22 июля 2016Театр
199

«Оправдываться мне не в чем»

Худрук пермского «Театра-Театра» Борис Мильграм — о своем увольнении

текст: Андрей Пронин
Detailed_picture© Роман Нугманов

На прошлой неделе министр культуры Пермского края Игорь Гладнев внезапно уволил художественного руководителя пермского «Театра-Театра» Бориса Мильграма. Никто не ожидал такого поворота событий: контракт Мильграма не истекал, были расписаны планы на следующий сезон. Сам худрук начал подготовку нового спектакля «Калигула» по пьесе Альбера Камю. Однако к Мильграму была применена 278-я статья Трудового кодекса, позволяющая учредителю расторгнуть контракт с руководителем подведомственного учреждения в любое время. Список претензий, предъявленных Мильграму на сайте пермского минкульта, звучал столь же грозно — нарушения законодательства, несоответствие «Основам культурной политики РФ», — сколь и невнятно. Ни одного конкретного нарушения, стоящего увольнения, названо не было. Муссировалась тема с грядущими гастролями театра «Сатирикон», проведению которых Мильграм якобы препятствовал. В минувший понедельник на место Мильграма был назначен юрист Виктор Шилов, которому было поручено внести коррективы в устав театра: поменять его название на «Театр драмы им. И.Т. Бобылева» и ликвидировать должность художественного руководителя, сделав полновластным руководителем директора.

Несмотря на сезон отпусков, увольнение Бориса Мильграма наделало шума — и в Перми, и среди российской театральной общественности. На имя губернатора Виктора Басаргина пошли письма и телеграммы с требованием пересмотреть принятое решение. Среди тех, кто обращался к губернатору, были сотрудники «Театра-Театра» и его зрители, культурные деятели Перми и других городов, в том числе весьма известные. Недоверие к решению минкульта Пермского края подстегивалось давно и прочно подмоченной репутацией министра Гладнева. Наибольшую известность снискали его конфликты с руководителем Пермского театра оперы и балета Теодором Курентзисом, переформатирование музея памяти жертв сталинских репрессий (отныне он должен был рассказывать о трудовом подвиге лагерного начальства) и проведение фестиваля «Веселый коровяк», посвященного метанию коровьих лепешек. В прошлом году Гладнев аналогичным образом пытался уволить директора Коми-Пермяцкого драматического театра в Кудымкаре Анатолия Четина, однако тому удалось отстоять свой пост.

Губернатор Пермского края Виктор Басаргин, по-видимому, тоже не испытывает больше к своему министру полного доверия. В минувшую среду он принял неожиданное решение временно отстранить Гладнева от должности и сформировать комиссию, которой вменена проверка обоснованности увольнения Бориса Мильграма. Комиссию возглавил худрук Пермского ТЮЗа Михаил Скоморохов. С другой стороны, звучат и злорадные голоса тех деятелей, что не могут простить Борису Мильграму его участия в пермской «культурной революции» времен губернатора Олега Чиркунова. COLTA.RU позвонила Борису Мильграму, а также собрала из открытых источников ряд публичных высказываний сторонников и противников увольнения.

— Как бы вы прокомментировали ваше увольнение?

— Никак не хочу комментировать. Возможно, вы заметили: в течение последних дней я мало общался с прессой, старался не давать интервью направо и налево. Так же планирую вести себя и дальше. Не хочу оправдываться — оправдываться мне не в чем. Не хочу выглядеть организатором кампании собственной поддержки. Да, я прекрасно отдаю себе отчет, что речь идет не только обо мне, речь идет о дальнейшем существовании «Театра-Театра», о судьбе нашей команды, людей, с которыми я работаю, которые мне доверяют. Однако мне кажется, что правильнее все же помолчать и послушать, что скажут другие. Я — режиссер, я обращаюсь к публике своими спектаклями, своей работой, а не своими выступлениями в прессе. Сейчас, видимо, наступил момент обратной связи. Если я и моя работа нужны, востребованы, то найдутся те, кто все скажет за меня. И к тому же поймите правильно — у меня сейчас несколько подавленное состояние, настроение: не хочу произносить длинные речи.

— Информация об отстранении министра Гладнева и создании конфликтной межведомственной комиссии не улучшила ваше настроение?

— Признаться, не особенно. Пока что создание этой комиссии привело только к приходу в наш театр еще одной проверки. Я не боюсь проверок — проверяйте на здоровье. У нас этих проверок было много в последнее время. Я опасаюсь другого — что все решения наверху уже приняты и эту комиссию просто постараются использовать, чтобы погасить общественный резонанс. Все выглядит странно: сначала уволили, теперь решили проверить. Не понимаю причинно-следственной логики, поэтому ни в чем не могу быть уверен.

Меня сейчас волнует не собственная карьера, а судьба «Театра-Театра», в развитие которого мы все — артисты, режиссеры, службы — вложили много сил.

— Слова поддержки, звучащие в ваш адрес в эти дни, тоже не радуют?

— Ну как они могут не радовать? Открываешь для себя, что в мире много хороших, бескорыстных, неравнодушных людей. И где-то далеко, и близко. Нет, я догадывался, что их много, но получил наглядное подтверждение. Приятно видеть поддержку труппы, наших артистов, наших служб. Приятно и даже неожиданно, что многие люди, которые казались оппонентами, вдруг встали на защиту «Театра-Театра». И поддержку российского театрального сообщества я тоже ощутил, за что всем безмерно благодарен.

— Если вам все-таки придется уйти, как вы планируете продолжать режиссерскую карьеру? Будете работать в Перми или в других городах?

— Не буду отвечать на этот вопрос. Меня сейчас волнует не собственная карьера, а судьба театра, в развитие которого мы все — артисты, режиссеры, службы — вложили много сил. «Театр-Театр» сегодня — живой, дееспособный творческий организм. Если его будут разрушать, ломать через колено, пострадают многие люди, которые в нем работают. Вот это для меня сейчас важнее всего.

Режиссер Борис Мильграм во время церемонии вручения премии «Золотая маска», 2013Режиссер Борис Мильграм во время церемонии вручения премии «Золотая маска», 2013
«Инициаторами увольнения Мильграма руководила не забота о развитии театра, а какие-то иные мотивы»

Константин Райкин, худрук московского театра «Сатирикон» (из интервью «Российской газете»): «То, что с моим коллегой поступили несправедливо, руководствуясь личными мотивами, для меня практически ясно. Не случайно и руководитель Пермской оперы Теодор Курентзис тоже испытывает сложности в отношениях с местной культурной властью. Да, такие творческие люди всегда неудобны, с ними всегда сложнее, чем с чиновниками. Но эти люди уникальны, их нужно беречь, потому что им нет замен».

Николай Бурляев, актер и режиссер кино, руководитель фестиваля «Золотой витязь» (из открытого письма губернатору Виктору Басаргину): «Многолетняя деятельность господина Мильграма не имеет ничего общего с основами и стратегией государственной культурной политики Российской Федерации, основанной на морально-этических нормах и традиционных духовно-нравственных принципах отечественной культуры».

Адольф Шапиро, худрук ТЮЗа имени Брянцева (Санкт-Петербург), президент Российского центра АССИТЕЖ (из открытого письма губернатору Басаргину): «Представляя вашу занятость, не решился бы писать, если бы известие об увольнении Бориса Мильграма не вызвало оторопь. Не буду говорить о плодотворной работе вашего “Театра-Театра”, возглавляемого незаурядным режиссером, о том, что многие города испытывают нужду в таких ярких лидерах, как Борис Мильграм. Вы это, конечно, знаете лучше меня. Оттого уверен — необъяснимое решение об увольнении нашего талантливого коллеги, вызвавшее, мягко говоря, недоумение, принято без вашего участия».

Татьяна Тихоновец, ведущий театральный критик Перми: «Театр занял пустующую в городе нишу — музыкально-драматического театра. И эта ниша оказалась очень востребованной. Мюзиклы, драматические спектакли большой формы обслуживают зрительское большинство. На них трудно попасть. На спектакли “Сцены-Молот” приходит авангардная молодежь, интеллектуальное меньшинство. Театр строить очень трудно. Мильграму на это понадобилось двенадцать лет. А разрушить можно одним росчерком чиновного пера».

Евгений Миронов, худрук московского Театра наций (из открытого письма губернатору Басаргину): «Время, способ и аргументация увольнения Бориса Мильграма свидетельствуют о том, что вовсе не забота о развитии и обновлении театра руководила инициаторами этой акции, а какие-то иные мотивы».

Сергей Федотов, худрук пермского театра «У моста» (из интервью телеканалу «Урал-Информ»): «Программа “Театра-Театра” не соответствует тому, что хочет министерство культуры, которое хочет, чтобы все-таки это был драматический театр, а не музыкальный. И потом, я хочу сказать, что когда четыре года назад Мильграм, будучи министром культуры, четыре театра выкинул из краевого ведомства в муниципальное — он думал как-то освободить бюджет для “Театра-Театра” и что это ему поможет, но ему не помогло это. Потому эту ситуацию, когда нас, четыре театра, выкинули из краевого ведомства, лично я никогда Мильграму не забуду».

Александр Калягин, худрук московского театра Et Cetera, председатель Союза театральных деятелей России (из открытого письма губернатору Виктору Басаргину): «Я нисколько не подвергаю сомнению право учредителя решать кадровые вопросы в подведомственных учреждениях. Более того, я знаю, что в соответствии с действующим Трудовым кодексом руководитель организации может быть уволен в один день даже без совершения им виновных действий, по сути, по прихоти учредителя. Но, согласитесь, если пользоваться этим своим правом неразумно, размахивать им как дубиной направо-налево, можно “наломать дров”».

Евгений Злобин, председатель Пермского регионального отделения партии «Великое Отечество» (из выступления на общественной дискуссии, передается по стенограмме на сайте Zvzda.ru): «Я считаю, что само снятие… носит позитивный оттенок. Я был на спектакле <Мильграма> “Восемь женщин”. Я вышел оттуда, и у меня было опустошение, потому что я ожидал там увидеть какой-то мюзикл французский, юмор там и так далее, а на самом деле там была пропаганда алчности, разрушения семьи, какой-то сплошной разврат…»


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244801
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246353
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412958
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419441
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423537
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428829
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429506