в этом сезоне у нас несколько раз по ходу дела менялись запланированные названия. Я создаю сложную систему подпорок, которая позволяет планированию быть очень гибким и быстрым. Подлинная моя мечта — прийти к долгосрочному планированию, но художник в моей голове все-таки пока превалирует над менеджером. На сегодняшнем этапе это кажется мне более важным. Репертуарная политика, стратегия театра должны прорасти, они должны быть естественными, художественно выращенными — и только после этого зафиксированными в конкретных планах. Эта ситуация требует, конечно, дополнительных ресурсов, прежде всего — человеческих, работы на износ, возможно — сменяемости кадров. Другой вопрос, что в дальнейшем я хочу сделать попытку реформировать формы существования репертуарного театра — оставив его при этом репертуарным. Но об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241967
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249773
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416419
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420638
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425907
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427241