27 марта 2015Театр
322

Иван Кушнир: «Нужно, чтобы жизнь качала»

Автор мюзикла «Зомби-Зомби-Зомби» и один из ведущих композиторов нового русского театра — о профессии и о себе

текст: Александра Дунаева
Detailed_picture© Мария Митрофанова

Сегодня в столичном «Гоголь-центре» стартует серия премьерных показов спектакля «Хармс. Мыр» — новой работы одного из протагонистов молодого русского театра Максима Диденко, только что ставшего обладателем главного режиссерского приза петербургской премии для молодых «Прорыв». Музыку к «Хармс. Мыр» написал постоянный соавтор режиссера композитор Иван Кушнир, ранее приложивший руку и к «Леньке Пантелееву» (2012), с показов которого на «Золотой маске» началась столичная слава Диденко, и к нашумевшей «Конармии» в Мастерской Дмитрия Брусникина. После того как в конце нынешней зимы Кушнир выпустил в Петербурге спектакль «Зомби-Зомби-Зомби», нарушивший все привычные представления о том, как может выглядеть и звучать современный русский мюзикл, Александра Дунаева решила поговорить с композитором начистоту.

— «Зомби» называется мюзиклом, но, кажется, он ближе к тому, что нынче принято называть хип-хоперой, или рэп-оперой.

— Мне кажется, «Зомби» вообще можно назвать хардкор-оперой. Буквального хардкора там нет, но по духу это точно он. И, конечно, я согласен с тем, что это ни разу не классический мюзикл. Константа в жанре меня совершенно не интересует, наоборот, интересно в жанр привнести что-то новое. Когда мы делали «Зомби», я, разумеется, ориентировался на калифорнийский хип-хоп 1990-х, но там еще намешаны Limp Bizkit, Marilyn Manson, Massive Attack и советская эстрада 80-х — забальзамированные ребята из «Голубого огонька».

— Мне кажется, что и в «Леньке Пантелееве», самом первом вашем мюзикле, и сейчас в «Зомби» вы как будто бьетесь с ветряными мельницами, пытаясь переломить, перехитрить буржуазную природу жанра. Какой бы суперзвездой ни был Иисус Христос, мне плевать, если я не понимаю, как развивается сюжет. Вы же заворачиваете сложные сюжеты, порой неудобные, с кучей разных сбивающих обывателя с толку культурных отсылок, ты в своей музыке глумишься над той же попсой, над шансоном…

— Восприятие мюзикла как буржуазного жанра — это наши локальные атавизмы, никого больше в мире подобные вопросы на самом деле не волнуют. Мюзикл ведь вообще-то изначально вылез из кабаре, джаза и ансамблей еврейских эмигрантов, процветавших на курортах так называемого борщевого пояса, Borscht Belt, под Нью-Йорком. Там они на подручных инструментах — кларнете, губной гармошке и аккордеоне — играли всякие еврейские песенки. И вот, когда евреи подружились с чернокожими, началась химическая реакция, в результате которой и возник язык мюзикла. Брехтовские зонги, кстати, с точки зрения языка тоже вполне себе «борщ белт» — еврейские блатные песни вперемешку с джазовыми ритмами. То есть мюзикл — это изначально абсолютно помоечная, полуподвальная история. Эстетика мюзикла, на мой взгляд, стопроцентно пролетарская: это жанр для всех, а не для избранных. То, что на него впоследствии навешали жемчужные ожерелья и страусиные перья, — это вопрос развития жанра, а не его природы. Мы ни с чем не боремся — я, по крайней мере, революционером себя совсем не считаю. Просто я не делаю то, что мне не нравится, пишу музыку, которую хотел бы слушать сам, и не пишу ту, которую бы не хотел.

Сцена из мюзикла «Зомби-Зомби-Зомби» Сцена из мюзикла «Зомби-Зомби-Зомби» © Мария Митрофанова

— Ты производишь впечатление абсолютно «всеядного» композитора. Даже зная все твои спектакли, трудно понять, что тебе ближе — григорианский хорал, Шостакович, Snoop Dog или Portishead.

— Мои главные герои — это Бетховен и Nirvana. Арво Пярт и Prodigy тоже в лидерах.

— То есть пополам «классиков» и «современников».

— В том-то и дело, что нет. Такого деления для меня вообще никогда не существовало. Очевидно, что с технологической точки зрения разница между симфониями Бетховена и сырой, плохо сыгранной музыкой Кобейна огромна. Но эмоционально этой разницы нет. Они все — как бы в одном поле.

— Получается, что ты существуешь в неиерархическом музыкальном пространстве?

— Не совсем. Просто я не делю это пространство на прошлое и настоящее, а жанры — на высокие и низкие. Моцарт, Бетховен и многие другие композиторы в свое время писали так называемую прикладную музыку на заказ — примерно то, что мы сегодня называем «поп». Грубо говоря, приходит к Моцарту какой-нибудь человек в парике, вельможа, и делает заказ: «Друг, у нас завтра вечерина, нужен менуэт» — это сегодня танцуют техно, а тогда танцевали менуэты. И Моцарт пишет гениальную музыку. Ведь понятно, что менуэт, как и симфонию, тоже можно написать и гениально, и посредственно. Так что для меня главное, чтобы музыка была качественной — это касается в равной степени и поп-, и академической музыки. Задача композитора — владеть максимально широким инструментарием. Настоящий виртуоз в этом смысле — Эрик Серра, постоянный соавтор Люка Бессона: он умеет все — написать симфонию, рэп, индастриал, эмбиент. Он может сложить любую картинку, которую предложит ему жизнь. Я не вижу ничего постыдного в занятиях популярной музыкой. Даже наоборот, уверен, что без этого современный композитор, как и современный музыкант, существовать не может — на Шнитке жизнь не останавливается. А для 90% учащихся нашей консерватории она примерно где-то в том районе и закончилась.

Мюзикл — это изначально абсолютно помоечная, полуподвальная история. То, что на нее впоследствии навешали жемчужные ожерелья и страусиные перья, — это вопрос развития жанра, а не его природы.

— Чувствую, мы нащупали болевую точку. Что не так с консерваторским образованием?

— Недавно в одном из спектаклей я пытался посадить за установку консерваторского барабанщика — и он оказался совершенно профнепригоден. Может быть, он виртуоз на ксилофоне, но вот что такое, к примеру, грув, он просто не знает. Человек как будто в жизни не слышал рока и не понимает, как добиться нужного звукоизвлечения: уровень экспрессии, отдачи, четкости — все мимо. Нужно понимать жанр, а откуда это понимание придет, если он целыми днями играет Чайковского? Когда он выйдет из консерватории, то Чайковский на ксилофоне ему не очень-то поможет. Я сейчас не говорю о том, что музыкант должен любить хип-хоп или метал, но он элементарно обязан знать об их существовании. Это вопрос системы образования академических музыкантов — сейчас она очень консервативна. Возможно, по этой причине мир академической музыки в России по большей части не просто несовременен — он антихудожественный.

Я сам писал симфонические опусы и сочинения для хора, ездил с ними на гастроли. Это был довольно витиеватый отрезок жизни, который я бы сейчас с удовольствием забыл. Закончился он, когда во время очередных гастролей я понял, что все происходящее не имеет к искусству никакого отношения: как именно должно быть, я не знал, но академическая тусовка показала мне, как быть не должно.

Сейчас мне дико круто в московском Доме музыки на концертах Батагова или Мартынова или в любом другом альтернативном пространстве. Это действительно интересно. А вот в филармонию ходить совсем неинтересно.

Сцена из мюзикла «Ленька Пантелеев»Сцена из мюзикла «Ленька Пантелеев»© Стас Левшин / ТЮЗ им. А.А. Брянцева

— Но все-таки в профессию тебя привели люди из академической среды.

— Скажем так, не совсем обычные люди. Когда мне было шесть лет, в Питере собралась группа энтузиастов, невероятно крутых педагогов — из Хорового училища имени Глинки, десятилетки при консерватории. Они объединились в небольшой кружок, собрали пятнадцать детей и на протяжении пяти лет с ними занимались, не набирая новых учеников. Это был частный музыкальный лицей при финской школе. Деньги из Финляндии — педагоги из России. Мы с моим другом Ильей Демуцким — тем самым, что пишет сейчас балет для Большого театра, — попали к Игорю Ефимовичу Рогалеву. По сути, с ним связано все мое обучение с 6 до 25 лет. Почему он посчитал нужным взять к себе двух шестилетних мальчишек, для меня до сих пор загадка.

Я не отрицаю, что в консерватории есть прекрасные педагоги. Но несколько человек не может разрушить существующую там сегодня замкнутую систему. Студенты растут с какими-то допотопными представлениями о Великом Искусстве, совершенно не видя богатства и разнообразия этого самого искусства — оставаясь на выходе с узким кругозором и отсутствием эрудиции. Самые пассионарные, конечно, роют что-то сами, успевают смотреть, слушать.

— Театр сыграл какую-то роль в том, что ты изменил свое отношение к академической среде?

— Да, конечно. Еще гастролируя с оркестром, я начал работать с Данилой Корогодским в Театре поколений. И контраст в отношении людей к тому, что они делают, меня просто поразил. Можно по-разному оценивать спектакли Театра поколений, но люди там по-настоящему болели за то, что они делали. Я не видел такого ни в хоре, ни в оркестре.

— А как ты попал к Даниле?

— Это смешная история. Помню, что оказался с одним из артистов театра в бастионе Петропавловской крепости, где театр тогда находился, и что мы всю ночь выпивали прямо в декорациях какого-то спектакля. На следующий день у них была назначена премьера, и Данила, придя с утра на репетицию, был, прямо скажем, в шоке. Но это не помешало ему позвать меня на новый спектакль. Диалог тогда произошел примерно такой: «А работал ли ты в театре?» — «Нет, конечно». — «А интересно?» — «Да, конечно». Я тогда вообще понятия не имел, что такое театр, перформанс, а тут никакой раскачки, никакой пьесы или сценария — сразу визуально-пластический спектакль. «Будешь играть с нами в эту игру?» — «Давайте». И мы начали сочинять. Так я сразу попал в ту среду, которая мне близка и сейчас.

Сцена из спектакля «Хармс. Мыр»Сцена из спектакля «Хармс. Мыр»© Ира Полярная / Гоголь-центр

— Чем сочинение музыки для театра отличается от другой композиторской работы?

— Театр — это взаимодействие с действительностью, которая сильно влияет на форму. И это дико радует. Ты никогда не знаешь заранее, как будешь работать с материалом. Что будет в «Земле» (спектакль Максима Диденко по мотивам одноименного кинофильма Александра Довженко, премьера на Новой сцене Александринского театра в мае 2015 года. — Ред.)? Да я не знаю, пока не увижу артистов, пока репетиции не начнутся. Если бы знал, то мне бы сразу стало скучно. С мюзиклом все проще, там текст и жанр задают условия, из них уже рождается форма. В работе с Максом Диденко вообще непонятно, как все происходит. Он всегда ставит задачи, которые поначалу заводят меня в тупик. Например, «Конармия». Все хорошо: лето, Комарово, репетируем. Макс приносит абзац прозаического текста и говорит: «Хочу, чтобы это была песня». И ты ходишь два дня, не понимая, что надо. Потом каким-то образом происходит прорыв, и песня возникает. При этом ты еще учитываешь массу параллельных задач: нет музыкантов, профессионально играющих на инструментах. Создавая форму, нужно понимать, что с ней справится талантливый, поющий, но все же артист драматического театра. Тут сами условия являются частью игры. Если бы мы репетировали не в Комарове, а в Конго, то это были бы дополнительные обстоятельства. Так что в театре действительность значит гораздо больше, нежели моя композиторская воля. И вообще, существует ли она? Я не очень уверен.

— Но ты не раз признавался в любви к симфонической музыке. Неужели совсем не тянет в этом направлении?

— Тянет, конечно. Я к этому иду. По следам спектакля «Шинель. Балет» мы, например, записали диск. Это совершенно самостоятельная вещь. Та же история с «Зомби-Зомби-Зомби». Эта музыка тоже может существовать в отрыве от визуального ряда. Сейчас мне хочется симфонического авангардного хип-хопа. И тексты уже есть.

— О! Тут я и задам свой вопрос. Есть у вас с Максимом Massian Диденко, Владимиром B-boy Shantaram Варнавой и компанией хип-хоп-проект «Добрые Люди Злые Песни». Скажи мне, Ваня DJ Hugo Кушнир, какого черта вас понесло в этот хип-хоп?

— То, что мы делаем в «Добрых Людях», — игра в 1990-е, эдакий олдскул, не имеющий отношения к современному хип-хопу, который, конечно, просто чудовищен. Меня интересует форма экспериментального, интеллектуального хип-хопа — например, тот же Buck65, канадец, делавший отличный симфонический хип-хоп. В Питере есть группа «Самое Большое Простое Число» — в их первом альбоме на оригинальные биты ложится экспериментальная поэзия в форме речитатива. Что же до «Добрых Людей Злых Песен», то это еще и ностальгия — и, конечно, энергичная, безответственная форма отдыха. Можно поплясать, выплеснуть своих демонов, снять маску, оторваться, попросту говоря. В детстве мы все мечтали, что будем лидерами рок-групп, и эта мечта сидит где-то в подкорке. Хип-хоп как раз про это, про способ оставаться одной ногой в детстве — потому что если уйти оттуда, то п****ц всему, и симфонизму в том числе. Нельзя быть инфантильным по жизни, но нужно, чтобы жизнь качала.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244748
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246302
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412907
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419398
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423500
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428796
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429468