Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244852Большой драматический театр продолжает сотрудничество с Романом Михайловым: после аудиосериала «Антиравинагар» и спектакля «Несолнечный город» БДТ показал премьеру очередной постановки писателя и режиссера, выпущенной на сцене Каменноостровского театра, — «Ничего этого не будет». С подробностями — Кристина Матвиенко.
Наголо бритый парень в мешковатом пиджаке пристально и растерянно смотрит в глаза зрителю — со сцены и с экрана. Колючий и детский взгляд актера Лени Нечаева, сыгравшего Лешу, человека из бедного, уязвимого и маргинального мира, в котором сохранилась и теплится жизнь, сопровождает тебя весь спектакль. Леша — приехавший в деревню укрепить свои детские силы городской мальчик — всю дорогу рта не раскроет, будет только внимательно смотреть, но его внутреннюю жизнь озвучит автор «Ничего этого не будет», прозаик, математик и режиссер Роман Михайлов. Его успокаивающий, задумчивый аудиорассказ повествует о юношеском путешествии в деревню, которое на поверку оказывается метафизическим трипом в другую реальность.
Театр — это «общак».
Третья по счету работа Романа Михайлова в БДТ производит впечатление замечательно свободного сочинения, в котором личному и маньеристскому тексту найден точный эквивалент, а движения, в том числе сомнамбулические веселые танцы, кажутся лучшим аккомпанементом для видео, где люди блуждают по пустынной заброшке, пока колесо обозрения продолжает свой вечный круг. Этот спектакль сделан вроде бы одним автором: это ведь воображение Романа Михайлова в свойственной ему кургузой и одновременно экстатической интонации рисует проект театра будущего, а заодно и проект преображения человека. Одновременно «Ничего этого не будет» сделан группой людей, каждый из которых оставил на поверхности спектакля сильнейший отпечаток: композитор Алексей Кыштымов, хореограф Аслан Мухаметжанов, видеохудожник Алексей Родионов, художник Евгения Ставицкая — все они вроде бы воплощали мир, порожденный очень специфическим писательским сознанием Михайлова, но каждый из них умудрился остаться самим собой. В списке ролей имена персонажей переставлены с именами актеров: персонажа Александру Магелатову играет Глафира Лаврова, а Лаврову — Магелатова. То есть мы имеем дело с реальностью, которая оборачивается театром, и наоборот.
Сюжет «Ничего этого не будет» складывается из двух потоков: истории «каникулярных» переживаний мальчика, столкнувшегося с витальными деревенскими девушками и пережившего инсайт, и рефлексии по поводу театра, которая здесь воплощена самым что ни на есть остроумным образом. Приехав в деревню, на «свежий воздух», Леша встречается с мужичком, который, вернувшись с зоны, продолжил занятия самодеятельным театром. На зоне это было спасением и хорошим делом — для других и для себя. А на свободе он, оценивший на практике великую силу театра, аккумулирует вокруг деревенских спектаклей такую мощную энергию, что она сшибает Лешу наповал. «Ничего этого не будет» — своего рода заклинание, которое слышит испуганный Леша, когда вдруг понимает, что модель спектакля и есть модель будущей жизни. Непостижимым образом в ней есть равенство (театр — это «общак») и приятие жизни такой, какая она есть, а еще — надежда на обретение гармонии.
Мистический круговорот деревенского приключения на сцене превращен в монтаж коротких эпизодов (например, встречи Леши с эротическим вызовом двух деревенских красавиц — Александры Магелатовой и Глафиры Лавровой или программного выступления «режиссера» Федора — Алексея Винникова), монохромного видео из заброшки, танцев и игры с куклами, похожими на персонажей русского фольклора. Все это прошито голосом автора, рассказывающего нам, что и когда чувствовал и переживал главный герой, и анемичным, как бы отсутствующим присутствием самого Леши. Его даосистское состояние очень к лицу тому странному танцу, который ведет в своей творческой жизни новый и совершенно ни на кого не похожий герой российского театра — Роман Михайлов.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244852Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246414Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413009Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419500Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420170Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422823Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423578Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428747Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428886Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429540