10 декабря 2015Театр
126

«Попытка победить инерцию времени»

Создатели «Лучшего из миров» — о новом театральном интернет-портале

текст: Дмитрий Ренанский
Detailed_picture© DV8 Physical Theatre Company

Начал работу «Лучший из миров» («ЛИМ») — интернет-портал о театре с беспрецедентным авторским составом, собравшим всех звезд отечественной театральной и музыкальной критики. О настоящем и будущем амбициозного проекта COLTA.RU рассказали его главный редактор Антон Флеров и редакторы блока «Драматический театр» Кристина Матвиенко и Ирина Алпатова.

Антон Флеров: «Работать не на театральное сообщество в целом, но стать сервисом для рядовых theatergoers»

— В каких взаимоотношениях «ЛИМ» находится с одноименным проектом, запущенным прошлой весной к двадцатилетию «Золотой маски» и посвященным новейшей истории отечественного театра?

— Идея ресурса, посвященного актуальному театральному процессу, возникла как раз во время работы над прошлогодним юбилейным сайтом. Стало понятно, что у нас сложилась отличная команда — очень рабочая, очень компетентная, с разными идеями и разными подходами к профессии и к театру. Закончив работу над «Лучшим из миров»-2014, мы практически сразу вернулись к разработке портала, занимающегося текущей повесткой дня, который бы предлагал читателю стереоскопический взгляд на современный театр во всем его многообразии.

— Список авторов «Лучшего из миров» производит довольно сильное впечатление — вам удалось объединить всех протагонистов русскоязычной театральной критики. Как распределяются роли между редакторами проекта?

— Это и правда очень важно — показать, насколько профессиональное экспертное сообщество в театре оказалось открыто, честно и ответственно. К нам примкнули действительно лучшие. Редакторская команда целиком мигрировала из прежнего «Лучшего из миров», плюс в этом году к нам присоединилась Юлия Бедерова — она заведует оперным блоком, я — танцами, драматическим театром занимаются Кристина Матвиенко и Ирина Алпатова. Мария Бейлина курирует общие вопросы редакционной политики, Филипп Дзядко помогает медийному продвижению «ЛИМа», техническое и дизайнерское сопровождение обеспечивает Виктор Федосеев.

— Сегодняшняя версия «ЛИМа» — нечто вроде конспекта будущего издания, его демо-версия, дающая представление о том, каким портал в идеале хотят видеть его создатели. Что удалось воплотить уже сегодня, что остается в планах?

— «ЛИМ» — результат самоорганизации профессионального сообщества, ресурс, возникший по инициативе самих экспертов и пока что существующий на общественных началах. Для того чтобы «ЛИМ» вырос в полноценно работающее на регулярной основе медиа, нужна финансовая поддержка. Пока что мы стартовали с первой частью проекта — афишей на каждый день с рекомендациями ведущих российских театральных и музыкальных критиков. Вторая часть, «Шум», — это то, из чего афиша вырастает: новости о театре — художественные, административные, законодательные, социальные, карьерные, образовательные. Все это опять-таки подано через оценку экспертов. На сегодняшний день поток околотеатральных новостей достаточно беден и рассредоточен: ты вынужден перебегать с одного ресурса на другой, чтобы собрать относительно полную картину процесса из веера мнений. Впрочем, о том, каким будет «Шум», в деталях говорить пока рано — для того чтобы его запустить, нам все-таки необходим какой-никакой бюджет.

Мы стараемся сделать интонацию «ЛИМа» максимально user-friendly.

— Какое место «ЛИМ» планирует занять в ряду других интернет-ресурсов, посвященных театру, — от работающих не первый год блога «Петербургского театрального журнала» и «Театрала» до не так давно открывшегося портала Teatrall?

— В какой-то момент идеология «ЛИМа» оформилась в концепцию театрального медиа, ориентированного в первую очередь на зрителя. Для нас это принципиально важно — работать не на театральное сообщество в целом, но стать сервисом для рядовых theatergoers, не слишком сильно разбирающихся в тонкостях процесса, не слишком вовлеченных в поток театральной жизни: зритель задевает его по касательной, случайно узнавая какие-то новости, случайно оказываясь в том или ином театре, случайно смотря репортаж с какой-нибудь премьеры на телеканале «Культура» или читая на нее рецензию от COLTA.RU. Ключевая задача — донести наше знание о театре до конечного потребителя, позволив ему ориентироваться в театральном процессе не только по размеру рекламного бюджета, затраченного на ту или иную постановку, не только по количеству эфирного времени, отданного той или иной премьере.

Наша цель как экспертов — помочь сделать в безбрежном море театральной продукции осознанный выбор: говоря о конкретном спектакле, мы всегда поясняем, почему рекомендуем посмотреть именно его — чтобы зритель понимал, его ли это чашка чая. Сегодня в России отсутствует ресурс, который бы на постоянной основе предлагал самым широким слоям театральной публики экспертную рекомендацию, референсы; «ЛИМ» постарается эту лакуну заполнить. Здесь нам очень помогает Филипп Дзядко — человек, с одной стороны, обладающий четким пониманием процессов, происходящих сегодня в медиа, и одновременно очень ценный своей, как он сам это называет, театральной «отмороженностью». Филипп — обычный пользователь, корректирующий наши цеховые «закидоны» и помогающий сделать интонацию «ЛИМа» максимально user-friendly.

— По каким критериям определяется повестка «ЛИМа»?

— Афиша формируется путем консенсусного решения театральных критиков соответствующего жанра. В ней принципиально представлены не только новые постановки, но и репертуарные спектакли, вскоре после выпуска навсегда уходящие из информационного поля. Важнейшая часть афиши — раздел «Ожидания», собирающий предпремьерные рекомендации и анонсы фестивалей: это тот случай, когда рекомендации должны доходить до зрителя максимально заблаговременно — не за неделю до события, когда твои личные планы давно расписаны, а билетов (в том числе и на самолет, если мы говорим о зарубежных фестивалях) уже не достать. Картина, которую представляет «ЛИМ», может показаться неискушенному зрителю удивительной: у тех, кто не слишком хорошо ориентируется в театре, на слуху имена в лучшем случае двух-трех режиссеров-мейджоров — понятно, что ими пейзаж современной русской сцены не ограничивается. В этом смысле еще одна ключевая задача «ЛИМа» — продемонстрировать единство театрального процесса в стране.

Кристина Матвиенко: «Попытка победить инерцию времени»

Этот портал инициирован нами самими — я широко говорю «нами», потому что профессиональное сообщество откликнулось на идею «ЛИМа» с энтузиазмом, бескорыстно и во всем разнообразии своих голосов. С одной стороны, это ответ экспертов-критиков на ситуацию с урезанием культурных полос в СМИ. Но не только: «ЛИМ» — это еще и попытка победить инерцию времени, которому в какой-то момент перестали быть нужны эксперты с их аналитикой. Ирония судьбы современной культуры заключается в том, что, когда сегодняшний театр выруливает в непривычное для себя русло, а язык его становится мало похожим на театр ХХ века, спрос на посредников между сценой и залом с каждым годом резко возрастает — посредников, не объясняющих театр с позиции условного «знатока» (театр сегодня зачастую оказывается умнее, чем самые изощренные его толкователи), но выступающих в роли прозрачного фильтра, на котором оседают ключевые смыслы и сюжеты. Рядовой зритель чаще всего считывает их, но не артикулирует: в материалах «ЛИМа» они упакованы в оболочку трезвой и профессионально подкрепленной рекомендации. Раздел «Драматический театр» мы собираем вместе с Ириной Алпатовой, и так выходит, что наш с ней и с авторами опыт поездок по отчизне, интерес к Новокуйбышевскам пополам с любовью к Новому Рижскому театру делают работу в «ЛИМе» похожей на работу идеального многорукого критика, который смотрит в разные стороны и ни от чего не отворачивается.

Ирина Алпатова: «Никакой клановости и предвзятости»

Я преклоняюсь перед нашим героическим зрителем, который в период «затягивания поясов» по-прежнему готов вынуть из кармана несколько тысяч рублей и отнести их в театральную кассу; не хочется, чтобы ему потом было мучительно больно от разочарования. «ЛИМ» — портал в лучшем смысле слова просветительский, где короткие и эмоциональные рекомендации соседствуют с серьезными аналитическими статьями. Все рекомендации даются профессионалами — критиками, не один год прослужившими своей профессии и способными отделять зерна от плевел. При этом — никакой клановости и предвзятости: в афишу «ЛИМа» попадают спектакли столичные и региональные, авангардные и традиционные, созданные молодыми новаторами и опытными консерваторами. Пока текстов не так много, ведь портал только начинает свою работу, но уже понятно, что работы — тьма: количество умных, профессиональных, честных и качественных спектаклей превышает возможности одного издания. Помимо новых рецензий на страничке каждого спектакля появляются и материалы, уже опубликованные ранее в других изданиях. Это сделано отнюдь не «от беды» — для нас принципиально представить как можно больше разных мнений и размышлений по поводу одного и того же сюжета. Но ставка делается, конечно, на свежие, написанные специально для нас материалы: за них мы снимаем шляпу перед каждым автором, чьи энтузиазм и бескорыстие сделали появление «ЛИМа» возможным.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245023
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246579
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413148
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419624
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423694
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428995
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429649