Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244971В «Гоголь-центре» при поддержке Ratnikov GR Solutions и Фонда Кирилла Ратникова прошел первый Форум независимых театров России, участниками которого стали 34 коллектива из нестоличных городов и зарубежные гости. Программа форума состояла из спектаклей независимых театров России, а также из серии встреч, дискуссий и мастер-классов. Размышлениями о положении независимого театра в нашей стране с COLTA.RU поделились кураторы форума Павел Руднев и Кирилл Серебренников.
«Нас не замечают — это минус, но и не трогают — это плюс».
Из выступлений участников форума
Россия — страна фактической госмонополии на театральную деятельность. Нормальное же существование театральной системы возможно только при сочетании частной и государственной театральных инициатив, взаимной их интеграции.
Частная театральная инициатива часто не признается собственно культурой в глазах бюрократического аппарата, не институционализируется. Случаи консолидации, интеграции частного и государственного секторов театра крайне редки. Многие фестивали и смотры не имеют возможности рассматривать частные театры в качестве претендентов на попадание в афишу. Иногда выбивать даже пустующие помещения под независимые площадки приходится буквально силой. Белый театр из Хабаровска, когда остро нужна была площадка, играл спектакль под окнами городской администрации — и в конце концов площадку дали.
Налицо бесправность частного театра: не имеющий статуса театр может быть закрыт или лишен площадки при смене губернатора или мэра либо вообще без объяснения причин. История московского «Театра.doc», два раза переезжавшего из арендованных помещений, — тому прямое подтверждение. Цензура в отношении частного театра часто осуществляется в том, что театру не предоставляются площадки даже за аренду — властные органы им не доверяют, не помогают и следят, «как бы чего не вышло».
Независимый театр вынужден при аренде какой бы то ни было площади платить точно такие же суммы аренды и коммунальных расходов, как коммерческий магазин или банк. Арендуя на пару-тройку сезонов пространство, театры, как правило, от него позже отказываются, будучи не в состоянии оплачивать расходы из своих доходов. Похвастаться существенной спонсорской поддержкой никто из театров не может. Зарабатывают театры сами, в том числе деля свою деятельность на коммерческую (для зарабатывания денег) и творчески-экспериментальную (для души). При этом у частного театра нет права на социальную рекламу, вписывание названия и адреса театра в уличные указатели, поисковые системы, базы данных, перечни и списки.
Проблема существования театрального художника — режиссера, драматурга, актера — в рамках частной инициативы обостряется в тот момент, когда усиливаются разговоры (в том числе и от госчиновников) о том, что государство станет оплачивать только такое искусство, которое приносит государству пользу. В условиях фактического отсутствия баланса между частным и государственным секторами такое утверждение означает запрет на профессию.
Часто частные театры сталкиваются и с другой проблемой: при всем желании власти им помочь (например, доехать до престижной «Золотой маски») чиновники вынуждены отказать, так как не существует строки бюджета для финансовой помощи частному театру. Государство может поддержать только государственный театр. Также при всем желании совместных акций у частных и государственных театров перед директорами часто встает проблема: каким образом оплачивать труд «частников», по каким статьям расходов.
Точно так же строится контакт с местными СМИ. Частным театрам отказывают в информационной поддержке из-за отсутствия государственного статуса. Только редко случающиеся гастроли в Москве, участие в столичных фестивалях могут привлечь внимание прессы к феномену частной театральной практики. Хотя, например, астраханский театр «Периферия» признавался, что о них написано больше, чем обо всех государственных театрах города вместе взятых.
Частой (если не основной) мотивацией для старта частной театральной инициативы становится творческая инертность государственных театров. Чаще всего частные театры создаются для того, чтобы творчески реализоваться, чтобы свободно играть спектакли, которые из-за косности и рутины невозможны в государственных театрах.
Частные театры имеют более разнообразную репертуарную политику, предъявляя публике новые тексты, новые режиссерские подходы. Примечательна история иркутского театра «Новая драма»: артисты Иркутского ТЮЗа открыли свою компанию в тот момент, когда поняли, что не могут реализовать свои творческие амбиции на государственной сцене — например, поставить там пьесу иркутчанина Ивана Вырыпаева. Иркутск живет памятью о драматурге Александре Вампилове, но именно это обожание великих после смерти не дало разглядеть в молодых людях новый талант. Карьера Ивана Вырыпаева — ныне всемирно известного драматурга — резко идет в гору только тогда, когда он, фактически изгнанный из родного города, уезжает из Иркутска в Москву.
Чаще всего частные театры работают с молодежью, привлекая на сторону театра ту публику, которая традиционным театром не привлекается к сотрудничеству, так как для нее нет подходящего репертуара. Частный театр важен своим уникальным предложением для аудитории, не совпадающей с аудиторией «больших» театров. «В нашем городе в театр ходят только те, кому “за зо” (30+) и “за чо” (40+)», — признается Борис Алексеев из воронежского театрального центра «Никитинский». Частные театры создают эту притягательную бунтарскую среду для неформальной, неконсервативной молодежи (например, краснодарский Один театр в месяц привлекает 2000—3000 зрителей). Намечается любопытная тенденция — возврат к андеграунду, контркультуре 1980-х. Частные театры быстро находят поддержку в вузовской среде, в движении любительского театра именно потому, что предлагают новые, актуальные, интересные молодежи формы существования клубов, домов культуры, библиотек.
Мы никому не нужны. Надейтесь только на себя. Или идите в государственный театр.
В частном театре работают сверхмотивированные люди. Активность, неравнодушие, ориентированность на своего зрителя заставляют частные театры становиться частью городской среды. Социальные проекты, работа с городским пространством часто становятся козырем частных театров на фоне инертности театров государственных. Частный театр активно использует труд волонтеров. Идеальный пример — Коляда-театр, слава которого во многом строится не только на личности его основателя Николая Коляды, но и на его особых, доверительных отношениях с екатеринбургским зрителем, готовности общаться, честно и бескомпромиссно рассказывать о времени и себе.
Активность частных театров в иных городах перекрывает активность государственных. Жесточайшие условия выживания заставляют независимые театры искать новые способы общения с публикой. Частные театры активно используют возможности социальных сетей, новые методы маркетинга (например, абонементы и билет с открытой датой в подарок). Спектакль частного Театрального цеха «Спасти камер-юнкера Пушкина» получил премию как лучший спектакль Нижнего Новгорода. Ижевский театр Les Partisans организовывает лекции специалистов, на которые съезжаются многие горожане, обустраивает театральную библиотеку, проводит регулярный семинар по театральной критике и удмуртской драматургии. Ижевские театры из госсектора на этом фоне заняты только производством репертуара и менее известны в масштабах страны. Творческое предложение частных театров часто более существенно. Театр «Zooпарк» из Нижнего Новгорода — когда мог играть регулярно на сцене ТЮЗа — имел самые высокие в городе цены на театральные билеты. И они неизменно раскупались.
У частных театров имеется самый разнообразный опыт выживания в сложных кризисных ситуациях. Государственные театры такого опыта чаще всего не имеют. Лучший пример — компания «Диалог Данс». Некогда артисты и хореографы Костромского театра драмы Евгений Кулагин и Иван Естегнеев основали центр современного искусства в отдельном помещении. Центр зарабатывает деньги на школе хореографии и тратит их на производство спектаклей, на кинопоказы, лекции, выставки и на знаменитый международный фестиваль современного танца. Парадокс существования «Диалог Данса» состоит в том, что частная самоокупаемая площадка, имеющая мировую славу практически единственного центра современной хореографии в России, была создана в крайне консервативном городе с 250-тысячным населением и серьезными демографическими проблемами.
Одна из важнейших мотиваций для создания частного театра, высказываемая участниками, — удержать горожан в городе, не допустить миграции. Из выступлений участников форума: «Я устал ездить в другие города, чтобы получить нужные мне искусство и идеи. Я хочу видеть это в своем городе. Я устал каждую осень подсчитывать уехавших».
В результате бесед, круглых столов участники первого Форума независимых театров пришли к необходимости создать Ассоциацию частных театров России и ежегодный Фестиваль независимого театра, который мог бы проходить в разных городах страны.
«Мы никому не нужны. Надейтесь только на себя. Или идите в государственный театр».
Из выступлений участников форума
Театр Les Partisans, Ижевск
Театр «Новая драма», Иркутск
Один театр, Краснодар
Центр «Угол», Казань
«The театр», Уфа
Общедоступный театр «Периферия», Астрахань
«Солнце Сибири», Тюмень
Арт-площадка «Барабан», Тула
Камерный драматический театр, Вологда
«Новая сцена 2», Белгород
Театр «Zоопарк», Нижний Новгород
Театр «18+», Ростов-на-Дону
Молодежный художественный театр, Улан-Удэ
Театр-студия «Быть», Тюмень
Театр танца «нОга», Омск
O'She TheArte, Вологда
Белый театр, Хабаровск
Театральный центр «Никитинский», Воронеж
Театр «Место действия», Самара
Театр-студия Alter ego, Уфа
Театр «Город», Самара
Студенческий театр «Встреча», Кемерово
«Мхатик», Саранск
Театр «Цехъ», Санкт-Петербург
Театральный цех Елены Фирстовой и Антона Нечаева, Нижний Новгород
«МТМ имени менЯ», Уфа
Театр драмы и бурлеска «Мы», Санкт-Петербург
Мастерская «МеЖдуТанцем», Уфа
Театр «Студия», Москва
Арт-проект «ТоЧКа», Тула
Белорусский современный художественный театр, Минск
«Место Д…», Бишкек
«ARTиШОК», Алма-Ата
«КнАМ», Комсомольск-на-Амуре
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244971Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246528Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413106Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419586Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420248Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422898Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423657Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428833Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428960Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429616