Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244850За 10 последних лет сбылись многие мрачные прогнозы относительно российского кинематографа. Владимир Мединский простер крыла над культурным полем, успешно устранив всех конкурентов и установив монопольный контроль Минкульта над всеми сферами индустрии — от производства до проката. Альтернатива госфинансированию в виде частных кинопродюсеров оказалась мнимой — в неподконтрольной вообще никому области частного предпринимательства ножницы щелкали куда резвее, чем в Минкульте. Неизбежно возникшее чувство ресентимента у части сообщества вылилось в неприятие культуры как таковой: теперь экономика оскорбленных чувств взята на вооружение как крайними охранителями, так и ультралибералами, а ввиду полной безрезультатности критики госдискурса политическая критика теперь обрушивается на «своих» (см., например, кейс «Сердца мира», обвиненного в недостаточно восторженном изображении зоозащитников). Документальное кино, всегда представлявшее особую опасность для Минкульта, теперь ненавидимо и его оппонентами — и тоже за «аморальность» и «не ту» политическую ориентацию (кейс Алены Полуниной, два фильма которой, посвященных украинской революции и последовавшей за ней войне на Востоке, вызвали ярость: первый — Минкульта, второй — сочувствующей Киеву интеллигенции). Но есть и хорошее: система независимого кинообразования привела к расцвету киноавангарда (выпускники МШНК, которых очень хорошо принимают на зарубежных фестивалях). А благодаря сериалам зритель все-таки заинтересовался российским кино.
● Продолжается давление властей на независимое кино (все началось еще в 2004-м с попытки невыдачи прокатного удостоверения фильму Ильи Хржановского «4»). В декабре прокуратура Самарской области пыталась признать фильма Павла Бардина «Россия-88» экстремистским (до этого Минкульт максимально затягивал выдачу фильму прокатного удостоверения, что привело к финансовой неудаче этого проекта — фильм благополучно слился в сеть до начала театрального проката).
● Реальность стремительно просачивается на экран: 11 января на Первом выходит сериал Валерии Гай Германики «Школа».
● Впервые заявляет о себе «новая этика»: в марте появляются первые свидетельства неэтичного обращения с персоналом на съемках «Дау» Ильи Хржановского.
● Антикоррупционная политика в области кинопроизводства заканчивается созданием Фонда кино — новой организации, призванной финансировать большие коммерческие кинопроекты. 19 марта проходит первое заседание фонда, учрежденного в конце декабря 2009-го.
● Последний прорыв российского кино «старой школы»: 22 мая в каннском конкурсе показан фильм Никиты Михалкова. «Утомленные солнцем — 2: Предстояние». Российская критика в недоумении.
● Сентябрь: Антон Долин обнаруживает существование якутского кино и делает феномен этой локальной кинематографии достоянием общественности.
● «Новое» кино продолжает дистанцироваться от «старого»: 10 сентября Минюст регистрирует «КиноСоюз» — новую профорганизацию кинематографистов, вышедших из Союза кинематографистов (причина — несогласие с политикой, проводимой председателем СК Никитой Михалковым).
● Сборы кинопроката за год в России и СНГ (без учета Украины) впервые пересекли отметку $1 млрд. Зритель вернулся в кинотеатры — благодаря «Аватару».
● Еще одна попытка децентрализации кинопроцесса (кроме самозародившегося якутского кино): осенью Александр Сокуров открывает режиссерскую мастерскую в Нальчике.
● Первый канал продолжает экспериментировать с прогрессивным киноконтентом: 12 марта тут начинается показ сериала Валерии Гай Германики «Краткий курс счастливой жизни». О нем говорят как о первом российском кинопроекте, описывающем жизнь среднего класса.
● Начало бума альтернативного (ВГИКу и ВКСР) кинообразования: в сентябре открываются Московская школа нового кино и Московская школа кино.
● Краткий момент национальной гордости и надежд на появление новой звезды режиссуры: в мае «Дорога на» Таисии Игуменцевой побеждает в каннской программе студенческих работ «Синефондасьон». Увы — молодой автор становится жертвой беспощадной системы российского кинопроизводства, в которой прибыли извлекаются на стадии освоения бюджета: полнометражный дебют Игуменцевой, спродюсированный ее мастером Алексеем Учителем, оказывается провалом. Позже Учитель подаст на Таисию в суд, обвинив ее в утечке материала на торрент-трекеры.
● Продолжают закручиваться гайки неофициальной цензуры: 11 июня Государственная дума принимает закон, запрещающий «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений» среди несовершеннолетних.
● Минкульт продолжает монополизировать и выжигать культурное пространство. В июне министерство отказывается продлить трудовой договор бессменному директору Музея кино Науму Клейману. Вместо него директором музея назначают Ларису Солоницыну, которую считают ставленницей Михалкова. А 1 июля вступают в силу принятые Госдумой в конце апреля поправки в закон «О государственной поддержке кинематографии», предполагающие штрафы за нецензурную брань на экране и сделавшие обязательным получение прокатного удостоверения на любые российские фильмы — даже для фестивальных, клубных и музейных показов.
● 27 февраля наконец-то состоялась премьера «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего — колосса-долгостроя, жуткой метафоры политического похолодания в стране.
● Немалая, но неоднозначная победа российского кино (и продюсера Александра Роднянского) на международной арене: 11 января «Левиафан» Андрея Звягинцева получает «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. Неоднозначность триумфа заключается в том, что Звягинцев при всей своей социальной актуальности ассоциируется на Западе со старой, консервативной традицией а-ля Тарковский.
● Зима—весна — еще один удачный ход Роднянского: его фестиваль «Кинотавр», находившийся на грани банкротства, получает нового инвестора и совладельца — фонд RuArts.
● Тем временем продолжается цензурное давление. В июле Минкульт отзывает прокатное удостоверение у документального фильма Алены Полуниной «Варя», рассказывающего о путешествии русской учительницы на революционную Украину. В сентябре — отказывает в выдаче прокатного удостоверения фильму Гаспара Ноэ «Любовь».
● А 25 августа Северо-Кавказский окружной военный суд приговорил украинского режиссера Олега Сенцова к 20 годам лишения свободы. Кампании за освобождение Сенцова станут важной частью повестки российского киносообщества на несколько лет. Чего не скажешь об иностранцах: в сентябре иностранные члены ФИПРЕССИ отказываются выступить в поддержку режиссера на закрытии фестиваля «Послание к человеку».
● Якутское кино пытается выйти на федеральный рынок: 18 февраля фильм Костаса Марсана «Мой убийца» выходит в общероссийский прокат.
● Цензурные битвы доходят до абсурда: 2 ноября Наталья Поклонская направляет запрос в Генеральную прокуратуру с требованием проверить фильм лоялиста Алексея Учителя «Матильда» на предмет оскорбления чувств верующих.
● 21 апреля начинает работать сайт «Чапаев» — циклопический образовательный проект, посвященный истории отечественного кино.
● Перезагрузка «Искусства кино»: 10 мая умирает Даниил Дондурей, главред «Искусства кино». 11 июня главным редактором журнала назначен Антон Долин, который начинает активно реформировать издание.
● Звягинцев продолжает оставаться главным русским режиссером: в мае его «Нелюбовь» получает Приз жюри в Каннах.
● 22 августа во время съемок фильма «Лето» в Санкт-Петербурге арестован Кирилл Серебренников — по театральному делу «Седьмой студии».
● Начало колоссального коррупционного скандала в Госфильмофонде: 25 ноября без объяснения причин уволен директор научного отдела Госфильмофонда Петр Багров. Увольнение влечет за собой серию журналистских расследований, в ходе которых выясняются фантастические масштабы коррупции и паранойи, царящих в фонде под руководством Николая Бородачева (хищения, тотальная прослушка сотрудников, назначение на должность начальника службы безопасности беглого киллера). В декабре Бородачев уволен с должности директора Госфильмофонда.
● Появление российского арт-мейнстрима (с лицом телефильма): в декабре низкобюджетная мелодрама Бориса Хлебникова «Аритмия» собирает в прокате 88 млн руб. и больше месяца держится в топ-10 российского бокс-офиса. Фильм стал популярным во многом благодаря похвале Юрия Дудя, ведущего популярного YouTube-канала.
● Минкульт продолжает цензурировать прокат: 23 января отозвано прокатное удостоверение у фильма Армандо Ианнуччи «Смерть Сталина».
● 25 января в Париже наконец-то начинается показ материалов «Дау».
● Минкульт устанавливает полный контроль над кинематографом в России: 30 августа принят новый устав Фонда кино. Теперь деятельность фонда полностью контролируется Минкультом. По представлению министерства правительство назначает членов совета фонда и его директора. Также министерство контролирует расходы фонда на производство и прокат фильмов.
ВЫБЕРИ ГЕРОЕВ ДЕСЯТИЛЕТИЯ. ГОЛОСОВАНИЕ
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244850Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246411Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413005Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419497Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420169Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422822Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423577Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428746Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428885Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429539