10 июня 2016Театр
177

Культурный чернозем

Платоновский фестиваль в Воронеже как место силы

текст: Дмитрий Ренанский
Detailed_picture© Международный Платоновский фестиваль искусств

Чтобы понять что-то про место, занимаемое Платоновским фестивалем на культурной карте страны, достаточно непродолжительной утренней прогулки по центральной улице Воронежа. Оккупация проспекта Революции студентами московского ГИТИСа и петербургского РГИСИ, с утра возбужденно обменивающимися впечатлениями в местных кофейнях и штурмующими по вечерам аншлаговые спектакли, — красноречивое подтверждение статуса фестиваля как общероссийского центра культурного притяжения. Приезжая в Воронеж впервые, ты, конечно, помнишь о том, что репутация одного из самых осмысленных отечественных форумов закрепилась за Платоновским уже довольно давно, и готовишься к, так сказать, встрече с прекрасным — но личное знакомство с любимым детищем худрука Михаила Бычкова и патрона фестиваля Алексея Гордеева все равно оборачивается нокаутом.

Абсолютное большинство осуществляющихся сегодня в России культурных инициатив можно разделить на две категории: одни располагают большим финансовым и/или административным ресурсом, не обеспеченным идеями, другие — большими идеями, не обеспеченными ресурсом для их реализации. Редкие исключения из этого печального правила можно пересчитать по пальцам одной руки, и Платоновский — из таких примеров блестяще придуманного и перфекционистски воплощенного проекта национального значения: подробное изучение феномена воронежского фестиваля по-хорошему стоило бы сделать обязательным пунктом учебной программы вузов, готовящих менеджеров в сфере культуры.

Инвестируя в Платоновский фестиваль, губернатор Алексей Гордеев делает очень перспективное вложение.

У Платоновского и в самом деле есть чему поучиться.

Первое, на что обращаешь внимание, — уникальная для России типология городского фестиваля, ориентированного на максимально широкий охват аудитории и обращенного одновременно к самым разным возрастным и социальным группам (публику в Воронеже холят и лелеют в прямом смысле с пеленок — недаром для самых маленьких здесь предусмотрен фестиваль детского театра «Маршак»). Отношения со зрителем выстраиваются предельно демократично, но с неизменным уважением — не заигрывая с ширнармассами популистскими акциями, но и не отгораживаясь стеной элитизма. На практике это значит примерно следующее: концерт камерного состава амстердамского Concertgebouw с Вагнером и Малером в афише соседствует с джазовым опенэйром, а обширная программа world music — с курируемой Наумом Клейманом ретроспективой Сергея Эйзенштейна. В областном художественном музее — выставки советских нонконформистов и персональная экспозиция Владимира Дубосарского, в бывшей типографии газеты «Коммуна», где работал когда-то Андрей Платонов, — свежий проект AES+F «Inverso Mundus», на официальной afterparty сыграет «Самое Большое Простое Число».

Разнонаправленная фестивальная программа поражает своим подчеркнутым универсализмом и всеохватностью: отсутствуют иерархии, отменена полемика между «высоким» и «низким», устранены барьеры между жанрами и видами искусств — нужно ли говорить о том, что такая художественная стратегия как нельзя лучше соответствует структуре сегодняшнего общества и положению вещей в современном искусстве. Проходящий на всех мыслимых и немыслимых площадках Воронежа Платоновский параллельно решает важнейшую задачу консолидации культурного пространства, объединяя ключевые городские институты в единую активную сеть, части которой способны питать друг друга, обмениваясь публикой и восстанавливая тем самым разрушенные социальные связи, — инвестируя в Платоновский фестиваль, лауреат спецприза «Золотой маски» губернатор Алексей Гордеев делает очень перспективное вложение.

При всей своей прагматике Платоновский отличается какой-то редкостной для наших широт степенью гуманизма. Человечность здесь буквально разлита в воздухе, всякий раз проявляясь по-разному и самым непредсказуемым образом — в прекрасно продуманной логистике бесплатного фестивального транспорта, доставляющего публику к отдаленным локациям, в искренней заинтересованности волонтеров, в мягкой, доброжелательной интонации, с которой юная смотрительница выставки Александра Шишкина-Хокусая вмиг снимает напряжение от встречи с «Практиками взросления» не слишком искушенных в contemporary art зрителей. Город на такое отношение благодарно откликается — и, судя даже по беглому взгляду, вибрирует в такт с фестивалем, живет им.

Сцена из спектакля «Носороги»Сцена из спектакля «Носороги»© Adi Bulboacă

Самое сложное при таких масштабах и сложносочиненности афиши — не утратить внятности в устройстве отдельных ее блоков. Судя по театральному сегменту программы, Платоновскому удалось и это. Откровенно популистско-простодушные позиции типа «Белого на белом» оптового торговца дешевой сентиментальностью Даниэле Финци Паски мало того что уравновешены, скажем, «Чевенгуром» Юрия Погребничко, так еще и существуют не сами по себе, а встроены в контекст важного программного вектора, устремленного к новым формам физического, визуального театра и «нового цирка». Тут принципиальна ориентация не только на уже бывавшие в России театры вроде не раз выступавшей в Москве французской компании «111» — прежде чем высадиться в Воронеже, сумасшедшей красоты «Plexus» Орельена Бори объездил все ключевые европейские площадки, от лондонского Sadler's Wells до лозаннского Vidy, — но и на открытие новых для российского фестивального рынка имен: в этом году с перформансом «Идеальный сад» на Платоновском дебютировали обладатели «Золотого льва» Венецианской театральной биеннале — австрийская группа Liquid Loft.

Центральным событием шестого по счету Платоновского предсказуемо оказались три показа «Носорогов» Роберта Уилсона, выпущенных в румынской Крайове и продолживших цикл спектаклей, созданных великим американским режиссером по священным для мест постановок текстам, от «Басен Лафонтена» в Comédie-Française до «Сказок Пушкина» в Театре наций. «Носороги» стали чем-то вроде полуторачасового сеанса театрального гемодиализа — медитацией на то, как полифонически изощренно организована ритмика спектакля, как совершенна геометрия его формы, как тонко выстроена драматургия световой, музыкальной и пространственной партитуры. «Носороги» сочинены не радикальным авангардистом, но классиком, присягающим на верность системе координат, которая ставит во главу угла критерии сделанности, мастерства и профессионализма. Для потерявшего ориентиры российского театра терапевтические встречи с искусством Уилсона сегодня важны как никогда — особенно если они происходят не в столицах, а в регионах.


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245056
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246608
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413173
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419646
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423715
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429016
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429668