1 июля 2016Театр
226

Сны о чем-то большем

«Ундина» Вячеслава Самодурова в Большом театре

текст: Софья Дымова
Detailed_picture© Дамир Юсупов / Большой театр

На Новой сцене Большого театра завершились премьерные показы «Ундины» — полнометражным спектаклем в Москве дебютировал хореограф Вячеслав Самодуров, инициатор художественного прорыва Екатеринбургского балета последних пяти лет.

Устойчивое желание российских театров ставить (а российского зрителя — смотреть) многоактные балеты по-человечески понятно. Кроме радости узнавания литературного или исторического сюжета — утоление тоски по потерянному прошлому, когда был воздух чище и трава зеленее. Ностальгия по утраченной цельности и основательности, ностальгия по длительности и большим величинам (которые нужно понимать и буквально, как большой хронометраж) — болезнь, в конце концов, не исключительно российская и не один только балет поразившая, хотя и протекающая в наших широтах особенно остро. Размер имеет значение: непреодолимое желание вернуться к большим формам есть, по-видимому, защитная реакция на вирусные атаки ХХ века. Тяжелое переживание ключевой травмы, нанесенной балетному театру минувшим столетием — когда на смену неторопливо развертываемому гранд-спектаклю «с аксессуарами» пришло концентрированное эзотерическое шоковое высказывание, — займет еще немало времени.

В этом смысле с обращением Большого театра к «Ундине» — сюжету старинному, глубоко укорененному в балетной традиции — связывались большие надежды и чаяния и артистов, и критиков, и так называемых простых зрителей. А значит, размышлять о премьерном спектакле правильнее всего, отталкиваясь от претензий к нему, услышанных вашим обозревателем в антрактах и прочитанных в сети. Итак, «Каталог несбывшихся ожиданий от большого трехактного романтического балета середины второго десятилетия XXI века» в шести претензиях.

Претензия первая: непонятно, про что

«Ундина» решает важнейшую проблему — пересоздания большой формы классического балетного спектакля, ее приспособления к послеядерным временам. Первый шаг в этом направлении Большой предпринял год назад, инсценировав «Героя нашего времени»: авторы сохранили линейное изложение и привязку первоисточника ко времени-месту, заказав по такому случаю специальную партитуру, громоздкую и эклектичную.

Вячеслав Самодуров в «Ундине» поступил радикальнее: взяв готовую музыку Ханса Вернера Хенце, привязанную к конкретному либретто (хореограф Фредерик Аштон написал его в 1957 году близко к тексту новеллы Фуке), отменил бытовое повествование и выстроил нелинейный, метафизический сюжет — для российского балета случай беспрецедентный. По существу, весь полуторачасовой спектакль — цепь вариаций на единственную тему, обозначенную в либретто примерно так: «за чертой реальности новый мир — снов и иллюзий». Земную жизнь пройдя до половины, уж не жду от жизни ничего я. Мне страшно.

Наметки сюжета, оставшиеся от либретто Аштона, — погоня героя за Ундиной, плавание на корабле — перебиваются отвлеченными эпизодами, узнаваемая реальность сновидчески искажена. Конечно, можно всему попытаться найти бытовое оправдание: вот во втором акте плыл парусник, потом пришли коварные ундины и скинули моряков за борт, а потом задернулся синий занавес — попали, значит, в подводное царство. Ту же самую смену картин можно представить как смену рубрики в телешоу, внезапное переключение на другой монитор, иноязычную врезку на газетной полосе. Альманах «Все об ундинах»: глава романа с продолжением, практическое пособие по обхождению с морскими тварями, снова роман, пустые страницы для заметок, прогноз погоды, гороскоп.

Оттого включения «бессюжетных» дуэтов и ансамблей у Самодурова не стоит воспринимать буквально. Откуда и зачем берется разрывающий ровное течение действия концертный pas de huit в третьем акте? Да ниоткуда: симфонический антракт, вкусные танцы вместо буфета. Перемена деятельности — лучший отдых, как говорил академик Павлов. Не стоит также гадать, кого в ту или иную секунду спектакля изображает большой кордебалет. Сейчас, согласно программке, это Ундины и Отражения Беглеца, а в следующем эпизоде кто они? Да никто. Пластические фигуры, образующие прихотливый орнамент: «искусство всегда не надпись, а узор».

© Дамир Юсупов / Большой театр
Претензия вторая: плохо видно

Разрабатывая жанр многоактного балета-альманаха, «балета расходящихся тропок», Самодуров по-новому осмысляет и сценическое пространство. Подмостки разгорожены бетонными столбами и стеклянными стенами — в каком-то смысле Самодуров следует здесь за Дмитрием Черняковым, разбивая сцену на изолированные сегменты для устройства одним кликом переключаемого, полифонического действия.

Приятно думать, что бетонные стойки и балки, воздвигнутые сценографом Энтони Макилуэйном, обозначают сваи причала, но, скорее всего, они обозначают все-таки стойки и балки — и больше ничего. Претензия зрителей — из-за столбов, дескать, плохо видно танцы — понятна. Лабиринтообразное, по-оперному стиснутое пространство вызывает дискомфорт, безотчетное беспокойство: абстрактная картинка действует на зрителя не впрямую, а через цепь сложных ассоциаций. Ощущение опасности возникает и в буквальном смысле: артистам непривычно, что вместо цельного планшета им предоставлено раздробленное пространство, — не говоря уже о том, что им просто страшно, когда сверху во время танца на голову опускаются многотонные штуковины, что дает, заметим, чисто художественный эффект.

Претензия третья: слишком много арабесков

До премьеры проходившая по ведомству «современной хореографии», «Ундина» в реальности демонстрирует абсолютно классический тип мышления: на это указывают иерархия исполнителей (балерина и премьер — корифеи в pas de huit — большой кордебалет), базовая лексика и принципы композиции. Классическое растворено в спектакле: даже ровные ряды белых трубок-ламп, синхронно скользящие вверх-вниз, являют именно то, что Вадим Гаевский некогда назвал «белым балетом».

«Ундина» прописана узнаваемым самодуровским почерком, приметы которого — «неудобная» и «нелогичная» аранжировка, излом строгих классических па (здесь проявляются характерное и гротесковое начала, свойственные Самодурову-исполнителю); холерическая темперация, танец на опережение музыки; многократные повторы одного па, своего рода репетитивный минимализм.

До премьеры проходившая по ведомству «современной хореографии», «Ундина» в реальности демонстрирует абсолютно классический тип мышления.

Хореограф часто выстраивает в ряд четырех или шестнадцать танцовщиц и заставляет их многократно подряд повторять одно движение или связку — и это всегда имеет сильнейшее воздействие на смотрящего. Самодуров прекрасно понимает орнаментальную природу балета и ее выразительную силу, ее, так сказать, орнаментально-медитативное начало (термин из трактатов о барочной музыке, с которой классический танец связан онтологически). Что же до обилия арабесков — увы, балетный спектакль вряд ли может обойтись без основной позы классического танца, само название которой также связано с понятием орнамента.

Претензия четвертая: нет развития

Haud sempe errat fama: репетитивный метод не выдерживает столь протяженного действия и порой оставляет ощущение бедности языка. Иной раз повторы текста выдают отчаяние импровизатора, которому в разгар выступления перестали приходить на ум свежие комбинации, — таковы женское соло в pas de huit, отдельные микроэпизоды у солистов. Возможно, сказалась постановочная спешка: на титаническую работу было отведено меньше трех месяцев.

Кордебалетные ансамбли Самодурова, в «Ундине» особо изощренные, рассчитанные на строгую дозировку и точнейшее исполнение, также теряют в эффекте — их слишком много для эмоционально однородного действия (провисают середины первого и второго актов). Не слишком способствуют успеху предприятия и исполнители: девушки-ундины, пускай и не всегда выдерживавшие ровные линии, заслуживают похвал за остроту пуантной техники и необходимую раскованность корпуса и рук; мужской же кордебалет был замечательно непластичен, немузыкален и неровен. С другой стороны, есть данность музыки Хенце — цельнолитую партитуру вряд ли было возможно пустить под нож.

© Дамир Юсупов / Большой театр
Претензия пятая: нет секса

В последние сезоны в отечественном балете установилась оппозиция «ногоплетение — секс». Балеты Самодурова, посвященные выяснению специфических взаимоотношений музыки и движения, индивидуального и надличностного, — это ногоплетение. Адептом секса считается хореограф Жан-Кристоф Майо: зрители очень любят его шедевр «Укрощение строптивой», идущий в том же Большом. Секс, напомним, в этом балете выражается голым торсом премьера, шлепками по заднице и барахтаньем под покрывалом.

Вряд ли уместно требовать секса от метафизического балета, где сама Ундина, в отличие от своих романтических предшественниц, — персонаж скорее символический. Эротическим напряжением физически сложнейшую хореографию «Ундины» могут наполнить — в меру своего разумения — только исполнители. Спектакль, виденный вашим обозревателем (28 июня), такого напряжения не дал. Ундина Дианы Косыревой была остра и азартна в соло, в дуэтах — обольстительна, но всегда немного холодна. Беглец Вячеслава Лопатина был настолько иссушен бесплодным поиском лучшего мира, что в ответ лишь растерянно улыбался Ундине; в соло он был не всегда пластически точен, но в целом одолел рифы зубодробительной партии с достоинством и самоотвержением.

Претензия шестая: не на что смотреть

Смотреть «Ундину» сложно. Она не зрелищна в привычном смысле — хотя элементарные винтажные трюки вроде движения занавесов и игры зеркальных стен всякий раз эффективно заставляют зрителя онеметь. Остается либо копаться в мельчайших сменах настроения и пластических деталях (и тогда спектакль нужно смотреть как минимум два раза подряд), либо сразу махнуть рукой на эти фантазии бывшего петербуржца, различающего тысячу оттенков серого.

Балет, к несчастью, — искусство больших сцен и крупного помола. Увы, и зрители, то есть люди вообще, состоят из очень грубой материи и плохо приспособлены к ювелирной работе. Легче всего ими воспринимаются крупные масштабы — большие поддержки, большие прыжки с пальцами врастопырку, большие движения лица. Ничего такого в «Ундине» нет, но такова уж природная потребность — и зрителей, и артистов, как мы уже выяснили, решительно невозможно обвинить в желании обладать чем-то большим.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249405
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416050
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420363
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425599
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426943