Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245205
Мастерская — закулисье художника, тайная комната, куда всем хочется заглянуть хоть одним глазком. В музее и галерее зрителю представлены уже готовые произведения, завершенные мысли, а в мастерской — живая, дышащая работа.
Для художника мастерская — это и склад материалов, и рабочее место, и дом, и место для созерцания первообразов. Здесь дух хозяина и дух истории потеснились, чтобы вместить искусство: личные вещи, записи, наброски существуют здесь вперемешку с пластами старины, оставшимися от прошлых хозяев и эпох, и на этой благодатной почве создается новое искусство.
Мастерская 1
Два полукруглых двухэтажных здания в самом сердце Москвы некогда были конюшнями усадьбы Охотникова. После многих переделок и изменений в 1921 году усадьба превратилась в Государственную академию художественных наук, а конюшни достроили вторым этажом и приспособили под жилье и мастерские для художников. Там жили целыми семьями и по вечерам выносили во двор большой стол для совместных посиделок. Сейчас в бывших конюшнях разместились архитектурное бюро, дизайн-студия и пошив одежды. От первоначальных мастерских осталось только три, одна из которых принадлежала известному художнику-монументалисту Олегу Филатчеву. Сейчас там работает его сын Олег, который тоже занимается монументальной живописью, а еще керамикой, дизайном и фотографией.
Мастерская 2
Этот дом Вера Мухина спроектировала для себя вместе с архитектором Иваном Жолтовским. Одна половина дома была жилой, другая — с большими окнами во всю высоту и стеклянным куполом — использовалась как мастерская. Вера Игнатьевна хотела, чтобы после ее смерти мастерская перешла другому художнику или скульптору, а не стала замороженным музеем. Сейчас здесь располагается отдел монументальной живописи НИИ реставрации, а во второй половине живут потомки Мухиной.
Вся мастерская завешана картинами, в основном среднерусскими пейзажами. Я поинтересовалась, что это за картины, неужели остались от Веры Игнатьевны. «Нет, — ответил мне сотрудник НИИ, — это наш коллега рисует. Он пишет больше, чем удается продать, вот и приносит сюда, дома уже нет места».
Мастерская 3
Типичное конструктивистское здание в тенистом дворе во Владыкине прячет около 30 когда-то только скульптурных мастерских. Одну из них занимает художница Василиса Земскова, иллюстратор и мастер эстампа. Мастерская раньше принадлежала ее бабушке, очень востребованному в советское время скульптору; она много путешествовала по Средней Азии. По мастерской до сих пор расставлены головы и бюсты миниатюрных азиатских женщин, а в коридорах одиноко стоят гордые статуи вождей и рабочих.
Мастерская 4
Электрозавод, один из старейших заводов России, был спроектирован в 1911—1917 гг. для эвакуированного из Риги электрического завода. Изначально он проектировался в готическом стиле, с традиционными стрельчатыми окнами, сводами и башенками, но из-за революции и гражданской войны строительство затянулось до 1927 года, и проект был значительно упрощен.
Недавно завод отстроил себе новое здание, а старые помещения стал сдавать в аренду. Теперь в потрепанном сказочном замке соседствуют друг с другом ремонт компьютеров, обувной цех и мастерская по производству гробов. И огромное количество студий молодых художников и музыкантов; например, дизайн-студия YUNAYA, совместный проект трех выпускников МАрхИ.
Мастерская 5
Там же, на Электрозаводе, располагается мастерская мультиталантливого художника Тихона Пенкина. Он занимается граффити, иллюстрацией, делает обувь и аксессуары из кожи, ведет театральную студию для детей и преподает рисунок.
Мастерская 6
В старом здании начала ХХ века на Бауманской под самой крышей два выпускника Суриковского института Полина и Николай Торховы открыли свою студию «Арт Тапир». Это и мастерская для их собственных проектов, и место, где ребята преподают рисунок и скульптуру всем желающим.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245205Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246748Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413298Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419756Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420473Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423076Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423824Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429007Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429123Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429773