Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245199
5 мая на Джастина Бибера было совершено нападение. Прямо на концерте 19-летнего певца в Дубае во время исполнения центральной баллады «Believe» под оглушительный визг фанатов на сцену прорвался человек и бросился на Бибера. На движущуюся фигуру, которая потом призналась, что хотела всего лишь обнять кумира, тут же бросились охранники. Походя они перевернули попавшийся им на пути концертный рояль, будто это была картонная коробка. Бибер не пострадал — фонограмма не прервалась, шоу не застопорилось, и уже через минуту юная звезда пожимала руки поклонницам в фан-зоне, которые визжали еще истошнее. Инцидент был заснят на тысячи мобильных телефонов с тысячи ракурсов и почти мгновенно стал главной темой для обсуждения в интернете — концерт еще не успел закончиться.
Этот маленький эпизод говорит о жизни канадского певца, пребывающего в статусе главного подросткового поп-идола момента, ярче сотен статей и интервью. В культе Джастина Бибера можно обнаружить много общего с культами тех, по ком визжали тинейджеры предыдущих поколений. У него пухлые губы и ямочки на щечках, как у Элвиса. Репертуар — сладкие баллады, написанные ремесленниками на основе черной музыкальной культуры, — как у Пэта Буна, у которого Элвис выступал на разогреве. Менеджер, который обнаружил талант в захолустье и сейчас ему за отца родного, — как у The Beatles. Имя — как у Джастина Тимберлейка. Карьеры ему хотят как у Майкла Джексона — только со счастливым концом. Но пока Джастин — это североамериканский Юра Шатунов, и произведет ли его по совокупности творческих заслуг английская королева в сэры Джастины, как о том мечтает его радетель-менеджер Скутер Браун, — невозможно предугадать.
Единственное новое, что есть у Джастина Бибера, которого вывели в звезды профайл на YouTube и ролики, снятые на ручную камеру, и чего не было у его предшественников, — это коммуникативная мощь интернета, через который его фанаты, так называемые белиберы, самоорганизовываются по хештегам и ведут в соцсетях распри с хейтерами. По социсследованиям у Бибера — самые активные поклонники и ненавистники в интернете, много энергичнее фанов конкурентов — Рианны, Леди Гаги и Linkin Park. Их кумир разумно отвечает им взаимностью — в сложившейся ситуации ему важнее писать статусы в Твиттер, чем новые песни. К тому же, как говорит Скутер Браун, «общаться с поклонниками без посредников — это то, что Джастин любит больше всего».
Во время недавней московской гастроли Бибера фотограф ЕЛЕНА ЧЕРНЯК по заданию COLTA.RU провела несколько дней с «белиберами», осаждавшими отель «Арарат» и кричавшими в фан-зоне «Олимпийского», — и даже побывала у них в гостях.
«Я увидела Бибера первый раз в клипе, даже не знала, кто это. Это было очень давно, ему тогда лет пятнадцать было. Потом увидела в каком-то журнале, и он мне стал нравиться. Потом стало безразлично, а сейчас опять балдею».
«А я особо не фанатею, только из-за нее. Она вот зафанатела, а мне что, пропадать?»
Лена, 16 лет. Ждет выхода Бибера из отеля три с половиной часа.
«Не совсем официальные» сувениры с изображением Бибера. Также в подземном переходе на проспекте Мира и возле «Олимпийского» можно было приобрести цветные фотографии Бибера с его автографами.
«Мы приехали из поселка, находящегося рядом с Сургутом. Два дня ехали в поезде — это ужасно, но ради концерта стоило».
Настя и Юля, обеим по 18 лет:
«Нас стояло у отеля восемь человек ночью, а сфотографировались с ним всего четыре человека во всей Москве. Получилось так, что мы думали, где он — в “Ритце” или “Арарате”. Напротив “Ритца” есть перекресток, там все уселись, чтобы подождать и немного согреться. А Настя мне позвонила — я уже практически спала — и говорит: иди к “Арарату”, я чувствую, что он там. Мы вчетвером пошли к “Арарату”, и поступила какая-то информация, что он в четыре часа утра должен выйти из отеля. Простояли минут пять, и выходит человек-сваг, как Бибер. Я думаю — наверное, это его танцор, нужно к нему подойти и спросить, где Бибер и выйдет ли он к нам. Он поворачивается, и я понимаю, что это Бибер. И тут нас охватывает шок, мы все переглядываемся и не знаем, что делать, — просто как вкопанные. А он подходит к нам (позже мы узнали, что он реально спускался к своим фанатам, чтобы посмотреть, — ночью-то их мало) и спрашивает: “Может, вам фото или что еще?” А мы просто стоим, он уже сам: давайте что-нибудь сделаю и уйду. У меня подружка достала фотик — задерживать как-то звезду неудобно, — и мы еле-еле сфотались с ним и сказать ничего не успели, потому что были в шоке; он понял, что мы уже ничего не спросим — слишком под действием, и ушел к себе в машину. Потом через десять минут приехал — мы уже тогда смекнули, что нужно взять автограф, что ли, но он уже ничего не давал — просто зашел, и больше мы его не видели».
«Говорят, что дежурившим возле отеля после концерта выносили горячий шоколад — от Бибера».
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245199Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246741Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413293Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419750Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420427Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423071Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423818Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429003Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429118Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429768