12 февраля 2021Театр
181

Я помню все твои трещинки

«Space X» «театра post» на юбилее ЦИМа

текст: Кристина Матвиенко

На сцене столичного Центра имени Мейерхольда состоялась премьера проекта «Space X», выпущенного петербургским «театром post» при поддержке Благотворительного фонда Михаила Прохорова. О спектакле Екатерины Августеняк, Дмитрия Волкострелова, Дмитрия Власика, Дмитрия Коробкова, Ивана Николаева, Алексея Платунова и Алены Старостиной — Кристина Матвиенко.

Вторая за сезон премьера «театра post» выглядит примером site-specific art, но одновременно выламывается из привычного для нас канона этого жанра. В подавляющем большинстве случаев сайт-специфические проекты привязаны к конкретной локации и могут быть разыграны только там — но для авторов «Space X» театр — это прежде всего исследование, процессуальный опыт. Он изначально придуман так, что каждый новый его показ не будет похож на предыдущий: содержание «Space X» диктуют конкретные особенности архитектуры того или иного пространства, приютившего новый спектакль независимой петербургской команды.

В Москве, к примеру, «Space X» был сыгран как приношение ко дню рождения Всеволода Мейерхольда — и этот оммаж главному русскому режиссеру XX века оказался не формальным, но содержательным. Экран над головами зрителей (Мейерхольд в русле идей Адольфа Аппиа, Жака Далькроза и дрезденского Hellerau проектировал в своем ТИМе на Триумфальной площади полупрозрачный потолок), сама игра с геометрией и положениями тел/предметов внутри определенной архитектуры, утопичность настроения имеют к художнику, чьим именем назван ЦИМ, самое что ни на есть прямое отношение.

Московская премьера «Space X» — очень красивый и точный жест. Между тем алгоритм и способ сочинения этого спектакля родом не из послереволюционных мейерхольдовских открытий (хотя, например, синие рубашки, в которые одеты протагонисты «театра post», стилистически напоминают прозодежду 1920-х), а из перформативных практик второй половины XX века. Наличие инструкций (на входе каждому из сотни зрителей выдают запечатанный конверт, который не велено открывать до специального сигнала; целый сегмент сценария отдан под целенаправленные поиски зрителем стула со своим номером; другой блок сценария предусматривает ответы на вопросы в программе Slido), редукция зрелищности, функциональность действий, объяснение правил в начале, предлагаемая зрителю смена оптик «смотрения» или модусов пребывания внутри спектакля, игра со случайностью, инсталляционный характер действия, прохладность интонации — это лексикон перформанса, разрабатывавшегося в мировом (и в первую очередь в американском) искусстве начиная с 1950-х и мощно влияющего сегодня на российский театр.

Перечисление инструментов, с помощью которых «театр post» элегантно и остроумно исследует единое и для перформеров, и для зрителей-соучастников пространство, впрочем, не объясняет одухотворенности и дружественности происходящего. Они в «Space X» направлены в сторону не столько человека, сколько архитектуры места, физических параметров, его фактуры. В результате ты начинаешь видеть площадку основной сцены ЦИМа вплоть до мельчайших деталей и трещинок на ее поверхностях — и любить ее, словно это живое беспомощное существо.

Перечисление инструментов, с помощью которых «театр post» элегантно и остроумно исследует пространство, где играется «Space X», не объясняет одухотворенности и дружественности происходящего.

Семь этапов спектакля, в том числе «происходящая вот прямо сейчас интродукция», анонсируются голосом Дмитрия Волкострелова — который здесь и не режиссер вовсе, а равноправный участник группы единомышленников, исповедующих идеалы горизонтального театра: в программе вечера будут «Интервью», «Смена масштаба» и даже «Амальгама архитектурных впечатлений». При переходе от одной «фразы» к другой (а эти этапы идентичны фразам музыкального произведения — во всяком случае, в их чередовании ощутимо присутствие среди авторов композитора Дмитрия Власика, оперирующего временем и временами) меняются рассадка зрителей и траектории их движений. В четвертой части («Хореография пространства») сто человек, получив порядковые номера в конвертах и найдя соответствующие им поляроидные снимки на стене, рассаживаются на стульях, расставленных в как будто хаотичном порядке по всему залу ЦИМа. В пятой части («Возможные ответы на невозможные вопросы») мы отвечаем на вопросы в Slido в своих телефонах, а затем слушаем, как перформеры то соло, то хором читают ответы вслух.

Все это время акторы этого действия скрыты от наших глаз, но звучат — в голосах и стуках невидимых пинг-понговых мячиков о планшет сцены. Перформеры либо «работают» — измеряя углы, диагонали и прямые с помощью лазерных линеек, переставляя стулья, диктуя зрителям, что взять и куда пойти, — либо исчезают из поля зрения. Обеспечивая прохождение маршрута в этом сайт-специфическом эссе об архитектуре театра (или не обязательно театра — петербургская премьера «Space X» запланирована на конец марта в Музее имени Шаляпина), они часто оставались за кадром, но осуществляли взаимодействие всего со всем: тебя — с соседом, с кирпичной стенкой и ее изображением, звука — с траекторией движения, внутреннего пространства — с внешним. Эта строгая и дружелюбная коммуникативная работа была посвящена месту — но одновременно приключениям тела, голоса и взгляда внутри пространства и поразительно быстро складывающемуся комьюнити еще совсем недавно случайных друг для друга людей.

В финале «Space X» на экран, висящий под потолком, проецируются планы известных архитектурных сооружений — от виллы Савой Ле Корбюзье до Эйфелевой башни. Поверх них накладывается проекция плана сцены, на которой сидят зрители, — видно, сколько ЦИМов умещается в тот или иной чужой план, какие разные конфигурации у зданий бывают и как прост или сложен ЦИМ (или в дальнейшем любое другое пространство, в котором будет играться «Space X») по отношению к другим. Этот потолок не откроется в звездное небо — вопреки предположению, высказанному в одном из «невозможных вопросов». Но, возможно, впервые за двадцатилетнюю историю Центра имени Мейерхольда мы смотрели в него, задрав головы, с такой глупой доверчивостью.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244851
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246412
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413006
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419499
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423577
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428885
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429539