Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244801На прошлой неделе министр культуры Пермского края Игорь Гладнев внезапно уволил художественного руководителя пермского «Театра-Театра» Бориса Мильграма. Никто не ожидал такого поворота событий: контракт Мильграма не истекал, были расписаны планы на следующий сезон. Сам худрук начал подготовку нового спектакля «Калигула» по пьесе Альбера Камю. Однако к Мильграму была применена 278-я статья Трудового кодекса, позволяющая учредителю расторгнуть контракт с руководителем подведомственного учреждения в любое время. Список претензий, предъявленных Мильграму на сайте пермского минкульта, звучал столь же грозно — нарушения законодательства, несоответствие «Основам культурной политики РФ», — сколь и невнятно. Ни одного конкретного нарушения, стоящего увольнения, названо не было. Муссировалась тема с грядущими гастролями театра «Сатирикон», проведению которых Мильграм якобы препятствовал. В минувший понедельник на место Мильграма был назначен юрист Виктор Шилов, которому было поручено внести коррективы в устав театра: поменять его название на «Театр драмы им. И.Т. Бобылева» и ликвидировать должность художественного руководителя, сделав полновластным руководителем директора.
Несмотря на сезон отпусков, увольнение Бориса Мильграма наделало шума — и в Перми, и среди российской театральной общественности. На имя губернатора Виктора Басаргина пошли письма и телеграммы с требованием пересмотреть принятое решение. Среди тех, кто обращался к губернатору, были сотрудники «Театра-Театра» и его зрители, культурные деятели Перми и других городов, в том числе весьма известные. Недоверие к решению минкульта Пермского края подстегивалось давно и прочно подмоченной репутацией министра Гладнева. Наибольшую известность снискали его конфликты с руководителем Пермского театра оперы и балета Теодором Курентзисом, переформатирование музея памяти жертв сталинских репрессий (отныне он должен был рассказывать о трудовом подвиге лагерного начальства) и проведение фестиваля «Веселый коровяк», посвященного метанию коровьих лепешек. В прошлом году Гладнев аналогичным образом пытался уволить директора Коми-Пермяцкого драматического театра в Кудымкаре Анатолия Четина, однако тому удалось отстоять свой пост.
Губернатор Пермского края Виктор Басаргин, по-видимому, тоже не испытывает больше к своему министру полного доверия. В минувшую среду он принял неожиданное решение временно отстранить Гладнева от должности и сформировать комиссию, которой вменена проверка обоснованности увольнения Бориса Мильграма. Комиссию возглавил худрук Пермского ТЮЗа Михаил Скоморохов. С другой стороны, звучат и злорадные голоса тех деятелей, что не могут простить Борису Мильграму его участия в пермской «культурной революции» времен губернатора Олега Чиркунова. COLTA.RU позвонила Борису Мильграму, а также собрала из открытых источников ряд публичных высказываний сторонников и противников увольнения.
— Как бы вы прокомментировали ваше увольнение?
— Никак не хочу комментировать. Возможно, вы заметили: в течение последних дней я мало общался с прессой, старался не давать интервью направо и налево. Так же планирую вести себя и дальше. Не хочу оправдываться — оправдываться мне не в чем. Не хочу выглядеть организатором кампании собственной поддержки. Да, я прекрасно отдаю себе отчет, что речь идет не только обо мне, речь идет о дальнейшем существовании «Театра-Театра», о судьбе нашей команды, людей, с которыми я работаю, которые мне доверяют. Однако мне кажется, что правильнее все же помолчать и послушать, что скажут другие. Я — режиссер, я обращаюсь к публике своими спектаклями, своей работой, а не своими выступлениями в прессе. Сейчас, видимо, наступил момент обратной связи. Если я и моя работа нужны, востребованы, то найдутся те, кто все скажет за меня. И к тому же поймите правильно — у меня сейчас несколько подавленное состояние, настроение: не хочу произносить длинные речи.
— Информация об отстранении министра Гладнева и создании конфликтной межведомственной комиссии не улучшила ваше настроение?
— Признаться, не особенно. Пока что создание этой комиссии привело только к приходу в наш театр еще одной проверки. Я не боюсь проверок — проверяйте на здоровье. У нас этих проверок было много в последнее время. Я опасаюсь другого — что все решения наверху уже приняты и эту комиссию просто постараются использовать, чтобы погасить общественный резонанс. Все выглядит странно: сначала уволили, теперь решили проверить. Не понимаю причинно-следственной логики, поэтому ни в чем не могу быть уверен.
Меня сейчас волнует не собственная карьера, а судьба «Театра-Театра», в развитие которого мы все — артисты, режиссеры, службы — вложили много сил.
— Слова поддержки, звучащие в ваш адрес в эти дни, тоже не радуют?
— Ну как они могут не радовать? Открываешь для себя, что в мире много хороших, бескорыстных, неравнодушных людей. И где-то далеко, и близко. Нет, я догадывался, что их много, но получил наглядное подтверждение. Приятно видеть поддержку труппы, наших артистов, наших служб. Приятно и даже неожиданно, что многие люди, которые казались оппонентами, вдруг встали на защиту «Театра-Театра». И поддержку российского театрального сообщества я тоже ощутил, за что всем безмерно благодарен.
— Если вам все-таки придется уйти, как вы планируете продолжать режиссерскую карьеру? Будете работать в Перми или в других городах?
— Не буду отвечать на этот вопрос. Меня сейчас волнует не собственная карьера, а судьба театра, в развитие которого мы все — артисты, режиссеры, службы — вложили много сил. «Театр-Театр» сегодня — живой, дееспособный творческий организм. Если его будут разрушать, ломать через колено, пострадают многие люди, которые в нем работают. Вот это для меня сейчас важнее всего.
Константин Райкин, худрук московского театра «Сатирикон» (из интервью «Российской газете»): «То, что с моим коллегой поступили несправедливо, руководствуясь личными мотивами, для меня практически ясно. Не случайно и руководитель Пермской оперы Теодор Курентзис тоже испытывает сложности в отношениях с местной культурной властью. Да, такие творческие люди всегда неудобны, с ними всегда сложнее, чем с чиновниками. Но эти люди уникальны, их нужно беречь, потому что им нет замен».
Николай Бурляев, актер и режиссер кино, руководитель фестиваля «Золотой витязь» (из открытого письма губернатору Виктору Басаргину): «Многолетняя деятельность господина Мильграма не имеет ничего общего с основами и стратегией государственной культурной политики Российской Федерации, основанной на морально-этических нормах и традиционных духовно-нравственных принципах отечественной культуры».
Адольф Шапиро, худрук ТЮЗа имени Брянцева (Санкт-Петербург), президент Российского центра АССИТЕЖ (из открытого письма губернатору Басаргину): «Представляя вашу занятость, не решился бы писать, если бы известие об увольнении Бориса Мильграма не вызвало оторопь. Не буду говорить о плодотворной работе вашего “Театра-Театра”, возглавляемого незаурядным режиссером, о том, что многие города испытывают нужду в таких ярких лидерах, как Борис Мильграм. Вы это, конечно, знаете лучше меня. Оттого уверен — необъяснимое решение об увольнении нашего талантливого коллеги, вызвавшее, мягко говоря, недоумение, принято без вашего участия».
Татьяна Тихоновец, ведущий театральный критик Перми: «Театр занял пустующую в городе нишу — музыкально-драматического театра. И эта ниша оказалась очень востребованной. Мюзиклы, драматические спектакли большой формы обслуживают зрительское большинство. На них трудно попасть. На спектакли “Сцены-Молот” приходит авангардная молодежь, интеллектуальное меньшинство. Театр строить очень трудно. Мильграму на это понадобилось двенадцать лет. А разрушить можно одним росчерком чиновного пера».
Евгений Миронов, худрук московского Театра наций (из открытого письма губернатору Басаргину): «Время, способ и аргументация увольнения Бориса Мильграма свидетельствуют о том, что вовсе не забота о развитии и обновлении театра руководила инициаторами этой акции, а какие-то иные мотивы».
Сергей Федотов, худрук пермского театра «У моста» (из интервью телеканалу «Урал-Информ»): «Программа “Театра-Театра” не соответствует тому, что хочет министерство культуры, которое хочет, чтобы все-таки это был драматический театр, а не музыкальный. И потом, я хочу сказать, что когда четыре года назад Мильграм, будучи министром культуры, четыре театра выкинул из краевого ведомства в муниципальное — он думал как-то освободить бюджет для “Театра-Театра” и что это ему поможет, но ему не помогло это. Потому эту ситуацию, когда нас, четыре театра, выкинули из краевого ведомства, лично я никогда Мильграму не забуду».
Александр Калягин, худрук московского театра Et Cetera, председатель Союза театральных деятелей России (из открытого письма губернатору Виктору Басаргину): «Я нисколько не подвергаю сомнению право учредителя решать кадровые вопросы в подведомственных учреждениях. Более того, я знаю, что в соответствии с действующим Трудовым кодексом руководитель организации может быть уволен в один день даже без совершения им виновных действий, по сути, по прихоти учредителя. Но, согласитесь, если пользоваться этим своим правом неразумно, размахивать им как дубиной направо-налево, можно “наломать дров”».
Евгений Злобин, председатель Пермского регионального отделения партии «Великое Отечество» (из выступления на общественной дискуссии, передается по стенограмме на сайте Zvzda.ru): «Я считаю, что само снятие… носит позитивный оттенок. Я был на спектакле <Мильграма> “Восемь женщин”. Я вышел оттуда, и у меня было опустошение, потому что я ожидал там увидеть какой-то мюзикл французский, юмор там и так далее, а на самом деле там была пропаганда алчности, разрушения семьи, какой-то сплошной разврат…»
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244801Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246353Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202412958Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419441Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420119Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422782Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423537Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428698Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428829Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429506