Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245274В 2017 году фотопроекты на COLTA.RU разделены на несколько блоков. Для четвертого из них мы объявили open call, призывая фотографов поделиться с нами своими работами, раскрывающими тему «Современность». Мы окончили прием проектов и публикуем лучшие из них. Последний — «Археология коллективного бессознательного» Александра Шмелькова.
Идея этого проекта возникла как реакция на радикальное изменение визуального облика Москвы в последние несколько лет. Общественные пространства — это сфера межличностных коммуникаций. Поэтому их трансформация стала наглядным примером происходящих процессов. Планомерное благоустройство, унификация и стандартизация пространства обнажили конфликт между властью и горожанами, частным и публичным. Последнее и стало отправной точкой проекта: как горожане маркируют окружающее пространство и какие культурные пласты лежат в основе этого процесса? Постепенно проект вышел за пределы Москвы. Да и за пределы городов.
Общественные пространства можно рассматривать как текст, который создается усилиями как самих жителей, так и муниципалитетов, коммунальных служб и т.д. Материальные объекты — малые архитектурные формы в широком смысле слова (уличная мебель, ограды, детские игровые площадки и т.д.) — выступают морфологическими элементами этого текста. Они имеют и функциональное, и символическое значение. Через малые архитектурные формы транслируются ценности и культурные коды, определяются модели поведения и использования пространства, формируются ритуалы. Это создает целостный образ места, объединяет людей в сообщества.
Малые архитектурные формы в общественных пространствах различаются по ряду признаков: функциональному назначению, материалам, способу создания, эстетике и художественной форме, новизне, сохранности и т.д. В этом смысле визуальное исследование превращается в своего рода археологическую миссию. Отпечаток коллективного бессознательного, который несут эти артефакты, позволяет обратиться к исследованию ценностей и культуры людей. Это дает возможность превратить фотопроект в игру. Фотографии можно рассматривать в произвольной последовательности, формируя целостный образ пространства современности. Их можно комбинировать и классифицировать, сравнивать между собой, тем самым погружаясь в отдельные элементы этого образа. Или попытаться построить временной ряд, определив историю трансформации ценностей, культуры и эстетических представлений. Вероятно, каждый из этих способов может дать ответ на вопрос. Важно только понимать, на какой вопрос мы хотим ответить.
Этот проект не имеет временных и географических рамок. Коллекция фотографий регулярно пополняется. Выбор локаций для съемок также является свободным и определяется только наличием подходящих артефактов. Съемки проходили во дворах многоквартирных домов и в частном секторе, в скверах, парках, на городской свалке и т.д. В рамках проекта я не снимаю городскую скульптуру и арт-объекты, созданные и произведенные профессиональными архитекторами. Также проект ограничивается только публичными пространствами, поскольку они являются местом коллективного взаимодействия.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245274Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246883Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413360Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419817Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420534Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423132Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423884Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429087Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429182Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429849