19 августа 2016Театр
184

«Без планов на будущее чтить прошлое глуповато»

Новый директор Центра драматургии и режиссуры Владимир Панков — о повестке дня

текст: Алексей Володин
Detailed_picture© Михаил Метцель / ТАСС

В столичном Центре драматургии и режиссуры прошел сбор труппы, который впервые провел Владимир Панков — режиссер, музыкант, основатель студии Soundrama и отец одноименного синтетического театрального жанра. Его назначение директором многострадального ЦДР, пережившего свой золотой век в начале 2000-х и подрастерявшего былую славу в последние годы, стало самым громким кадровым решением нынешнего театрального межсезонья — предшественник Панкова Дмитрий Палагута, возглавлявший театр с 2012 года, стал фигурантом уголовного дела и посчитал за лучшее добровольно подать в отставку в конце весны. Выходивший на сцену ЦДР в лучшие годы театра синтетический артист Панков сегодня обещает привлечь к работе молодых, собирается ставить пьесу Казанцева «Старый дом» и рассказывает COLTA.RU, как он чувствует себя в новой роли.

— ЦДР располагается на площадках, населенных духами великих людей: ушедших — основателей Алексея Казанцева и Михаила Рощина — и ныне здравствующего Анатолия Васильева, работавшего в легендарном помещении на Поварской, 20, где сейчас находится ваш кабинет…

— …Вы, кстати, забыли еще про Камерный музыкальный театр Бориса Покровского, первым жилищем которого была как раз наша сцена на «Соколе».

— Будете с этими духами договариваться, бороться, общаться?

— Приведу пример из смежной с театром области — традиционной русской музыки, которой я занимаюсь: существует определенный канон, есть практика аутентичного исполнения, а есть история развития и изменений. Если будешь воспринимать традицию и дух учителей как музейный объект, так в музее и останешься, законсервируешься и не будешь развиваться. Если будешь отрицать и сбрасывать традицию с корабля современности — останешься без базы, без прошлого. У меня была учительница по фольклору, баба Даша. Однажды я ей дал послушать ее же песню в современной обработке. Она в ответ задумчиво сказала: знаешь, Володя, надо идти в ногу со временем — не выскакивать и не отставать. Вот это — самая правильная позиция, мне кажется: чтить прошлое, но не жить в нем. И на территорию театра эти правила экстраполируются в полной мере. Не только без прошлого нет будущего, но и без планов на будущее прошлое чтить… глуповато.

— ЦДР считается колыбелью российской «новой драмы» — Алексей Казанцев целенаправленно собирал здесь молодых режиссеров, сменивший его Михаил Угаров превратил это место фактически в лабораторию, в инкубатор талантов. Какой курс планируете держать вы?

— Первое, что, мне кажется, нужно сделать, — создать режиссерско-стажерскую группу для молодых режиссеров. А чего точно в ЦДР делать не надо, так это ставить классику — этот театр генетически ориентирован на современные тексты: Чехова во МХАТ идите смотреть. После современных текстов можно попробовать подойти к драматургии советской. От нее — к XIX веку и так далее, вплоть до античной классики. Должно возникнуть обратное движение — не молиться на классику, а следовать к ее пониманию из современности. А то мы ставим «Антигону», совершенно не осознавая, о чем мы говорим, что мы в ней видим, — нас вроде как уже должны уважать за одно только обращение к столь почтенному тексту.

— Спрошу более прямо: как вы собираетесь работать с труппой?

— Алексей Николаевич Казанцев никогда не формировал театр-завод, театр-с-трудовыми-книжками и большой труппой. Здесь всегда собирались артисты, которым не хватало чего-то на большой сцене. Потом стало ясно, что в ЦДР идет активное движение, — и люди стали приходить сюда, потому что это был хороший трамплин для какого-то следующего шага. И вообще: для театра, нравится нам это или нет, не так уж важно, лежит у тебя трудовая книжка в отделе кадров или нет, — куда важнее, есть ли актеру о чем поговорить с режиссером. У меня, кстати, нет амбиций во что бы то ни стало поставить спектакль — мол, а сейчас я возьму такого-то автора и так его поставлю, что все зашатаются! Меня интересует другое: как артисты — или студенты — существуют на сцене, про что сегодня говорят между собой, что их волнует. Вот это и есть спектакль!

— То есть труппе все-таки стоит ждать перемен?

— Сейчас в штате ЦДР тридцать артистов. Массовых увольнений, упаси бог, мы не планируем. Останется тот, кому будет с нами интересно. Кому не будет — уйдет и найдет для себя то, что ему подходит. Выживать никого не будем.

О зрителе нельзя забывать — но и прогибаться под него нельзя.

— Насколько радикально будет меняться афиша ЦДР? Открывая Электротеатр, Борис Юхананов на полтора года закрыл Драматический театр им. Станиславского и снял с репертуара все спектакли.

— Полностью обновить афишу — хорошо, когда есть такая возможность и финансовый ресурс, чтобы два года заниматься подготовкой нового репертуара. У нас такой возможности нет — зато мы можем плавно менять контекст, ставя уже существующие спектакли рядом с новыми. И это, кажется, вполне хорошая стратегия.

— В каких отношениях будут находиться бренды «ЦДР» и «театр Владимира Панкова»? В ЦДР теперь станут приходить на «саундраму» — или это вам придется соответствовать ожиданиям всех тех, кто, условно говоря, «знал ЦДР другим» и полон каких-то ожиданий и надежд на его возрождение?

— А нет такого явления — «театр Панкова». И «театра саундрамы» тоже нет: есть такой жанр, техника. Слова «театр» вполне достаточно, лично я планирую им и заниматься, а вовсе не рассуждать об удельном весе того или иного бренда; давайте оставим это тем, кто отвечает за пиар и маркетинг. Конечно, многое зависит от того, кто у руля, — кто ведет, тот и отвечает… Но я постоянно бью себя по рукам, чтобы не начать говорить фразами в духе «я режиссер, делаем так, как я сказал». Прекрасно помню один-единственный момент, когда я так сделал, — это было на постановке «Переход». Я так сказал — и… в общем, за два места в этом спектакле мне до сих пор стыдно.

— Вы сейчас объединяете эту постановку со спектаклем-альманахом «Москва — открытый город», которым в 1999 году ЦДР открывался…

— Да, мне показалось, что в них есть некое структурное подобие, что они очень похоже устроены. Посмотрим, что выйдет.

— А вам не кажется, что и «Москва…», и «Переход» выходили в совсем другое время — когда их ждали и когда они вызывали резонанс? Сейчас времена в этом смысле куда более глухие: власть смотрит на театр волком, увольняет директоров и худруков, да и у публики нет такой жажды, как раньше.

— Не бывает хороших времен для театра. Есть психологический возраст и есть биологический — тогда и мне, и вам было меньше лет, мы просто стали старше, вот нам и кажется, что «времена уже не те». Этому ощущению нельзя поддаваться: если принять как данность, что «время нынче глухое», то незаметно начинаешь исходить из этого в работе. А это немедленно на ней отражается! Всегда существовали театр для развлечения и театр для размышлений, бульварный — и авторский…

— Как бульварный и авторский театры будут соотноситься в вашей афише? Чем ЦДР планирует зарабатывать деньги, а на чем будет делать репутацию?

— Как только мы говорим, что, мол, вот этот спектакль мы сейчас сделаем для денег, а вот тем будем утверждать себя в вечности, — вот тут нам всем и конец. Это ведь, на самом деле, совершенно нечеловеческое отношение к аудитории! Принцип, я думаю, должен быть такой: мы создаем спектакль без всяких скидок «на зрителя», как будто бы для самих себя. Но при этом всегда стоит задумываться о том, где сделать подпорки для понимания и восприятия публики. О зрителе нельзя забывать — но и прогибаться под него нельзя. Да, ты можешь говорить сложно, трудно — но если не будешь стараться, чтобы тебя поняли… ну, значит, ты просто рисуешься. Вот мы, например, ездим за рубеж — и, когда нам нужно донести свои слова до иностранных собеседников, мы прилагаем определенные усилия: подбираем слова, помогаем себе жестами… В нашем деле нужно поступать так же. И, конечно, нельзя разделять по подобному принципу площадки — вот тут у нас коммерческие спектакли, а вот тут мы артхаусно самовыражаемся…

— Но вы только что сказали в одном из интервью, что принадлежащий ЦДР небольшой зал театра «Киноспектакль» в Малом Козихинском хотите отдать под «поэтический театр», что бы это ни значило. Что будет происходить с остальными площадками?

— У нас есть два больших зала — на «Беговой» и на «Соколе». И еще несколько маленьких — в том числе театра «Киноспектакль». И мы должны работать везде, а не разделять: вот здесь у нас работает режиссер Клим, здесь показывают contemporary dance, а здесь — физический театр. Должно быть общее варево — и зритель, если увидит, что это варево кипит, придет к нам сам просто потому, что у нас будет интересно.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244891
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246448
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413040
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419528
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423608
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428910
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429563