Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245150После недавнего инцидента с ликвидацией агентства «РИА Новости» и дальнейшего обсуждения этого сюжета в соцсетях цитировать титульную песню из популярного телесериала Валерия Тодоровского стало дурным тоном, но отделаться от строчки «Я думала, это весна, / А это оттепель» не так-то просто: как ни крути, а Константину Меладзе удалось вместить в эту емкую формулу всю универсальную парадигму российской жизни. Дуб — дерево, роза — цветок, на смену условному РИА Новости с устрашающей неизбежностью приходит условная «Россия сегодня», а быстротечная оттепель неминуемо сменяется эпохой затяжного застоя. Опасная его близость заставила поежиться всех, кто перепостил вчера у себя в фейсбуке новость об отставке заместителя руководителя столичного департамента культуры Евгении Шерменевой. Именно благодаря ее деятельности два последних года определенно войдут в летопись отечественной культуры временем подлинного театрального ренессанса — в истории которого уход Шерменевой ставит если не точку, то, по крайней мере, многоточие.
Впрочем, комментируя ситуацию, Сергей Капков уже сообщил, что кандидатура его нового заместителя по театрам была предложена самой Шерменевой, — посылая тем самым профессиональному сообществу сигнал о том, что, дескать, начатая театральная реформа будет продолжена и, следовательно, реальных причин для беспокойства нет. Но нельзя сказать, чтобы после этого заявления настроение в комьюнити существенно улучшилось, — и дело тут даже не в том, что информацию об операции «Преемник» Шерменева поспешила молниеносно опровергнуть. На самом деле в новости о кадровых переменах в департаменте культуры не было ровным счетом ничего обескураживающе-неожиданного — как конкретно будет складываться будущее реформы московских театров, неизвестно, но в том, что она будет рано или поздно свернута, а промежуточные ее результаты подвергнутся пересмотру, сомневаться, увы, не приходится.
Сергею Капкову уже пришлось столкнуться с серьезными репутационными потерями, которыми обернулась для него кампания по переформатированию Театра имени Гоголя в «Гоголь-центр», — вероятно, не в последнюю очередь именно этот опыт заставил главу департамента отказаться от активного публичного участия в деятельности таганской «Группы юбилейного года»: прямая причастность к еще одному резонансному театральному скандалу вполне могла бы стоить Капкову должности. Процесс глобальной перестройки привычной театральной системы, инициированный департаментом культуры, с самого начала выглядел прекрасной в своей утопичности попыткой окультурить, осмыслить, цивилизовать деятельность одного из самых архаичных и патриархальных секторов отечественной культурной индустрии. Но театр — это модель общества, государство в миниатюре, его проблемы не локальны, а системны, и решить их с эффектной оперативностью, повторив успех садово-паркового блицкрига, не получилось бы даже при всем желании. Как ни печально это сознавать, но при существующем сегодня в стране порядке вещей начатая в Москве театральная реформа в любом случае обречена на ту же судьбу, что и любые преобразования либерального толка, затеянные в современной России.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245150Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246698Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413252Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419715Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420388Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423030Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423787Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428965Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429082Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429732