29 мая 2013Colta Specials
112

Московские мастерские

COLTA.RU разглядывает рабочие места московских художников. Где работают и живут мастера культуры? Выясняет фотограф ЕКАТЕРИНА КОНОВАЛОВА.

 


Мастерская — закулисье художника, тайная комната, куда всем хочется заглянуть хоть одним глазком. В музее и галерее зрителю представлены уже готовые произведения, завершенные мысли, а в мастерской — живая, дышащая работа.

Для художника мастерская — это и склад материалов, и рабочее место, и дом, и место для созерцания первообразов. Здесь дух хозяина и дух истории потеснились, чтобы вместить искусство: личные вещи, записи, наброски существуют здесь вперемешку с пластами старины, оставшимися от прошлых хозяев и эпох, и на этой благодатной почве создается новое искусство.

© Екатерина Коновалова

Мастерская 1

Два полукруглых двухэтажных здания в самом сердце Москвы некогда были конюшнями усадьбы Охотникова. После многих переделок и изменений в 1921 году усадьба превратилась в Государственную академию художественных наук, а конюшни достроили вторым этажом и приспособили под жилье и мастерские для художников. Там жили целыми семьями и по вечерам выносили во двор большой стол для совместных посиделок. Сейчас в бывших конюшнях разместились архитектурное бюро, дизайн-студия и пошив одежды. От первоначальных мастерских осталось только три, одна из которых принадлежала известному художнику-монументалисту Олегу Филатчеву. Сейчас там работает его сын Олег, который тоже занимается монументальной живописью, а еще керамикой, дизайном и фотографией.

© Екатерина Коновалова
© Екатерина Коновалова
© Екатерина Коновалова
© Екатерина Коновалова

Мастерская 2

Этот дом Вера Мухина спроектировала для себя вместе с архитектором Иваном Жолтовским. Одна половина дома была жилой, другая — с большими окнами во всю высоту и стеклянным куполом — использовалась как мастерская. Вера Игнатьевна хотела, чтобы после ее смерти мастерская перешла другому художнику или скульптору, а не стала замороженным музеем. Сейчас здесь располагается отдел монументальной живописи НИИ реставрации, а во второй половине живут потомки Мухиной.

© Екатерина Коновалова
© Екатерина Коновалова

Вся мастерская завешана картинами, в основном среднерусскими пейзажами. Я поинтересовалась, что это за картины, неужели остались от Веры Игнатьевны. «Нет, — ответил мне сотрудник НИИ, — это наш коллега рисует. Он пишет больше, чем удается продать, вот и приносит сюда, дома уже нет места».

© Екатерина Коновалова
© Екатерина Коновалова
© Екатерина Коновалова

Мастерская 3

Типичное конструктивистское здание в тенистом дворе во Владыкине прячет около 30 когда-то только скульптурных мастерских. Одну из них занимает художница Василиса Земскова, иллюстратор и мастер эстампа. Мастерская раньше принадлежала ее бабушке, очень востребованному в советское время скульптору; она много путешествовала по Средней Азии. По мастерской до сих пор расставлены головы и бюсты миниатюрных азиатских женщин, а в коридорах одиноко стоят гордые статуи вождей и рабочих.

© Екатерина Коновалова
© Екатерина Коновалова
© Екатерина Коновалова
© Екатерина Коновалова

Мастерская 4

Электрозавод, один из старейших заводов России, был спроектирован в 1911—1917 гг. для эвакуированного из Риги электрического завода. Изначально он проектировался в готическом стиле, с традиционными стрельчатыми окнами, сводами и башенками, но из-за революции и гражданской войны строительство затянулось до 1927 года, и проект был значительно упрощен.

Недавно завод отстроил себе новое здание, а старые помещения стал сдавать в аренду. Теперь в потрепанном сказочном замке соседствуют друг с другом ремонт компьютеров, обувной цех и мастерская по производству гробов. И огромное количество студий молодых художников и музыкантов; например, дизайн-студия YUNAYA, совместный проект трех выпускников МАрхИ.

© Екатерина Коновалова
Миша Антонов, один из отцов-основателей студии YUNAYAМиша Антонов, один из отцов-основателей студии YUNAYA© Екатерина Коновалова
© Екатерина Коновалова
© Екатерина Коновалова
© Екатерина Коновалова

Мастерская 5

Там же, на Электрозаводе, располагается мастерская мультиталантливого художника Тихона Пенкина. Он занимается граффити, иллюстрацией, делает обувь и аксессуары из кожи, ведет театральную студию для детей и преподает рисунок.

© Екатерина Коновалова
© Екатерина Коновалова
© Екатерина Коновалова

Мастерская 6

В старом здании начала ХХ века на Бауманской под самой крышей два выпускника Суриковского института Полина и Николай Торховы открыли свою студию «Арт Тапир». Это и мастерская для их собственных проектов, и место, где ребята преподают рисунок и скульптуру всем желающим.

© Екатерина Коновалова
© Екатерина Коновалова
© Екатерина Коновалова
© Екатерина Коновалова


Сайт фотографа


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245205
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246748
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413298
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419756
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423824
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429123
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429773