Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245210Мой незаконченный пока проект «Русский палимпсест» — своеобразный каталог архетипов современного постсоветского городского ландшафта, переживающего трансформацию от коммунистической утопии к доморощенной версии капитализма. Название проекта указывает на стремление автора воспринимать ландшафт в качестве носителя наслоившихся друг на друга пластов визуальной информации о культуре повседневности, которая нуждается в фиксации и осмыслении.
Я фотографирую новую застройку — жилую, общественную, коммерческую — и старую, приспособленную для нового использования. Моя задача — зафиксировать типичное и узнаваемое в нашей жилой среде: супермаркеты, бизнес-центры, бензоколонки, жилые дома.
В советское время свободное фотодокументирование внешнего вида обитаемых пространств было, по сути, под запретом. Одним из немногих источников визуальной информации об обитаемой территории собственной страны для советских граждан были выпускавшиеся госиздательствами открытки с видами городов, но и на них изображались, как правило, только достопримечательности, чаще идеологически заряженные. Лишь малая часть показывала что-то обычное/типичное — универмаг, стадион, кинотеатр. Именно эта малая часть советских открыток для меня — возможность нащупать хлипкую визуальную «опору» для воссоединения с дореволюционной традицией документальной фотофиксации жилой среды.
Я намеренно снимаю постройки и виды, которые можно увидеть в любом населенном пункте бывшего СССР.
Другая важная опора — фотография Стивена Шора, Роберта Адамса, Бернда и Хиллы Бехер, которых Уильям Дженкинс объединил в 1975 году на рочестерской выставке New Topographics, а также их учеников, сформировавших Дюссельдорфскую школу. Они тоже в той или иной мере составляли фотографические каталоги застроенных ландшафтов.
Я намеренно снимаю постройки и виды, которые можно увидеть в любом населенном пункте бывшего СССР. Так я смещаю оптику с достопримечательного на банальное, или, другими словами, делаю банальное достопримечательным, чтобы демистифицировать, расколдовать образ ландшафта.
Важен и символический аспект работы фотографа, изучающего и фиксирующего обитаемый ландшафт. Постутопическое состояние нашего общества требует от активного постсоветского индивида отстаивания даже таких базовых вещей, как право свободно смотреть на собственную страну со своей частной точки зрения, без навязываемых конструктов, мешающих восприятию. В этом смысле проект является отчасти еще и способом метафорического присвоения взгляда на наше обитаемое пространство. Это важная умственная операция для человека, живущего в авторитарном обществе, где публичное пространство — до сих пор во многом пространство власти, а его образ долгое время был монополией государства.
На выставке «Происхождение видов: топографика России» в Музее архитектуры им. Щусева фотографии из проекта «Русский палимпсест» будут представлены в том числе в виде открыток. Набор таких открыток из 24 штук специально к выставке издан тиражом 300 экземпляров. Их можно будет купить в музее и на сайте автора. На выставке также будут показаны старые советские открытки из моей коллекции.
Выставка «Происхождение видов: топографика России» в Музее архитектуры им. Щусева откроется 5 декабря
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245210Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246751Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413302Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419759Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420476Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423078Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423826Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429032Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429126Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429775