26 сентября 2018Театр
159

Осуждение Фабра

Евгения Шерменева о «Фаброгейте» и оскорблении чувств

текст: Евгения Шерменева
Detailed_pictureTroubleyn в постановке L'Histoire Des Larmes Яна Фабра, 2005© AFP / East News

13 сентября сотрудники театральной группы Troubleyn опубликовали открытое письмо, в котором основатель компании — всемирно известный бельгийский хореограф и режиссер Ян Фабр обвинялся в сексуальных домогательствах, сексизме и мизогинии. Эта новость спровоцировала в русскоязычном сегменте Фейсбука ожесточенную дискуссию, которую COLTA.RU приглашает продолжить всех заинтересованных участников. Сегодня о «Фаброгейте» и его отечественной рецепции размышляет театральный продюсер Евгения Шерменева.

Полыхавшая всю минувшую неделю и явно затянувшаяся дискуссия интересна, в первую очередь, тем, как в ней проявилась разница в восприятии мира у двух поколений — тех, кто вошел в жизнь в свободное время, и тех, кто вырос при развитом социализме. Выяснилось, например, что память о «Моральном кодексе строителя коммунизма» смягчает нравы. Отсутствие ее — ужесточает требования к окружающему миру.

1.

Сложно ожидать от художника, известного изображениями собственного тела в различных ракурсах и степенях разложения, более целомудренного и сдержанного отношения к другим моделям. Еще удивительнее было обнаружить то, что зрители — превозносящие спектакли Фабра за то, что принято называть «художественной свободой», восхищающиеся сценами насилия, убийств, совокуплений, реками крови, пота, слюны, горами мяса, скользких тел, грязи — наивно полагают, что в жизни такой художник остается чист, как хрусталь. Столь же трудно представить, что из жизни окончательно исключены акты не принуждения, но соблазнения и все межчеловеческие отношения переведены в рамки договорных правовых обязательств двух или более независимых личностей. Зависимость не так уж и ужасна, если она добровольна и приносит обеим сторонам счастье и радость.

В ориентированной на цивилизованные отношения Европе, где брачный договор введен так давно, что нашему обществу и не снилось, любая организация обязана думать о выстраивании правовой системы защиты своих сотрудников. Так, в компании Troubleyn каждый участник защищен специальным договором о неприкосновенной собственности на свое тело. В Troubleyn разработана специальная система взаимоотношений в коллективе — и дело тут, конечно, не в одном лишь Фабре: когда два артиста имитируют на сцене половой акт, они должны быть защищены от домогательств — пускай и случайных. Бельгийская компания давно задумалась о подобных рисках — и сделала все, чтобы если не свести их к минимуму, то, по крайней мере, обезопасить своих артистов.

Можно, конечно, задаться вопросом: а зачем, собственно, делать спектакли с такими рисками? Да затем, что вы же сами покупаете на них билеты, разлетающиеся как горячие пирожки, или молите о контрамарках. Как ни крути, а исследуемые Фабром любовь, секс, насилие и смерть — главные темы человечества.

И вот что, пожалуй, самое любопытное: русскоязычная дискуссия вокруг «Фаброгейта» велась, что называется, «со своей колокольни» — отталкиваясь от сегодняшнего российского отношения к правам и свободам, с проецированием нашей реальности на чужую действительность.

2.

В фейсбучных баталиях не раз и не два звучал лейтмотив: нужно предать огню всякое искусство, замешенное на насилии. Но не есть ли любое произведение искусства результатом насилия и разрушения? Всякий художник разрушает свой разум, а иногда и свое тело (как поступает, к примеру, ближайшая соратница Фабра Марина Абрамович), вовлекая в этот процесс соучастников-исполнителей. Разве процесс использования художником натурщика — не насилие? Срезать живые цветы, чтобы запечатлеть их на своем натюрморте, — не насилие? Вообще ограничивать нечто живое рамками условностей — не насилие?

Важнее всего снизить градус не обсуждения, а осуждения — постараться забыть о том, что можно осуждать кого бы то ни было за действия, слова и поступки.

Да, нравы меняются вместе с временами. То, что еще недавно было частью общественных принципов (включая, к примеру, мужскую собственность на жену как на элемент интерьера), ушло в историю вместе с XIX веком. То, что было нормой поведения в Вудстоке, осталось в прошлом вместе с появлением СПИДа. Но если раньше звезд терроризировали папарацци, то в последние годы их место заняли авторы открытых писем против продюсеров и режиссеров.

Страсть регламентируется договором: секс — только по расписанию, с предоставлением всех необходимых справок и доказательств честных намерений, без права на ошибку и без возможности прощения.

3.

Современное общество стало прозрачным, как жилища нумеров у Замятина: все, что остается сегодняшнему человеку, — вести тайный дневник со списком сокровенных желаний.

Интересно, что Фейсбук, по сути и являющийся дневником, именно в России стал заменителем общественных отношений: когда нет иного способа донести до других свою точку зрения, поделиться мыслями, ты пишешь обращение ко Вселенной — правда, ограниченной кругом читателей ленты. Интонации тут заведомо искажены, а обсуждения больше походят на кухонные споры: перепутанные во времени реплики с наделением читающим собственными акцентами тех или иных слов часто выводят треды на уровень сверхабсурда. Все это — маркеры отсутствия публичной жизни, настоящих дискуссий в реальном времени, умения слушать собеседника. Способ ведения разговора, привычный для российского телеэфира, незаметно перетекает в другие медийные пространства: теперь мы не только не слышим, но и не читаем друг друга.

Дискуссия вокруг «Фаброгейта» внутренне совпала для меня с последним подкастом «Как жить» на «Медузе» — там тоже размышляли про абьюз, про массовое увлечение #MeToo, про то, в какой степени осознание оскорбления насилием навязано извне — и насколько вообще коллективные письма отражают мнение каждого отдельного подписавшего. Как вообще относиться к феномену коллективных писем в жанре «за все хорошее против всего плохого» — если у каждой стороны своя мерка «хорошего» и «плохого»?

Поэтому сейчас важнее всего снизить градус не обсуждения, а осуждения — постараться забыть о том, что можно осуждать кого бы то ни было за действия, слова и поступки, оставив эти решения тем инстанциям, которых подобные вопросы касаются напрямую. А еще — начать в кои-то веки разбираться в своих домашних делах, вместо того чтобы так серьезно переживать за своих европейских коллег.

В конце концов, нам стоит быть терпимее. Не толерантнее, а именно терпимее, оставляя за художником право совершать ошибки и не навязывая окружающему миру эталон морально-этических «мер и весов».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249221
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415852
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420210
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425437
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426810