26 марта 2018Театр
172

Эпоха Ж(Ж?)

Сергей Женовач, Александр Журавский и логика перемен в МХТ

текст: Софья Дымова
Detailed_picture© Евгений Одиноков / РИА Новости

Вечером минувшей пятницы стало известно, что пост художественного руководителя Московского художественного театра займет Сергей Женовач. О том, что может значить самое парадоксальное за последние годы кадровое назначение в театральной сфере, — Софья Дымова.

1.

Не секрет, что обсуждение кандидатуры возможного преемника Олега Табакова и в околовластных, и в околотеатральных кругах продолжалось не один год. В последние месяцы топ наиболее вероятных претендентов на пост худрука МХТ со значительным отрывом возглавляли Валерий Фокин и Евгений Миронов. Первый — реформатор Александринки, едва ли не самый авторитетный в России театральный менеджер, по совместительству — лоялист со стажем: триумфальное возвращение в родную Москву стало бы для него долгожданным повышением по службе, знаком признательности партии и правительства. Второй — любимый ученик Табакова, худрук сверхуспешного Театра наций, в назначении которого к тому же имелся скрытый потенциал для эффектной многоходовки: театр в Петровском переулке располагается в здании бывшего филиала Московского художественного, так что приход Миронова в МХТ позволил бы объединить два независимых художественных организма в единую структуру, следуя любезному Владимиру Мединскому курсу на оптимизацию. В свою очередь, руководство Минкульта, как говорят, лоббировало фигуру руководителя Московского губернского театра Сергея Безрукова, так и не получившую поддержки в верхах.

Кандидатура худрука столичной Студии театрального искусства Сергея Женовача, по слухам, была вынесена на обсуждение вице-премьером Ольгой Голодец в минувший четверг. Дальнейшие события развивались молниеносно: в пятницу утром старейшины театрального цеха (Валерий Фокин, Лев Додин, Александр Калягин) и соратники Олега Табакова (Евгений Писарев, Владимир Машков, Игорь Золотовицкий) были вызваны на экстренное совещание в Минкульт. Вплоть до позднего вечера 23 марта представительное собрание под председательством Владимира Мединского пыталось убедить колебавшегося Сергея Женовача в необходимости принять предложение ведомства. Ближе к полуночи появилась официальная информация о том, что Женовач вступит в свои новые полномочия через месяц. Для самого Московского художественного и само решение Минкульта, и скоропалительность его принятия стали полной неожиданностью — звездную труппу в ультимативном порядке поставили перед фактом назначения «человека извне», никак генетически не связанного с мхатовской традицией, так что внутри театра новость восприняли крайне нервно. Обсуждению происшедших кадровых перемен был посвящен внеочередной сбор труппы, прошедший в субботу, 24 марта, — не только при закрытых дверях, но и в отсутствие самого Сергея Женовача.

2.

Свои последние спектакли «на стороне» в драме Женовач выпустил в 2004-м («Белая гвардия» в МХТ) и 2005-м («Мнимый больной» в Малом театре) — минувшие двенадцать лет он ставил исключительно в собственной Студии театрального искусства, основанной в 2006 году и существовавшей на средства предпринимателя Сергея Гордеева, а в прошлом сезоне получившей госфинансирование и перешедшей в подчинение Минкульта. Как и его учитель Петр Фоменко, Женовач всегда предпочитал камерную сцену, студийный формат и работу с русской литературной классикой: основатель СТИ последовательно воплощал в своих спектаклях представление о театре как о кафедре, с которой нужно вещать, воспевать, оплакивать, проповедовать — словом, учить жить.

В назначении худруком МХТ режиссера, чье имя в последние годы стало синонимом просвещенного консерватизма, нетрудно разглядеть идеологический абрис грядущей шестилетки.

Метафору «театр — храм искусства» Женовач понимал буквально — и столичной публике это очень нравилось: пресытившаяся театральным бумом 2000-х Москва нуждалась в чем-то вроде кельи, где показывали бы что-нибудь очень строгое, духовно-назидательное, а главное — равняющееся на полуистлевшее знамя русского психологического театра. Сегодня в назначении худруком МХТ режиссера, чье имя в последние годы стало синонимом просвещенного консерватизма, нетрудно разглядеть идеологический абрис грядущей шестилетки: одиночные пикеты с риторическим лозунгом «МХАТ — это искусство или разврат?» прошли в минувшую субботу в Камергерском переулке отнюдь не случайно.

Между тем кажущееся, на первый взгляд, столь закономерным кадровое решение трудно признать дальновидным — как с чисто художественной, так и с сугубо прагматической точки зрения.

Выдающийся режиссер еще не значит хороший худрук, а Студия театрального искусства с самого начала была и остается авторским театром одного режиссера: Женовач не приглашал к сотрудничеству даже собственных учеников, вынужденных зарабатывать себе имя постановками на других площадках. Теперь ему придется окормлять три сцены и труппу в полторы сотни человек, да и от Студии театрального искусства он отказываться явно не собирается — министр Мединский уже поспешил сообщить, что СТИ в перспективе может стать филиалом МХТ. Кандидат на роль лидера Московского художественного театра должен обладать, прежде всего, выдающимся менеджерским талантом, а есть ли он у Женовача — большой вопрос: одно дело — отвечать за СТИ с основной сценой на 234 места и единственной крупной премьерой в сезон и совсем другое — управлять гигантским мультиплексом, публика которого привыкла к тому, что в широчайшем ассортименте Московского художественного уживаются самые разные типы театра. Ключевую проблему парадокса «Женовач в МХТ» сформулировала в фейсбучных дискуссиях продюсер Евгения Шерменева: «Странно идти в общедоступный театр, всей своей [художественной] жизнью провозглашая идею элитарности».

3.

Из театрального захолустья с великой историей Олег Табаков превратил МХТ в прибыльную корпорацию: три площадки в Камергерском переулке, плюс строящийся филиал — семиэтажное здание на пересечении Нагатинской и проспекта Андропова, плюс открывающие массу бизнес-перспектив декорационные мастерские. Сам Табаков, как известно, совмещал должности директора и худрука; в Минкульте уже заявили о необходимости разделения творческого и административного руководства театра.

Именно при таком раскладе в назначении Женовача начинает наконец прослеживаться железная логика: при заведомо аппаратно слабом худруке главным человеком в МХТ становится директор — управляющий всеми административными процессами и распоряжающийся всеми финансовыми потоками. К тому же Московский художественный времен Олега Табакова — заповедная территория творческой свободы — слишком долго оставался соринкой в глазу властей: было бы странно, если бы правительство РФ упустило историческую возможность установить полный контроль за самой статусной сценой страны. Потенциальным кандидатом на пост директора МХТ в конце минувшей недели называли заместителя министра культуры РФ Александра Журавского — ведомство, впрочем, поспешило опровергнуть эту информацию. Так или иначе, но туман вокруг будущего легендарного театра рассеется лишь тогда, когда в большой игре за Московский художественный будет сделан следующий ход, — и произойдет это, кажется, не позднее 23 апреля.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249367
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416013
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420330
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425565
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426909