Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244972Самый туристический вид Тобольска напоминает о том, что родной город писателя Ершова, художника Перова и химика Менделеева всегда был городом ссыльных: белокаменную казенную палату в составе единственного сибирского кремля построили ссыльные шведы, а совсем уж неожиданный кирпичный костел — поляки с литовцами. Важная для города тюремная тема эхом отзовется в документальной пьесе Марины Крапивиной — один из героев окажется бывшим зэком, другой поделится воспоминанием о школе, где 17 из 18 парней «были готовы хоть завтра оказаться в зоне».
В XIX веке старая столица Сибири оказалась в стороне от новых торговых путей — и окончательно стала периферией, когда через соседнюю Тюмень проложили Транссибирскую магистраль. Сегодня Тобольск — городок с населением чуть меньше ста тысяч, в трех часах езды до ближайшего аэропорта в Тюмени. Так что «Доска почета» — это тот самый случай, когда постановка в жанре вербатим буквально рассказывает про твоего соседа: как выяснилось на обсуждении спектакля, некоторые зрители лично знают людей, согласившихся стать донорами текста.
Пафос спектакля — во внимании к любой индивидуальности, к любому произвольно выбранному атому города-полимера.
Что еще нужно знать о Тобольске? Именно здесь зарегистрирован нефтехимический гигант «Сибур», которому принадлежит градообразующий химкомбинат. Участие компании в городской жизни, что называется, невозможно переоценить. «У нас идешь по Тобольску, через одно здание — это построено комбинатом», — говорит героиня проекта, инициированного и поддержанного, как и другие региональные лаборатории фестиваля «Территория», все тем же «Сибуром».
Тобольск — седьмой по счету город, участвующий в образовательной программе «Территории» и «Сибура». Два коллектива — Тобольский драмтеатр имени Ершова и Свободный молодежный театр (СМТ) — осваивали технику вербатима под руководством столичных специалистов: драматурга Марины Крапивиной, режиссера и педагога Дмитрия Брусникина, его учеников Сергея Щедрина и Анастасии Великородной. Артисты записали монологи художника, баяниста, инструктора йоги, девушки в инвалидном кресле, фаната Менделеева и еще двух десятков горожан.
Промежуточный результат работы — эскиз документальной постановки «Тобольск. Доска почета» — показали в Ершовском театре. Актеры и зрители сидят плечом друг к другу прямо на сцене, пока публика занимает свои места, энергичные ребята в касках проводят инструктаж по технике безопасности (этот отрывок Крапивина подслушала на экскурсии по «Сибуру»). В открывающем спектакль монологе работник химкомбината описывает строение полимеров: невозможно отделаться от мысли, что речь идет вовсе не о химических, а о социальных связях, о структуре городского сообщества.
Мало кто в современном русском театре умеет работать с документальным материалом так интересно, как Дмитрий Брусникин, — причем и в актерской (нужно видеть, как он играет американского фермера в спектакле Казимира Лиске «Black & Simpson»), и в режиссерской своей ипостаси. В свежем проекте Брусникина «До и после», показанном на минувшей «Территории», юные выпускники его мастерской виртуозно копируют прототипов, пожилых подопечных фонда «Артист», — ни грим, ни компьютерная графика не состарили бы актеров-дебютантов лучше. Но странно было бы ожидать, что за короткий период репетиций в Тобольске режиссер достигнет такого же взаимопонимания с труппами Ершовского театра и СМТ: «брусникинцы» занимались вербатимом с первых лет обучения, а для тоболяков эта техника была в новинку. Поэтому местами «Доска почета» страдает от иллюстративности: иные актеры, будто не доверяя зрителю, упрощают живых, невыдуманных персонажей, оставляют им по две-три утрированные характеристики, а это все равно что вырезать ножницами силуэт из картины, написанной в технике сфумато.
Были, впрочем, и актерские удачи, и два вполне блестящих выступления. Евгений Пономарев, артист и по совместительству директор Ершовского театра, живым будничным тоном воспроизводит рассказ 50-летнего мужчины о нищем детстве своих ровесников-тоболяков, о былой подростковой моде на «воровскую» тематику, о молодежных субкультурах, вскормленных провинциальной депрессией. Главреж СМТ Ольга Солодова сыграла бывшую вахтовичку, тоскующую по Крайнему Северу и полярному сиянию: героиня получилась характерной, почти гротескной, но в то же время объемной и трогательной.
Название «Доска почета» невольно подсказал драматургу один из доноров — сотрудница комбината, упомянувшая, что в прошлом году компания вывесила на стенде ее фото: «Когда сотрудника размещают на доску почета, ну как меня, это позволяет тебе внутренне понять, что ты нужен компании. Ну, что ты не просто так работаешь, да?» Пафос проекта — во внимании к любой индивидуальности, к любому произвольно выбранному атому города-полимера: спектакль «Территории» — что-то вроде альтернативной доски почета, место на которой заслужил каждый.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244972Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246529Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413107Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419587Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420249Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422899Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423658Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428834Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428961Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429617