14 июня 2017Театр
104

Россия.doc

Документальный театр в регионах: «Речь» Руслана Маликова и не только

текст: Анна Банасюкевич
Detailed_picture© «Территория»

Тобольск, Чайковский, Томск, на очереди Пермь, Нижневартовск и Дзержинск — серию арт-лабораторий фестиваль-школа «Территория» вместе с компанией «Сибур» проводит по всей стране уже второй сезон. Хронологически последним проектом «Территории» в регионах стала лаборатория документального театра, прошедшая в Воронеже под руководством Руслана Маликова на базе Театра драмы имени Кольцова и местного Института искусств: вербатим его студенты практикуют с первого года обучения, приглядываясь к окружающей реальности и преодолевая присущий отечественному театру изоляционизм. Корифей «новой драмы» Вячеслав Дурненков собрал из «подслушек» и интервью пьесу «Речь», поставленную Маликовым на пару с хореографом Ириной Галушкиной и художником Екатериной Джагаровой, превратившей сцену в средневековую ярмарочную площадь, украшенную аляповатыми гирляндами и настоящими, приколоченными к дереву, свиными головами.

Показ проекта «Речь» в Воронеже естественным образом встраивается в сложившуюся за последнее десятилетие практику документальных постановок в российских регионах. Это явление, достаточно разнообразное и продолжающее по сей день дифференцироваться и делиться на тематические, жанровые сегменты, существенно изменило и продолжает менять повседневные отношения театра и действительности. Как известно, «док» пересмотрел иерархию значимого и малозначительного, поставил под сомнение элитарность искусства, а главное, снял те благословенные шоры, которыми российская сцена долгие годы закрывалась от повседневной жизни — не только нуждающейся в описании и анализе, но и диктующей новые эстетические реалии и запросы.

Интересно, что регионам документальная практика оказалась в каком-то смысле даже нужнее и одновременно доступнее, чем крупным стационарам в Москве и других мегаполисах: в городе, где театров не триста, а один или в лучшем случае два, сцена — уже не просто сцена, а культурный центр, для которого диалог с публикой и взаимодействие с окружающим пространством — главный смысл существования. «Док» за пределами Москвы и Петербурга разный: сфокусированный на городе или изучающий конкретную социальную группу, возраст; реконструирующий важное для региона событие; отталкивающийся от истории конкретного места, но вырастающий в серьезное исследование глобальной темы; диктующий свои жанровые особенности или встраивающийся в ту или иную традицию. Формы бытования «дока» в регионах могут быть самыми неожиданными: так, в номинировавшемся этой весной на «Золотую маску» театре «Парафраз» в Глазове заметили зрительский, коммерческий потенциал вербатима — и выпустили серию народных документальных комедий («Короли и капуста», «Дуры мы, дуры»).

© «Территория»

Отдельная большая и внутренне неоднородная категория документальных спектаклей в регионах — вербатимы про город. В «Элементарных частицах» Семен Александровский и Вячеслав Дурненков размышляли о легендарном новосибирском Академгородке как о последней советской утопии, спектакль Бориса Павловича «Я (не) уеду из Кирова» исследовал скорее сознание взрослеющего человека, анализируя, в первую очередь, его попытки соотнести себя с местом, где он живет, нежели с конкретным городским ландшафтом. Еще одна важная тема — изучение зрителя и изучение себя: театр вглядывается в зал, вчерашний и сегодняшний, в собственную историю, копается в архивах — так было, например, в спектаклях Красноярского ТЮЗа («Подросток с правого берега», «Шкаф») и на недавней лаборатории в Саратовском ТЮЗе. Вербатим в регионах, с одной стороны, помогает театру обрести, так сказать, пространственно-временную адекватность, с другой — устанавливает горизонтальную связь со зрительным залом. Именно таким региональным вербатимом par excellence выглядел «День города» Михаила Бычкова в воронежском Камерном театре — спектакль об одиночестве горожанина, о сложных, противоречивых взаимоотношениях человека и места.

Воронежский проект Руслана Маликова и Вячеслава Дурненкова развивает и обновляет традицию документального спектакля в регионах. Драматургически «Речь» поделена на две части: в первой — свободный монтаж обрывков подслушанных диалогов, мозаика случайных наблюдений за горожанами разных полов, возрастов и социальных статусов. Девушки обсуждают личную жизнь, водитель автобуса ссорится с пассажиркой, притащившей в салон пакет, случайно прилипший к подошве, — а зрители теснятся прямиком на сцене, оказавшись в самом эпицентре действия. У каждого из актеров — набор характерных жестов, если и узнаваемых, то не бытовых, а скорее масштабированных до обобщения, до знака: хореограф Ирина Галушкина стремилась перевести на язык тела характер, состояние говорящего. Статуарность сменяется динамикой, одиночки объединяются в группы, рваная ритмика фиксирует лихорадку человеческого существования — сложную работу сознания, полную овеществленных в жесте «глюков» и «багов».

© «Территория»

Вынесенный в название сверхсюжет «Речи» наиболее полно выговаривается во второй, аналитической, части спектакля: авторы постановки попросили героев интервью понаблюдать за тем, как они говорят, — вычленив структуру, обнаружив повторы и слова-паразиты. Зрители теперь сидят на трибунах: они здесь — не объект агрессивного телесно-словесного воздействия, как в начале спектакля, а наблюдатели. На обсуждении после премьеры много говорилось о том, как катастрофически беднеет, ломается современная речь. Между тем спектакль Руслана Маликова скорее не об упрощении, а об усложнении языка — о современной Вавилонской башне, о том, насколько усложнилась коммуникация в начале XXI века. Пока смотришь «Речь», не раз ловишь себя на мысли: вот, кажется, я понял, о чем говорит тот или иной человек. Но это ощущение мимолетно — настолько герметично-таинственны монологи наших современников. Исследуя феномен эволюции языка, воронежская «Речь» подтверждает давнее наблюдение: темы документальных спектаклей в регионах со временем становятся все менее локальными, все менее замкнутыми исключительно на местной специфике — год от года они все больше обращены не только к городу, но и к миру.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241847
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249713
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416365
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420586
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425838
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427183