СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241387Московский театральный сезон традиционно начинается с «Любимовки» — крупнейший и самый авторитетный в России фестиваль современной драматургии, отмечающий в этом году тридцатилетие, пройдет с 31 августа по 7 сентября на площадке «8/3». COLTA.RU представляет десять ключевых пьес «Любимовки-2019».
Автор: Ирина Васьковская.
Об авторе: самобытная ученица Николая Коляды, одна из важнейших представительниц уральской школы драматургии.
О чем: переосмысление протеста «новых вялых», которые борются с хамством в магазине и с глютеном в пище.
Внеконкурсная программа, 31 августа, 21:00
Оля: ...А ты че привязался с этой «Икеей»? Тебе хватит посуды? А где твоя посуда? Я так и не поняла, куда она делась. Не уходи от ответа.
Макс: Мы ее ночью в окно выбросили, я же сказал.
Оля: Ну блин, я же подумала, что ты иронизировал.
Макс: Да с чего бы?
Оля: Что, вообще всю?
Макс: Вообще всю. Отмечали Димин развод. Помнишь Диму?
Оля: Не знаю. Это такой дерганый, который «почитай литературку по теме насилия»?
Макс: Да. Он сказал: «Ребяточки, праздника недостает» — и ∗∗∗к стакан в окно. И все, потом по нарастающей, а потом просто посуда кончилась — и все, мы на пол упали ждать ментов, соседи вызвали, а он такой: «Прикинемся мертвыми — на ∗∗∗а им три покойника на участке». Все. Но вообще было весело, хотя свободу никто не словил, как Дима обещал.
Оля: Вот это и есть постинфантильные вы∗боны. Блин, но я вот не думала, что ты на такое ведешься.
Макс пожимает плечами.
Оля: А что? А зачем? Избавление? От чего? ∗∗∗ня.
Макс: Да просто бухие были, никакого концепта.
Оля трет щеку.
Автор: Елена Нестерина.
Об авторе: выпускница Литинститута, автор более двадцати книг для подростков, участница «Любимовки» с пьесами «Где ваша сестра?», «Наш дедушка откинулся» и «Шоколад Южного полюса».
О чем: пьеса в стихах о двух отцах и подростке, который отрицает гендер.
Основная программа, 2 сентября, 19:00
Сводный хор гаджетов, книг, журналов и материально-духовной культуры прошлого: Катя, Катя, ты подросток! Ты растешь. В постройке тела…
Катя: Мне не нужен бюст и бедра. Все нейтрального размера.
Сводный хор: Голодать нельзя!
Катя: Диета!
Сводный хор: Анорексия — беда! Мозг зачахнет, тело сдохнет.
Катя: Я не пью, чего мне дохнуть? Поживу уж. Хватит гнать.
Катя запугала обстановку, все затаились. На компьютере всплывает реклама: «Круговая сушка тела онлайн! Подпишись на наш канал».
Катя: Подписываюсь! (Надевает утягивающие панталоны, на них джинсы, смотрится в зеркало, задвигает его тканью.)
Реклама из телефона: «Трансгендерный центр: безоперационная смена пола. Скидки многодетным».
Катя (отключает рекламу): Э-э, нет! Это не значит, что я хочу стать мужчиной. Но почему сиськи решают за меня? Ляжки какое право имеют? Жопе вообще слова не давали. Будет мне 18 лет, тогда и определюсь.
Автор: Александр Железцов.
Об авторе: аксакал новой драмы и самой «Любимовки», сценарист, драматург, преподаватель.
О чем: воспоминания из молодости мешают следователю «оформить» девушку, жестоко избитую на митинге.
Внеконкурсная программа, 2 сентября, 21:00
(Слушает.)
Аркаш, а помнишь, такой анекдот был старый, как поругались два ассенизатора — причем оба на одной машине работают. Ругались-ругались, все матюги кончились, все, что могли друг другу сказать, сказали, притихли оба, а потом один и говорит: «Эх ты, подчищала, никогда тебе не быть загребалой!»
(Слушает.)
К тому, Аркаш, что мы с тобой — на одной машине. Причем я — загребала. Я опер. Мне командуют загребать — я и загребаю, а ты — адвокат, ты всегда подчищаешь…
(Слушает.)
Это вообще не телефонный разговор. Я читаю твои статьи, вообще знаю ваши все аргументы и даже с чем-то согласен… Но если коротко, то перед тем ты тогда к нам на Фиолент пришел — была гроза и ливень. И страшный селевый поток — вниз, с обрыва. Явление природы такое. То есть ты можешь, конечно, встать геройски грудью против селевого потока. В лучшем случае ты просто будешь весь в грязи и в синяках, хорошо, если вообще живой. Нельзя бороться с явлениями природы, в том числе — природы социальной. Ну ладно, все, извини, нашли мы с тобой время и место…
Нет, не Лиза. Ладно, все, пока, созвонимся.
(Отключает смартфон.)
Засранец! Подчищала!
(Берется было за папки, но оставляет их, набирает номер на стационарном телефоне.)
Ты как, Леша? Как дела? Да что ты?! Пришла, дура, и раскололась уже? Эта, которая тенниска в полоску? С сосульками? Что? Так в тенниске и пришла?! Ну я же тебе говорил — идиоты… Слушай, а чего она била-то его сумочкой своей, мотивы какие?
(Слушает.)
Да. Да… Подожди.
(Кладет трубку телефона, набирает номер на смартфоне, говорит по смартфону.)
Это я, Леша. Слушай. Ту девчонку, о которой она говорит, в самом деле били. Есть еще одно видео, ты не знаешь: та девчонка на асфальте и трое омоновцев бьют ее по голове — ногами в берцах. Девчонка сейчас в коме лежит, врачи пока, слава богу, помалкивают… И вот, значит, она это видела… Слушай, а она вообще кто? Откуда?
(Слушает.)
Авторы: Екатерина Августеняк, Александр Кудряшов.
Об авторах: Александр Кудряшов — режиссер, Екатерина Августеняк — дизайнер, художник-постановщик и участник лаборатории «Практика постдраматурга». В прошлом году она участвовала в программе «Любимовки» с нашумевшей пьесой-каталогом «Lorem Ipsum».
О чем: Россия 90-х, 2000-х и 2010-х в формате телевизионной игры.
Основная программа, 3 сентября, 19:00
Я хочу обратить ваше внимание на то, как вращается барабан. Это важная часть нашего ритуала. Чувствуете, как движется время? Как вам кажется, оно движется вперед или назад? 90-е годы прошлого тысячелетия. Мы в эфире. Можно перемотать в любую точку и воспроизвести чей-то голос. Пусть стрелка барабана укажет, чье послание вам выпадет.
Итак, ∗∗∗ очков, так уж распорядилась судьба! 90-е годы! Мы в эфире. Я прошу вас, воспроизведите голос ∗∗∗ (читает с карточки имя участника и откуда он). Не волнуйтесь, я здесь, я рядом.
Автор: Олег Богаев.
Об авторе: большое имя в российской драматургии, автор легендарной «Русской народной почты». Его пьесы ставили Кама Гинкас, Владимир Мирзоев и Кирилл Серебренников.
О чем: сотрудник правоохранительной системы влюбляется и пытается выскочить из накатанной поколениями колеи.
Внеконкурсная программа, 3 сентября, 21:00
Брат: И что ты намерен?
Сергей: Буду лишать ее материнских прав.
Брат: Основания?
Сергей: Сына бьет.
Брат: Все бьют детей.
Сергей: Ты это не видел.
Брат: Снова суд?
Сергей: Разумеется.
Брат: И это говорит прокурор…
Сергей: Бывший.
Брат: Ты и так по полной огреб! Тебе что, еще мало?
Сергей: Я знаю, что делать.
Брат: Президенту напишешь?
Сергей: Я знаю…
Брат: Да ни хрена ты не знаешь! У тебя крыша поехала!
Сергей: Мне это все надоело! Думать одно, делать другое! Достало! Пойми ты, есть настоящие чувства!
Брат: Ты про девочек из провинции?.. Ты съехал, ты спятил… Где ты живешь? От тебя пахнет подъездом. Ты прости за квартиру. Я верну третью часть. Не сейчас. Когда Светка в Ялту уедет.
Сергей: Я все продумал.
Брат: Не-не, я в этих делах не помощник…
Сергей: У меня компромат на них всех. Вот распечатка. Банковский счет, куда все сливали.
Брат: Ку-ку??? Да тебя в асфальт закатают! Ты что?.. Грохнут, и все!!! Убери!
Сергей: Не ссы. Обломятся все.
Брат: Как???
Сергей: Я продумал. Я сделаю правильно. Я…
Брат: А сын в суде выступит, нет?
Сергей: Он любит меня, а мать ненавидит.
Брат: Ты войну не бывшей жене объявляешь… Системе!
Автор: Павел Пряжко.
Об авторе: белорусский драматург, один из ключевых русскоязычных авторов наших дней. Пьесы переведены на польский, немецкий, английский, французский и финский языки. С текстами Пряжко работали Иван Вырыпаев, Михаил Угаров, Дмитрий Волкострелов, Филипп Григорьян и Марат Гацалов.
О чем: экзистенциальная драма о попытках выглянуть за пределы привычного серого быта.
Внеконкурсная программа, 4 сентября, 21:00
Пошла в зал, села на стул. Конверт в руке.
Стал рядом.
Сидит, наблюдает за очередью.
Сергей: Пойду я на улицу.
Оля: Давай, иди.
Развернулся, пошел. (Вышел.)
Сидит, ждет.
Встревает в разговор.
Оля: …А вай-фая нету здесь! Нет вай-фая... (на реплики в свой адрес) Человек еще не отошел! Человек еще не отошел! Я подойду, я подойду. «До половины четвертого» на двери написано было! Как бараны, будут стоять! Дебилизм придумали. Губы размазала себе, думает, что она красивая… (покидающему зал) Извините, молодой человек, сигаретки не будет? Извините. (на реплики в свой адрес от того же человека, с которым пререкалась уже) Я с вами ругалась? Я с вами ругалась? Ошейник купи себе. Говно прелое.
Человек в очереди замолк.
Преисполнена достоинства.
Встала, медленно пошла, стала в очередь.
Вошел. Стоит, ждет.
Совершила все необходимые операции. Идет, изучая чек.
Подошла, чек в карман.
Оля: Все нормально.
Автор: Михаил Чевега.
Об авторе: второй заход на территорию театра поэта Михаила Чевеги. В прошлом году он дебютировал в программе «Любимовки» с пьесой в стихах «Колхозница и рабочий».
О чем: «лего-пьеса», в которой хозяин загадочного кабинета выслушивает откровенные признания своих клиентов.
Основная программа, 6 сентября, 19:00
Человек с восточной внешностью:
— над проезжей частью 1-й Тверской-Ямской
летала купюра номиналом сто евро.
как человек мирской,
я с первого взгляда верно
определяю подлинность данного номинала.
а купюра кружилась,
туда-сюда летала,
и на солнце блестела полосочка из металла...
100 евро.
нам бы с вами хватило
посидеть, где напиток горяч и еда чудо как хороша.
100 евро — не так уж мало.
но ни одна душа
из машины не выходила,
пиджаком ее не сбивала,
словно бабочку в луговой полосе.
точно думали все,
что происходящее мнимо,
и проезжали мимо.
Петр Евгеньевич:
— и ты проехал, как все?
Автор: Дарья Слюсаренко.
Об авторе: восходящая звезда драматургии, сценарист.
О чем: история взаимоотношений девочки со своей бабушкой и детских обид, от которых героиня избавляется самым жестоким образом.
Основная программа, 7 сентября, 17:00
Бабушка: Мама у тебя знаешь какая была?
Я: Отличница.
Бабушка: С золотой медалью закончила. А потом с красным дипломом. А теперь в Москве. А ты что?
Я: Что?
Бабушка: Жопа с ручкой, вот ты что. Дай причешу тебя. Лохматая ходит. За мамой твоей все мальчики в школе бегали, в институте бегали. Такая красавица. Выбрала она, конечно, батю твоего… Из Приморско-Ахтарска, прости господи. Но это другой разговор.
Я: Больно.
Бабушка: Терпи. Красота требует жертв. Вот, другое дело. Давай снова стихотворение.
Я: Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя. То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя…
Автор: Светлана Петрийчук.
Об авторе: режиссер кино, сценарист, драматург, ученица Михаила Угарова Светлана Петрийчук «выстрелила» в прошлом году сразу с двумя пьесами — «Вторник — короткий день» и «Во всем виноват Вайнштейн», а другие две — «Пчелы умирают» и «Финист — Ясный сокол» вошли в топ-10 пьес-2019 от театроведа Павла Руднева.
О чем: признания девушек, которые бегут в Сирию в поисках принцев-террористов.
Основная программа, 7 сентября, 19:00
Судья: Ничего, если мы будем звать вас дальше Марьюшкой?
Марьюшка: Мне не привыкать.
Судья: Что вы планировали делать в Тридесятом государстве (организация, запрещенная в России)?
Марьюшка: Готовить еду. Стирать одежду. Быть женой, как повелели Всевышний и моя физиология. Ну и зефир, я уже говорила.
Судья: А дома что, стирать некому было?
Марьюшка: Дома не мужики, а перекати-поле. Никаких убеждений, одни полумеры. А Финист представляет собой мужской идеал, который крайне сложно найти в современном западном обществе: образ сильного, бесстрашного мужчины, готового убивать и умирать ради своих идеалов.
Судья: Допустим. Итак, вы вышли в стамбульском аэропорту. Шли чистым полем, шли темным лесом, высокими горами. Птички веселыми песнями вам сердце радовали, ручейки лицо белое умывали, леса темные привечали. И никто не мог Марьюшку тронуть: волки серые, медведи, лисицы — все звери к ней сбегались? Так все было?
Марьюшка: Почти. В аэропорту я взяла такси. Дала водителю номер, который мне на вотсап прислали, пока я летела. Таксист на него позвонил, ему объяснили, куда ехать. Он сначала не хотел, но там денег пообещали прилично. Пока он меня вез, я отправила маме эсэмэску, чтобы она не забыла погулять с собакой.
Автор: Олжас Жанайдаров.
Об авторе: номинант на премию «Золотая маска» за пьесу «Магазин», журналист, драматург, куратор драматургических лабораторий в Казахстане.
О чем: юриста, который помогает мигрантам, пытаются обвинить в подготовке теракта.
Основная программа, 7 сентября, 21:00
Второй: Ток, удар.
Первый: Пакет, удар.
Второй: Удар, вода.
Первый: Удар, вода.
Второй: Удар, вода.
Первый: Удар, вода.
Второй: Удар, вода, удар.
Первый: Пакет.
Второй: Удар, вода, удар.
Первый: Пакет.
Второй: Удар, пакет.
Первый: Удар, вода.
Второй: Удар, пакет.
Первый: Удар, вода.
Второй: Вода, вода.
Первый: Пакет, пакет.
Второй: Вода, вода.
Первый: Пакет.
Второй: Пакет.
Первый: Пауза. Пауза.
Второй: Пауза.
Первый: Быстрее.
Второй: Ток, удар, пакет, вода.
Первый: Ток, удар, пакет, вода.
Второй: Ток, удар.
Первый: Пакет, вода.
Второй: Ток, удар.
Первый: Пакет, вода.
Второй: Ток, удар, удар, удар.
Первый: Ток, удар, удар, удар.
Второй: Ток, пакет, пакет, пакет.
Первый: Ток, пакет, пакет, пакет.
Второй: Ток, пакет, удар, вода.
Первый: Ток, удар, вода, пакет.
Второй: Ток, пакет, вода, удар.
Первый: Ток, вода, удар, пакет.
Второй: Ток.
Первый: Ток.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241387Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249473Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416153Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202416860Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419567Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420421Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425478Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425668Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427018