30 августа 2019Театр
272

«Любимовка-2019»: 10 главных пьес

Протесты «новых вялых», история России в формате телеигры и «лего-пьеса»

 
Detailed_pictureСцена из спектакля «Ритуал-шоу После Чудес»© Молодежный театральный центр «Космос»

Московский театральный сезон традиционно начинается с «Любимовки» — крупнейший и самый авторитетный в России фестиваль современной драматургии, отмечающий в этом году тридцатилетие, пройдет с 31 августа по 7 сентября на площадке «8/3». COLTA.RU представляет десять ключевых пьес «Любимовки-2019».

1. «Рэйп ми»

Автор: Ирина Васьковская.

Об авторе: самобытная ученица Николая Коляды, одна из важнейших представительниц уральской школы драматургии.

О чем: переосмысление протеста «новых вялых», которые борются с хамством в магазине и с глютеном в пище.

Внеконкурсная программа, 31 августа, 21:00

Фрагмент:

Оля: ...А ты че привязался с этой «Икеей»? Тебе хватит посуды? А где твоя посуда? Я так и не поняла, куда она делась. Не уходи от ответа.

Макс: Мы ее ночью в окно выбросили, я же сказал.

Оля: Ну блин, я же подумала, что ты иронизировал.

Макс: Да с чего бы?

Оля: Что, вообще всю?

Макс: Вообще всю. Отмечали Димин развод. Помнишь Диму?

Оля: Не знаю. Это такой дерганый, который «почитай литературку по теме насилия»?

Макс: Да. Он сказал: «Ребяточки, праздника недостает» — и ∗∗∗к стакан в окно. И все, потом по нарастающей, а потом просто посуда кончилась — и все, мы на пол упали ждать ментов, соседи вызвали, а он такой: «Прикинемся мертвыми — на ∗∗∗а им три покойника на участке». Все. Но вообще было весело, хотя свободу никто не словил, как Дима обещал.

Оля: Вот это и есть постинфантильные вы∗боны. Блин, но я вот не думала, что ты на такое ведешься.

Макс пожимает плечами.

Оля: А что? А зачем? Избавление? От чего? ∗∗∗ня.

Макс: Да просто бухие были, никакого концепта.

Оля трет щеку.

2. «Отец ЧБ»

Автор: Елена Нестерина.

Об авторе: выпускница Литинститута, автор более двадцати книг для подростков, участница «Любимовки» с пьесами «Где ваша сестра?», «Наш дедушка откинулся» и «Шоколад Южного полюса».

О чем: пьеса в стихах о двух отцах и подростке, который отрицает гендер.

Основная программа, 2 сентября, 19:00

Фрагмент:

Сводный хор гаджетов, книг, журналов и материально-духовной культуры прошлого: Катя, Катя, ты подросток! Ты растешь. В постройке тела…

Катя: Мне не нужен бюст и бедра. Все нейтрального размера.

Сводный хор: Голодать нельзя!

Катя: Диета!

Сводный хор: Анорексия — беда! Мозг зачахнет, тело сдохнет.

Катя: Я не пью, чего мне дохнуть? Поживу уж. Хватит гнать.

Катя запугала обстановку, все затаились. На компьютере всплывает реклама: «Круговая сушка тела онлайн! Подпишись на наш канал».

Катя: Подписываюсь! (Надевает утягивающие панталоны, на них джинсы, смотрится в зеркало, задвигает его тканью.)

Реклама из телефона: «Трансгендерный центр: безоперационная смена пола. Скидки многодетным».

Катя (отключает рекламу): Э-э, нет! Это не значит, что я хочу стать мужчиной. Но почему сиськи решают за меня? Ляжки какое право имеют? Жопе вообще слова не давали. Будет мне 18 лет, тогда и определюсь.

3. «На ладони»

Автор: Александр Железцов.

Об авторе: аксакал новой драмы и самой «Любимовки», сценарист, драматург, преподаватель.

О чем: воспоминания из молодости мешают следователю «оформить» девушку, жестоко избитую на митинге.

Внеконкурсная программа, 2 сентября, 21:00

Фрагмент:

(Слушает.)

Аркаш, а помнишь, такой анекдот был старый, как поругались два ассенизатора — причем оба на одной машине работают. Ругались-ругались, все матюги кончились, все, что могли друг другу сказать, сказали, притихли оба, а потом один и говорит: «Эх ты, подчищала, никогда тебе не быть загребалой!»

(Слушает.)

К тому, Аркаш, что мы с тобой — на одной машине. Причем я — загребала. Я опер. Мне командуют загребать — я и загребаю, а ты — адвокат, ты всегда подчищаешь…

(Слушает.)

Это вообще не телефонный разговор. Я читаю твои статьи, вообще знаю ваши все аргументы и даже с чем-то согласен… Но если коротко, то перед тем ты тогда к нам на Фиолент пришел — была гроза и ливень. И страшный селевый поток — вниз, с обрыва. Явление природы такое. То есть ты можешь, конечно, встать геройски грудью против селевого потока. В лучшем случае ты просто будешь весь в грязи и в синяках, хорошо, если вообще живой. Нельзя бороться с явлениями природы, в том числе — природы социальной. Ну ладно, все, извини, нашли мы с тобой время и место…

Нет, не Лиза. Ладно, все, пока, созвонимся.

(Отключает смартфон.)

Засранец! Подчищала!

(Берется было за папки, но оставляет их, набирает номер на стационарном телефоне.)

Ты как, Леша? Как дела? Да что ты?! Пришла, дура, и раскололась уже? Эта, которая тенниска в полоску? С сосульками? Что? Так в тенниске и пришла?! Ну я же тебе говорил — идиоты… Слушай, а чего она била-то его сумочкой своей, мотивы какие?

(Слушает.)

Да. Да… Подожди.

(Кладет трубку телефона, набирает номер на смартфоне, говорит по смартфону.)

Это я, Леша. Слушай. Ту девчонку, о которой она говорит, в самом деле били. Есть еще одно видео, ты не знаешь: та девчонка на асфальте и трое омоновцев бьют ее по голове — ногами в берцах. Девчонка сейчас в коме лежит, врачи пока, слава богу, помалкивают… И вот, значит, она это видела… Слушай, а она вообще кто? Откуда?

(Слушает.)

4. «Ритуал-шоу После Чудес»

Авторы: Екатерина Августеняк, Александр Кудряшов.

Об авторах: Александр Кудряшов — режиссер, Екатерина Августеняк — дизайнер, художник-постановщик и участник лаборатории «Практика постдраматурга». В прошлом году она участвовала в программе «Любимовки» с нашумевшей пьесой-каталогом «Lorem Ipsum».

О чем: Россия 90-х, 2000-х и 2010-х в формате телевизионной игры.

Основная программа, 3 сентября, 19:00

Фрагмент:

Я хочу обратить ваше внимание на то, как вращается барабан. Это важная часть нашего ритуала. Чувствуете, как движется время? Как вам кажется, оно движется вперед или назад? 90-е годы прошлого тысячелетия. Мы в эфире. Можно перемотать в любую точку и воспроизвести чей-то голос. Пусть стрелка барабана укажет, чье послание вам выпадет.

Итак, ∗∗∗ очков, так уж распорядилась судьба! 90-е годы! Мы в эфире. Я прошу вас, воспроизведите голос ∗∗∗ (читает с карточки имя участника и откуда он). Не волнуйтесь, я здесь, я рядом.

5. «Дневник влюбленного прокурора»

Автор: Олег Богаев.

Об авторе: большое имя в российской драматургии, автор легендарной «Русской народной почты». Его пьесы ставили Кама Гинкас, Владимир Мирзоев и Кирилл Серебренников.

О чем: сотрудник правоохранительной системы влюбляется и пытается выскочить из накатанной поколениями колеи.

Внеконкурсная программа, 3 сентября, 21:00

Фрагмент:

Брат: И что ты намерен?

Сергей: Буду лишать ее материнских прав.

Брат: Основания?

Сергей: Сына бьет.

Брат: Все бьют детей.

Сергей: Ты это не видел.

Брат: Снова суд?

Сергей: Разумеется.

Брат: И это говорит прокурор…

Сергей: Бывший.

Брат: Ты и так по полной огреб! Тебе что, еще мало?

Сергей: Я знаю, что делать.

Брат: Президенту напишешь?

Сергей: Я знаю…

Брат: Да ни хрена ты не знаешь! У тебя крыша поехала!

Сергей: Мне это все надоело! Думать одно, делать другое! Достало! Пойми ты, есть настоящие чувства!

Брат: Ты про девочек из провинции?.. Ты съехал, ты спятил… Где ты живешь? От тебя пахнет подъездом. Ты прости за квартиру. Я верну третью часть. Не сейчас. Когда Светка в Ялту уедет.

Сергей: Я все продумал.

Брат: Не-не, я в этих делах не помощник…

Сергей: У меня компромат на них всех. Вот распечатка. Банковский счет, куда все сливали.

Брат: Ку-ку??? Да тебя в асфальт закатают! Ты что?.. Грохнут, и все!!! Убери!

Сергей: Не ссы. Обломятся все.

Брат: Как???

Сергей: Я продумал. Я сделаю правильно. Я…

Брат: А сын в суде выступит, нет?

Сергей: Он любит меня, а мать ненавидит.

Брат: Ты войну не бывшей жене объявляешь… Системе!

6. «Комитет Грустящего Божества»

Автор: Павел Пряжко.

Об авторе: белорусский драматург, один из ключевых русскоязычных авторов наших дней. Пьесы переведены на польский, немецкий, английский, французский и финский языки. С текстами Пряжко работали Иван Вырыпаев, Михаил Угаров, Дмитрий Волкострелов, Филипп Григорьян и Марат Гацалов.

О чем: экзистенциальная драма о попытках выглянуть за пределы привычного серого быта.

Внеконкурсная программа, 4 сентября, 21:00

Фрагмент:

Пошла в зал, села на стул. Конверт в руке.
Стал рядом.
Сидит, наблюдает за очередью.

Сергей: Пойду я на улицу.

Оля: Давай, иди.

Развернулся, пошел. (Вышел.)
Сидит, ждет.
Встревает в разговор.

Оля: …А вай-фая нету здесь! Нет вай-фая... (на реплики в свой адрес) Человек еще не отошел! Человек еще не отошел! Я подойду, я подойду. «До половины четвертого» на двери написано было! Как бараны, будут стоять! Дебилизм придумали. Губы размазала себе, думает, что она красивая… (покидающему зал) Извините, молодой человек, сигаретки не будет? Извините. (на реплики в свой адрес от того же человека, с которым пререкалась уже) Я с вами ругалась? Я с вами ругалась? Ошейник купи себе. Говно прелое.

Человек в очереди замолк.
Преисполнена достоинства.
Встала, медленно пошла, стала в очередь.
Вошел. Стоит, ждет.
Совершила все необходимые операции. Идет, изучая чек.
Подошла, чек в карман.

Оля: Все нормально.

7. «Жизнь Замечательных»

Автор: Михаил Чевега.

Об авторе: второй заход на территорию театра поэта Михаила Чевеги. В прошлом году он дебютировал в программе «Любимовки» с пьесой в стихах «Колхозница и рабочий».

О чем: «лего-пьеса», в которой хозяин загадочного кабинета выслушивает откровенные признания своих клиентов.

Основная программа, 6 сентября, 19:00

Фрагмент:

Человек с восточной внешностью:

— над проезжей частью 1-й Тверской-Ямской
летала купюра номиналом сто евро.
как человек мирской,
я с первого взгляда верно
определяю подлинность данного номинала.

а купюра кружилась,
туда-сюда летала,
и на солнце блестела полосочка из металла...

100 евро.
нам бы с вами хватило
посидеть, где напиток горяч и еда чудо как хороша.
100 евро — не так уж мало.

но ни одна душа
из машины не выходила,
пиджаком ее не сбивала,
словно бабочку в луговой полосе.

точно думали все,
что происходящее мнимо,
и проезжали мимо.

Петр Евгеньевич:

— и ты проехал, как все?

8. «Семью восемь»

Автор: Дарья Слюсаренко.

Об авторе: восходящая звезда драматургии, сценарист.

О чем: история взаимоотношений девочки со своей бабушкой и детских обид, от которых героиня избавляется самым жестоким образом.

Основная программа, 7 сентября, 17:00

Фрагмент:

Бабушка: Мама у тебя знаешь какая была?

Я: Отличница.

Бабушка: С золотой медалью закончила. А потом с красным дипломом. А теперь в Москве. А ты что?

Я: Что?

Бабушка: Жопа с ручкой, вот ты что. Дай причешу тебя. Лохматая ходит. За мамой твоей все мальчики в школе бегали, в институте бегали. Такая красавица. Выбрала она, конечно, батю твоего… Из Приморско-Ахтарска, прости господи. Но это другой разговор.

Я: Больно.

Бабушка: Терпи. Красота требует жертв. Вот, другое дело. Давай снова стихотворение.

Я: Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя. То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя…

9. «Финист — Ясный сокол»

Автор: Светлана Петрийчук.

Об авторе: режиссер кино, сценарист, драматург, ученица Михаила Угарова Светлана Петрийчук «выстрелила» в прошлом году сразу с двумя пьесами — «Вторник — короткий день» и «Во всем виноват Вайнштейн», а другие две — «Пчелы умирают» и «Финист — Ясный сокол» вошли в топ-10 пьес-2019 от театроведа Павла Руднева.

О чем: признания девушек, которые бегут в Сирию в поисках принцев-террористов.

Основная программа, 7 сентября, 19:00

Фрагмент:

Судья: Ничего, если мы будем звать вас дальше Марьюшкой?

Марьюшка: Мне не привыкать.

Судья: Что вы планировали делать в Тридесятом государстве (организация, запрещенная в России)?

Марьюшка: Готовить еду. Стирать одежду. Быть женой, как повелели Всевышний и моя физиология. Ну и зефир, я уже говорила.

Судья: А дома что, стирать некому было?

Марьюшка: Дома не мужики, а перекати-поле. Никаких убеждений, одни полумеры. А Финист представляет собой мужской идеал, который крайне сложно найти в современном западном обществе: образ сильного, бесстрашного мужчины, готового убивать и умирать ради своих идеалов.

Судья: Допустим. Итак, вы вышли в стамбульском аэропорту. Шли чистым полем, шли темным лесом, высокими горами. Птички веселыми песнями вам сердце радовали, ручейки лицо белое умывали, леса темные привечали. И никто не мог Марьюшку тронуть: волки серые, медведи, лисицы — все звери к ней сбегались? Так все было?

Марьюшка: Почти. В аэропорту я взяла такси. Дала водителю номер, который мне на вотсап прислали, пока я летела. Таксист на него позвонил, ему объяснили, куда ехать. Он сначала не хотел, но там денег пообещали прилично. Пока он меня вез, я отправила маме эсэмэску, чтобы она не забыла погулять с собакой.

10. «Алдар»

Автор: Олжас Жанайдаров.

Об авторе: номинант на премию «Золотая маска» за пьесу «Магазин», журналист, драматург, куратор драматургических лабораторий в Казахстане.

О чем: юриста, который помогает мигрантам, пытаются обвинить в подготовке теракта.

Основная программа, 7 сентября, 21:00

Фрагмент:

Второй: Ток, удар.

Первый: Пакет, удар.

Второй: Удар, вода.

Первый: Удар, вода.

Второй: Удар, вода.

Первый: Удар, вода.

Второй: Удар, вода, удар.

Первый: Пакет.

Второй: Удар, вода, удар.

Первый: Пакет.

Второй: Удар, пакет.

Первый: Удар, вода.

Второй: Удар, пакет.

Первый: Удар, вода.

Второй: Вода, вода.

Первый: Пакет, пакет.

Второй: Вода, вода.

Первый: Пакет.

Второй: Пакет.

Первый: Пауза. Пауза.

Второй: Пауза.

Первый: Быстрее.

Второй: Ток, удар, пакет, вода.

Первый: Ток, удар, пакет, вода.

Второй: Ток, удар.

Первый: Пакет, вода.

Второй: Ток, удар.

Первый: Пакет, вода.

Второй: Ток, удар, удар, удар.

Первый: Ток, удар, удар, удар.

Второй: Ток, пакет, пакет, пакет.

Первый: Ток, пакет, пакет, пакет.

Второй: Ток, пакет, удар, вода.

Первый: Ток, удар, вода, пакет.

Второй: Ток, пакет, вода, удар.

Первый: Ток, вода, удар, пакет.

Второй: Ток.

Первый: Ток.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245012
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246569
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413140
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419618
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423689
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428990
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429644