6 июля 2015Театр
286

Через кактусы к звездам

Нидерландский театр танца (NDT) в Петербурге

текст: Богдан Королек
Detailed_pictureSad Case© Rahi Rezvani

В Петербурге в рамках фестиваля Open Look выступил легендарный NDT — Нидерландский театр танца. Об историческом значении этой гастроли — Богдан Королек.

Сколько для российского балета значит NDT, мы сами до конца не понимаем. Каждый местный хореограф в детстве переболел голландцами и хоть раз отравился работами Иржи Килиана, отца-основателя NDT в его нынешнем виде. Кафедра хореографии питерской консерватории помнит случаи, когда выученный по пиратской записи Килиан выдавался на экзамене за оригинальное сочинение — и судьи искренне ставили ему «удовлетворительно». Строгость экзаменаторов не остановила голландскую эпидемию: сплав изощренного модерна и бытового жеста, преувеличенная мимика, шевелящиеся пальцы рук, даже увлечение Моцартом — родовые черты театра Килиана можно и сейчас обнаружить в каждом втором отечественном опусе. Теперь до нас добрался оригинал: пора сверить часы и подсмотреть что-то новое.

Здесь нужно оговориться. Во-первых, пока Москва аплодировала NDT-I (основной, «взрослой» труппе), младшей столице досталось увидеть младших голландцев, NDT-II. Официально это подразделение называется De Springplank, «Трамплин» — лягушатник для тех, кто не достиг двадцати двух лет и не может быть зачислен во взрослую труппу. При этом неверно считать «Трамплин» чем-то вроде Академии молодых танцовщиков: NDT под любой цифрой (когда-то существовал и NDT-III — для тех, кому за сорок) выступает зрелой и самостоятельной компанией — одной из лучших в мире. Точнее, просто лучшей, без всяких оговорок.

I New ThenI New Then© Daisy Komen

Во-вторых, программу нынешних гастролей составили старые хиты — относительной новинкой можно было счесть разве что «I New Then» (2012), незатейливую вещицу для разогрева публики. Хореограф Йохан Ингер эффектно использовал простейшие приемы композиции: канон — синхрон — разрушение синхрона; вот все бегают по кругу, а вот резко распались на три группы, и каждая танцует свой текст. При этом лексику Ингера трудно назвать свежей: контракции и слайды «контемпа», па классического балета в мизерных дозах, расхлябанный бег, смешные рожицы и кукольные жесты. Все вместе — сущая танцевальная тарабарщина, секретный язык котенка по имени Гав. Лучше всего он работает в кульминации спектакля: пока «лирическая пара» медленно раздевается между сверкающих штырей, расставленных в дальнем углу, по пустой сцене бродит солист. Когда очередной предмет гардероба падает на пол, чудак-одиночка заходится в истерике: бормочет вслух околесицу, заворачивается в узел, складывает пальцы в пистолетик и расстреливает зал — ну точно «Гамлет» из недавней премьеры Большого театра, только Гамлет-комик, исполняющий веселые лацци с грустными глазами. В партере кто-то хихикал, но вообще публика принимала шутовские выходки настороженно.

Хореография, показанная голландцами, в России нужна как воздух — и танцовщикам, и зрителям.

Тему комедии масок подхватил «Sad Case» Пола Лайтфута и Соль Леон — отменно остроумная вещь, поставленная аж в 1998 году. Все типично голландские приемы здесь доведены до крайности: судорожные гримасы вместо лиц, неуемное верчение головой и бедрами, паралитическая тряска и (какой кошмар!) хватание друг друга за непотребные места — точь-в-точь заболоцкое «Людоед у джентльмена неприличное отгрыз». При всем при этом — ясная классическая структура: антре, вариации, дуэт, кода. После размягченной манеры Ингера — доведенные до автоматизма смены колюще-режущих поз и восхитительные трудности: например, за долю секунды нужно проехать на пятках и без помощи рук упасть на спину плашмя. В динамиках ревет мексиканское мамбо и звенит разудалое «ай-яй-яй»: почтеннейшая публика, теперь вас потешат пятеро Нескромных Полишинелей. Пуритане от хореографии могли бы захлебнуться от негодования: как такое могут танцевать дети? Лайтфут и Леон отвечают: танец, если вы забыли, — искусство телесное. Что естественно, то не безобразно: «Sad Case» говорит таким простым и смачным языком, как если бы я сейчас все непотребные места назвал напрямую.

Вечер завершали «Cacti» (2009) — это уже Александр Экман, вечное дитя, городской сумасшедший. Ему ничего не стоит завалить сеном сначала собственную комнату, а потом огромную сцену Стокгольмской оперы (оцените недавний «Сон в летнюю ночь»). Он радостно резвится в городском фонтане и затем сочиняет радикальный парафраз «Лебединого озера», где заливает сцену водой и пускает уточек.

Sad CaseSad Case© Rahi Rezvani

В «Cacti» кордебалет из шестнадцати человек, рассаженный на белые платформы, отбивает ладонями замысловатые ритмы и принимает позы йоги. Когда танцовщики расставляют белые квадраты по-шахматному и начинают танцевать, спектакль обретает симфоническое величие: так виртуозно выстраивать пластические контрапункты, так упиваться токкатным движением и так точно рассчитывать паузы в нем умеет только Экман. Беговую первую часть сменяет созерцательная вторая: пара солистов изображает репетицию дуэта, фонограмма проговаривает все происходящее вслух («Ты меня уронил? Вот с***!» — ироничный комментарий хореографа на тему собственного ремесла, позволяющий оценивать «Cacti» не как спектакль contemporary dance, но как традиционный неоклассический балет).

Кроме превосходно организованной массы, отличного света (Том Виссер) и цехового юмора есть еще кое-что. Голос, который в начале говорил какие-то банальности о творчестве, в финале маниакально шепчет: «Конец? Да, конец. Я знаю, что это конец». Тут действительно опускается занавес, чего никак не ждешь. Когда у Экмана остынет детско-юношеский пыл, а хулиганить вдруг расхочется — а такой момент рано или поздно наступает у всех enfants terribles, — нас ожидают работы великого хореографа-трагика. Но это будет нескоро, а сейчас — ах да, «Cacti» — ну, это потому, что в середине спектакля на сцену выносят много бутафорских кактусов.

CactiCacti© Rahi Rezvani

Мораль? NDT уехал, а мы остались. Хореография, показанная голландцами, в России нужна как воздух — и танцовщикам, и зрителям. Не разложимая на «технику» и «актерское мастерство». Свободная от груза вековой исполнительской традиции. Апеллирующая к чистой, внелитературной эмоции. Желающая быть не мелодрамой, а соленым ярмарочным театром. Смакующая собственную телесность и воспевающая земную гравитацию. Праздник непослушания, доступный только прошедшим суровую выучку профессионалам.

«Cacti» и «Sad Case», как бы вызывающе они ни смотрелись в интерьере с бархатом-лепниной, могут составить честь любой академической труппе. Только представьте: те же «Кактусы» перенесли в Мариинский театр. Испытание почище Форсайта и Баланчина. Конечно, артисты будут сопротивляться. Конечно, всех будет смущать кривляние (вот Экман недавно выступил в Большом театре, выложил видео — почитайте единственный комментарий под ним). Потом ломка пройдет, и настанет чистый кайф: балетный театр (упор на оба слова) мы начнем понимать иначе. Другой ритм, другое ощущение пространства, другое отношение к собственному телу и к телам вокруг тебя. Невыносимая легкость сценического бытия.

И когда на родных просторах молодые постановщики начнут обезьянничать и повторять за Лайтфутом и Экманом — не надо ругать их и бить по рукам. Такие подпольные штудии не проходят даром: пусть себе обезьянничают, подсматривают и пытаются повторить. Потому что все три часа, проведенных на спектакле, не покидала одна мысль: когда-нибудь и мы так сможем, когда же? Классик утверждал: по расчисленью философических таблиц, лет чрез пятьсот. У меня есть основания думать, что несколько раньше. Ну, самую малость.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249392
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416037
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420350
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425586
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426930