18 октября 2013Театр
171

Сила мысли

Дмитрий Ренанский о «Репетиции свободы» Ксении Перетрухиной

текст: Дмитрий Ренанский
Detailed_pictureКсения Перетрухина© Дарья Нестеровская

Стать заметным событием московской театральной осени выставке «Репетиция свободы» не помешали ни девятый вал премьер, ни традиционно приходящаяся на начало сезона фестивальная гонка — и это, в сущности, вполне закономерно: совместный проект Московского музея современного искусства и фестиваля «Территория», детище художницы Ксении Перетрухиной и куратора Андрея Паршикова, попадает сразу в несколько болевых точек современного российского театра. Вместе со сценографией к двум самым обсуждаемым премьерам сентября — мхатовской «Сказке о том, что мы можем, а чего нет» и «Трем дням в аду» Театра наций — «Репетиция свободы» закрепляет за Перетрухиной эмблематическую роль одного из протагонистов той новой театральной волны, что будет определять повестку отечественной сцены в ближайшие годы.

Осуществленный на музейной территории проект востребованного театрального художника, «Репетиция свободы» очень точно отражает специфическую ситуацию, в которой работает сегодня Перетрухина. Выпускница киноведческого факультета ВГИКа, обладательница блестящего аналитического мышления, она занялась театром, уже имея сложившуюся репутацию и имя в мире contemporary art — тихой сапой протаскивая на академические подмостки инструментарий совриска и упорно пытаясь преодолеть пролегшую между ними пропасть. Холодный, вдумчивый и трезвый взгляд извне, с заповедной terra incognita, которой сегодняшний российский театр одновременно вожделеет и панически боится, оказался предсказуемо востребован процессом: за считанные годы вместе со своими постоянными соавторами — режиссерами Маратом Гацаловым и Дмитрием Волкостреловым, художником Алексеем Лобановым и музыкантом Дмитрием Власиком — художница прошла головокружительный путь от подвального «Театра.doc» до эмпиреев Московского художественного театра. Персональной выставкой Перетрухина отчитывается о проделанной работе — и одновременно выступает с декларацией о намерениях.

© Дарья Нестеровская

Первое, на что обращаешь внимание, разглядывая ладно вписанную в пространство филиала ММСИ на Тверском бульваре экспозицию, — «Репетиция свободы» ничем не напоминает тот хорошо известный, узаконенный традицией и временем формат выставок театральных сценографов, обыкновенно более всего похожих рецептурой на нажористый пирог киш со множеством начинок. Размах и жанровая пестрота таких выставок — вот макеты декораций, а вот эскизы костюмов, вот скульптура, а вот живопись маслом — всегда производят несколько болезненное впечатление: обреченные на соавторство узники коллективного творчества слишком истово стремятся утвердить себя самостоятельной художественной единицей, и становиться невольным свидетелем этой публичной борьбы с профессиональными комплексами обыкновенно как-то неловко. Предельно лаконичная и подчеркнуто камерная, вызывающе смотрящаяся на фоне сегодняшнего кризиса театрального перепроизводства, «Репетиция свободы» устроена совсем иначе — формальная строгость жеста и предельная концентрированность высказывания превращают выставку Перетрухиной в манифест не столько театрального художника, сколько театрального мыслителя.

Перетрухиной определенно не откажешь в смелости: объектами экспонирования у нее становятся не художественные произведения, не продукты жизнедеятельности театрального сценографа, а раздетые донага мысли — думающиеся, как в музыке Галины Уствольской, неторопливо и с гигантским напряжением воли. Образующие плоть «Репетиции свободы» инсталляции как будто вторичны, производны по отношению к породившим их идеям, изложенным в размещенных на стенах текстовых комментариях: рукотворные перетрухинские объекты, в сущности, лишь овеществляют мысль художника, договаривая, уточняя на чувственном уровне ее первоначальный интеллектуальный импульс.

© Дарья Нестеровская

На первый взгляд может показаться, что вектор движения рефлексии Перетрухиной имеет мало общего с текущей театральной повесткой и вообще с повседневным, сиюминутным — художницу и в самом деле интересует скорее онтология театра, коренные проблемы его существования как вида искусства. Драматургия выставки отнюдь не случайно организована таким образом, что взгляд зрителя первым делом вперяется в композицию из подестов — принимающих на себя весь многотонный груз декораций сварных металлических конструкций-станков, этих скрытых от глаз публики несущих опор театральной вселенной. «Если бы на отечественной сцене было столько же мысли, сколько железа, — с горькой улыбкой замечает Перетрухина в комментариях к инсталляции, — Россия была бы театральным центром мира». Экспозицию «Репетиции свободы» образуют пять таких объектов, и каждый топорщится мандельштамовским «пучком смыслов», задавая театру и его практикам те проклятые вопросы, без осмысления которых невозможно преодолеть коллапс идеологии и эстетики, определяющий нынешнюю ситуацию в российской драме.

Да и не только в драме. Роль логического центра экспозиции отводится инсталляции «вертикальный зал» с расположенными на отвесной стене рядами кресел. «Фронтально ориентированный, прикрученный к полу зал идеален для пропаганды, — поясняет художница, — а ситуацию, когда все молча сидят и смотрят в одну сторону в ожидании хорошо поставленного голоса, который скажет единственно правильную вещь, нет нужды репетировать — нужно сделать все, чтобы ее изменить». Работая с механизмами зрительского восприятия, вовлекая публику непосредственно в действие, преодолевая стереотипы и разрушая привычные театральные конвенции, мыслящая театр бойсовским автобусом «прямой демократии» Перетрухина превращает подмостки в «репетиционную площадку реальности». Сегодня в России чрезвычайно модно говорить об ответственности театра перед обществом, но на сотню тех, кто, используя каноническую максиму Годара, «снимает политические фильмы», приходится в лучшем случае десяток «снимающих фильмы политически». Автор «Репетиции свободы» — из их числа.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245206
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246750
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413300
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419758
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423825
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429124
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429774