17 января 2013Colta Specials
525

«Светослед»

Уходящие мастера, обладатели уникального наследия, и миражи исчезающих деревень — как оставленные на фотопленке блики тонущего в Белом море северного солнца.

 

Фотопроект «Светослед» — это любительские фотографии из архива исследователя народного искусства Русского Севера Нины Анатольевны Филевой, дополненные снимками архангельского фотографа Артема Никитина из серии «Призраки Каргополья». Уникальные фото хранителей памяти традиционной крестьянской культуры сделаны искусствоведом в 7080-е годы ХХ века в этнографических экспедициях в самых отдаленных уголках Архангельской области. Последние мастера, обладатели уникального наследия, и миражи исчезающих деревень как оставленные на фотопленке блики тонущего в Белом море северного солнца.

Выставка «Светослед» открывается в архангельском Музее изобразительных искусств 17 января.

Яков Мельников точит веретено. Село Карпогоры, Пинежье, 80-е гг.Яков Мельников точит веретено. Село Карпогоры, Пинежье, 80-е гг.© Нина Филева

«Где мыслишь колечко на веретене сделать, тут возвышение оставляю. Для подарков с колечками делали, чтобы шебарчало, а "с душой" внутри, чтобы брякало. Такие редко кто точил. Надо так в нутро камушек вставить, чтобы и не видно было, где он спрятан».

Случайная встреча в Лешуконском. 80-е гг.Случайная встреча в Лешуконском. 80-е гг.© Нина Филева


Переправа через реку Онегу.Переправа через реку Онегу.© Нина Филева
Деревня Лисицинская Каргопольского района, 1982 год.Деревня Лисицинская Каргопольского района, 1982 год.© Нина Филева
Дорофеев Степан Васильевич (1908 г.р.). Деревня Мегра, Зимний берег Белого моря, 1981 г.Дорофеев Степан Васильевич (1908 г.р.). Деревня Мегра, Зимний берег Белого моря, 1981 г.© Нина Филева

«Вот и отец птичек делал, когда корзины щепал. К Рождеству делали новую... Из сосновой дранки и звезду делали на Рождество».

Ильин Степан Самойлович (1917 г.р.). Деревня Нюхча, Пинежский район, 1983 г.Ильин Степан Самойлович (1917 г.р.). Деревня Нюхча, Пинежский район, 1983 г.© Нина Филева
Рюмин Александр Степанович. Поселок Каменка на Мезени, 80-е гг.Рюмин Александр Степанович. Поселок Каменка на Мезени, 80-е гг.© Нина Филева

«Когда в руках в детстве бывает — надолго запомнится… Лет 12—14 было, отец говорит: "Сделай ладку. Стяпай, а потом – гуляй!" Сделаю, конечно, грубо, а уйду, и отец подделает, и не узнать…»


Сергей Шеметов (1969 г.р.). Село Конёво, Плесецкий район, 1980 г.Сергей Шеметов (1969 г.р.). Село Конёво, Плесецкий район, 1980 г.© Нина Филева


Амосова Марфа Лукинична (1902 г.р.). Пинежье, 70-е годы.Амосова Марфа Лукинична (1902 г.р.). Пинежье, 70-е годы.© Нина Филева

«На Мечище (смотрины девушек) на праздник девушки в уши "кошельки" наденут — серьги с жемчугом серебряные. Ножечки эки висят! Были серьги "семероножки", да разные. Идет девушка на Мечище — как Богородица! Несколько раз в день переодевались — утром в одном, днем в другом, вечером в третьем».


Неизвестный мастер точит веретено. Пинежский район, 1983 г.Неизвестный мастер точит веретено. Пинежский район, 1983 г.© Нина Филева
Григорьева Пелагея Григорьевна (1910 г.р.). Деревня Кушкопала, Пинежский район, 1976 г.Григорьева Пелагея Григорьевна (1910 г.р.). Деревня Кушкопала, Пинежский район, 1976 г.© Нина Филева
Рохин Яков Григорьевич («Яшка-самолет»). 1975 г.Рохин Яков Григорьевич («Яшка-самолет»). 1975 г.© Нина Филева
Баба Дуня на огороде. Деревня Усачёво, Каргопольский район, 1985 г.Баба Дуня на огороде. Деревня Усачёво, Каргопольский район, 1985 г.© Нина Филева
Ульяна Ивановна Бабкина (1889—1977), снимок 1977 г.Ульяна Ивановна Бабкина (1889—1977), снимок 1977 г.© Нина Филева


Народный мастер каргопольской глиняной игрушки. Единственная среди других мастеров занималась лепкой игрушки в 50—60-е годы ХХ в., годы упадка гончарного промысла. Имя игрушечницы стало известно в начале 60-х годов ХХ в. благодаря писателю и коллекционеру Ю.А. Арбату, и вскоре к Ульяне Ивановне началось паломничество музеев и коллекционеров. Творческий почерк Ульяны Бабкиной — мастерицы и сказительницы — отличают фантазия и жизнерадостность, свобода лепки, живописная, экспрессивная манера росписи. Ее «бобки» (так называли в старину игрушку) — это фигурки крестьян в праздничных нарядах, сценки народных игр и гуляний, фигурки животных. Любимый персонаж — Полкан-богатырь, покровитель и защитник, олицетворение силы народного духа.

«Вот я ему и женку придумала — Полканиха и есть. Красным покрасила – значит, красивая, добрая. А он – сильный, смелый. Руку всегда вверх поднимает».

Фрагмент прялки с мезенской росписью. Деревня Палащелье, Лешуконский район, 1982 г.Фрагмент прялки с мезенской росписью. Деревня Палащелье, Лешуконский район, 1982 г.© Нина Филева
Жестянщик Григорий Васильевич Завернин (1916 г.р.). Деревня Кушкопала, Пинежский район, 1985 г.Жестянщик Григорий Васильевич Завернин (1916 г.р.). Деревня Кушкопала, Пинежский район, 1985 г.© Нина Филева
Часовня в деревне Село, Хотеново, 1990 г. и 2012 г.Часовня в деревне Село, Хотеново, 1990 г. и 2012 г.© Нина Филева, Артем Никитин
Мастера Килюшевы из села Ирта Ленского р-на. 1975 г.Мастера Килюшевы из села Ирта Ленского р-на. 1975 г.© Нина Филева


Кавалер Георгиевского креста, народный мастер и сказитель Фатьянов Мартын Филиппович (1887 г.р.). Деревня Селище на Мезени, 80-е гг.Кавалер Георгиевского креста, народный мастер и сказитель Фатьянов Мартын Филиппович (1887 г.р.). Деревня Селище на Мезени, 80-е гг.© Нина Филева

«Кровь-то из меня в 1-ю войну вылили, а больше и не наливали. Немцы-то на меня идут и как снопы валятся. А винтовка сама стрелять стала, я только целюсь… Я побежал, а немцы-то думают, я — немец, а пуля-то и попала в меня, я шинелью накрылся — вот тут у меня вся кровь и вытекла, на границе с Германией. С этих пор и стал я легкий, как лоскут на ветру. За то и крестом меня наградили… Дак сейчас-то я хорошо живу: "Всё в порядке, всё в порядке — Ворошилов на лошадке!"»

Яков Мельников с женой во дворе дома. Село Карпогоры, Пинежье, 80-е гг.Яков Мельников с женой во дворе дома. Село Карпогоры, Пинежье, 80-е гг.© Нина Филева
Кенозерье. 1975 г.Кенозерье. 1975 г.© Нина Филева
Кузнец Зуев Григорий Григорьевич (1941 г.р.). Деревня Усачёво, Каргопольский район, 1985 г.Кузнец Зуев Григорий Григорьевич (1941 г.р.). Деревня Усачёво, Каргопольский район, 1985 г.© Нина Филева
Жидкий Андрей Никитич (1914 г.р.). Пинежье, 80-е годы.Жидкий Андрей Никитич (1914 г.р.). Пинежье, 80-е годы.© Нина Филева

«Лодка-"стружок" из осины, "осиновка" долбленая. Чем она шире, тем выше мастерство. У нас говорили, где мотор не пройдет, там стружок проскочит. Мы на них еще и сейчас сено возим. Раньше на шесте толкались, а теперь и мотор повесим».

Верховье Мезени, 1982 г.Верховье Мезени, 1982 г.© Нина Филева
Деревня Село, Хотеново. Осень 2012 г.Деревня Село, Хотеново. Осень 2012 г.© Артем Никитин
Дом в Ошевенске, Каргопольский район. Весна 2012 г.Дом в Ошевенске, Каргопольский район. Весна 2012 г.© Артем Никитин
Двор заброшенного дома в деревне Патровская (Тихманьга). Осень 2011 г.Двор заброшенного дома в деревне Патровская (Тихманьга). Осень 2011 г.© Артем Никитин

Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245238
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246846
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413326
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419782
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423854
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429153
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429822