Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244580Эти заметки к новейшей истории российской сцены говорят сами за себя: в 2010-е театр вновь, как и в советские времена, становится важнейшим из искусств. На рубеже 2000-х и 2010-х на подмостки выходит целое поколение режиссеров, художников и драматургов, которые в считанные годы радикально изменят привычный облик отечественного театра: именно в это время в российской драме наступает не календарный — настоящий XXI век.
В марте 2008 года с отставкой заведующего труппой Махара Вазиева и его ассистента Павла Гершензона завершается золотой век Мариинского балета. Его главные достижения — осуществленные Сергеем Вихаревым реконструкции балетов Мариуса Петипа, проекты «Баланчин в Мариинском» и «Форсайт в Мариинском» — вскоре начнут бесследно исчезать из репертуара театра, а 2010-е для балетной труппы пройдут под знаком стагнации. Сергей Вихарев и Павел Гершензон в 2009–2010 годах будут работать в Большом театре («Коппелия», «Петрушка»), в 2011-м выпустят сенсационную «Раймонду» в миланском La Scala, а во второй половине десятилетия станут резидентами Екатеринбургского балета («Тщетная предосторожность», «Пахита»). Махар Вазиев в ноябре 2008-го возглавит балетную труппу La Scala, чтобы семь лет спустя занять пост худрука балета Большого театра.
Шедевр театрального гуманизма, важнейший отечественный спектакль нулевых, сочиненный Алвисом Херманисом для Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой. В начале десятилетия мировую славу худруку Нового Рижского театра принесли постановки, воспевавшие опоэтизированный советский быт. В 2008-м режиссер обращается к текстам Шукшина, чтобы поставить спектакль, максимально удаленный от любых географических, этнических и социальных стереотипов. Homo ludens, милый, здравствуй: советская жизнь привлекает Херманиса своими театральностью, условностью, ритуальностью — то есть потенциалом для игры.
Девятичасовой спектакль канадской театральной компании Ex Machina, показанный на Чеховском фестивале, дает российской публике ясное представление о том, кто является главным театральным режиссером мира по состоянию на конец 2000-х. «Липсинк» Робера Лепажа — большой сценический роман, отражающий и объясняющий породившее его время. Название, позаимствованное из кинословаря, не стоит воспринимать буквально: Лепаж поставил спектакль о синхронизации вообще, о глобальной взаимосвязи отдельно взятых человеческих судеб и поступков. Истерзанному фантомными болями «вывихнутых суставов времени», разорванному сознанию современного человека режиссер возвращает ушедшее из искусства последних десятилетий ощущение цельности окружающего мира.
За считанные годы ученик Льва Додина проходит путь от никому не известного дебютанта до лидера молодого русского театра: Волкострелов цитирует в интервью Кабакова и Бодрийяра, вместе со своими однокурсниками Аленой Старостиной, Иваном Николаевым и Павлом Чинаревым ставит Пряжко, Вырыпаева и Равенхилла и становится постоянным резидентом всех крупнейших театральных форумов — от «Золотой маски» до фестиваля NET. О том, что такое постдраматический театр, благодаря «театру post» в России узнают задолго до публикации русского перевода культовой книги Ханс-Тиса Лемана.
Худрук Александринского театра Валерий Фокин открывает 2010-е спектаклем-пророчеством: события «Гамлета», в котором шекспировский текст переписан корифеем «новой драмы» Вадимом Левановым, разворачиваются в полицейском государстве — под сенью жесткой вертикали власти, где человек и его жизнь всегда значили слишком мало. «Гамлет» Фокина по сей день остается едва ли не лучшим примером политического театра на современной российской сцене.
Театр Олега Табакова выпускает на Малой сцене МХТ спектакль по книге Натана Дубовицкого — считается, что под этим псевдонимом скрывается первый заместитель главы администрации президента, главный кремлевский политтехнолог Владислав Сурков. «Как ни приручай власть, она все равно тебя съест», — напишет обозреватель OpenSpace.Ru в рецензии на «Околоноля»: до дела «Седьмой студии» остается шесть с небольшим лет.
«(А)поллония» Кшиштофа Варликовского, «Персона. Мэрилин» Кристиана Люпы, «T.E.O.R.E.M.A.T» Гжегожа Яжины, серия круглых столов и паблик-токов: команда «Золотой маски» во главе с Марией Ревякиной продюсирует важнейший гастрольный проект десятилетия. Значение программы «Польский театр в Москве» для развития российской драмы 2010-х, как принято говорить в подобных случаях, невозможно переоценить: она провоцирует долгосрочные тренды (интерес к теме исторической памяти) и оказывает судьбоносное влияние на конкретных художников (без «Польского театра в Москве» не было бы «Лира» и «Идеального мужа» Константина Богомолова).
После публичной ссоры с актерами своей труппы на гастролях в Чехии Юрий Любимов подает в отставку с поста худрука Театра на Таганке. Кризис в легендарном театре напоминает профессиональному сообществу о том, что система репертуарных стационаров нуждается в реформировании, — формулируя таким образом сверхзадачу для режиссеров поколения сорокалетних, которые в начале 2010-х один за другим возглавляют крупные театральные институции в Москве и Петербурге.
На момент выхода спектакля «Лир. Комедия» Константину Богомолову 36 лет, он выпустил уже семь постановок в столичной «Табакерке» и еще полтора десятка на других сценах — но именно петербургский дебют в «Приюте комедианта» наконец-то выводит его в пятерку ведущих режиссеров страны.
Расположившийся на «Винзаводе» междисциплинарный проект, в котором театр, академическая музыка, танец и новые медиа ведут напряженный диалог друг с другом, заставляет говорить о Кирилле Серебренникове как о выдающемся менеджере и культуртрегере. Кураторский и институциональный опыт «Платформы» оказал влияние на все ключевые театральные стартапы 2010-х — от Новой сцены Александринки до Электротеатра Станиславский.
Завершив длившуюся почти четверть века реконструкцию исторического здания Театра Корша, Театр наций распахнул двери теремка в Петровском переулке для элиты мировой сцены (Эймунтас Някрошюс, Томас Остермайер, Робер Лепаж, Роберт Уилсон) и нового поколения российских режиссеров (Дмитрий Волкострелов, Тимофей Кулябин, Филипп Григорьян, Максим Диденко), быстро заслужив репутацию наиболее динамично развивающегося отечественного театра 2010-х.
Назначение Кирилла Серебренникова — второй после реформы ЦПКиО grand projet тогдашнего руководителя столичного Департамента культуры Сергея Капкова. Переформатирование бывшего Театра им. Гоголя в «Гоголь-центр» задумывалось лишь одним из эпизодов масштабной театральной реформы, которой так и не суждено было осуществиться: столкнувшись с черной дырой клаустрофобичной, патриархальной, архаической театральной системы, доставшейся современной России в наследство от саднящего фантомными болями советского прошлого, Капков потерял интерес к театру как к сфере приложения профессиональных усилий.
«Это как сходить на рок-концерт, только круче», — восторженно сообщает своему спутнику юная девушка-эмо на выходе из Театра имени Ленсовета. Возглавив его в начале 2011-го, Юрий Бутусов быстро становится единственным в Петербурге режиссером, чья разношерстная армия поклонников сопоставима по численности с актерскими фан-клубами. В середине 1990-х Бутусов открыл для российской сцены никому еще толком не известных Пореченкова, Хабенского и Трухина, потом надолго переехал в столицу, чтобы в 2011 году вернуться в Петербург уже в суперзвездном статусе и собрать лучшую молодую актерскую сборную страны; сочиненный с ней спектакль «Макбет. Кино» остается заметной городской достопримечательностью уже восьмой сезон кряду.
Не только одна из лучших пьес белорусского драматурга Павла Пряжко, но, возможно, важнейший текст для театра, написанный на русском языке в 2010-е. «Три дня в аду» бросают сцене вызов, подталкивая к переосмыслению традиционных взаимоотношений между элементами спектакля: что делать театру с этим обжигающим потоком словесной лавы, фиксирующим реалии Белоруссии начала 2010-х, решительно непонятно. Через год после выхода пьесы Дмитрий Волкострелов поставит «Три дня в аду» в Театре наций; спектакль продержится в афише лишь один год — в 2014-м его снимут с репертуара вскоре после вступления в силу поправок к закону «О государственном языке», запрещающих нецензурную брань во время публичных выступлений.
Если выпущенный в минувшем сезоне «Лир» сыграл в карьере Константина Богомолова роль карьерного трамплина, то «Идеальный муж» стал прыжком, к которому режиссер, кажется, готовился всю жизнь: самая скандальная премьера 2010-х фиксирует за Богомоловым статус главного театрального ньюсмейкера страны, преумножая престиж театральной империи Олега Табакова.
К моменту назначения Андрея Могучего театр Блока и Товстоногова давно смотрелся памятником былому величию. За ударную пятилетку новому худруку удастся перестроить БДТ не просто в самый живой театр Петербурга, но в подлинное место силы. Сегодня, как и полвека назад, лишний билетик каждый вечер спрашивают и у исторической сцены на Фонтанке, и у камерного Каменноостровского театра — причем отнюдь не только перед теми спектаклями, в которых заняты Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили.
Оснащенная по последнему слову театральной техники, экспериментальная площадка Александринки изначально предназначалась для штатного режиссера театра Андрея Могучего. После его ухода в БДТ амбициозный стартап доверили режиссеру Марату Гацалову, возглавлявшему Новую сцену с 2013 по 2016 год: под его руководством Александринка-2 в короткий срок успела занять пустовавшую в Петербурге нишу центра современного искусства с обширной театральной и музыкальной афишей, публичной и кинопрограммой. В историю Новая сцена времен Гацалова войдет благодаря «Земле» Максима Диденко и «Макбету» Кшиштофа Гарбачевского.
Ключевой театроведческий труд рубежа ХХ—XXI веков, в Европе именуемый не иначе как «Новый Завет современной сцены», впервые выходит на русском языке в переводе Натальи Исаевой — чтобы моментально стать настольной книгой для режиссеров, драматургов и сценографов «новой волны», под знаком которой пройдут для отечественного театра 2010-е.
Рожденная в недрах Школы театрального лидера программа, посвященная 50-летию обновленного Театра драмы и комедии, взорвала жизнь Таганки, по сути, вернув ей художественную идентичность. Проекты «Группы юбилейного года» — спектакли режиссеров Дмитрия Волкострелова («1968. Новый мир»), Андрея Стадникова («Репетиция оркестра») и Семена Александровского («Присутствие» и «Радио Таганка»), выставки художницы Ксении Перетрухиной («Попытка альтернативы», «Архив семьи Боуден» и «Параллельные кривые»), драматургические фестивали, курируемые театроведами Анной Банасюкевич и Елизаветой Спиваковской, — не только сложились в концептуально цельный и художественно содержательный оммаж Таганке, но и стали уникальным для отечественного театрального процесса опытом аналитического осмысления судьбы и идей театра Юрия Любимова и его сподвижников.
Первый из триумфов худрука «Урал Балета» на главной театральной премии страны: «Вариации Сальери» получают три премии — как лучший балетный спектакль, как лучшая работа хореографа и за лучшую женскую роль (Елена Воробьева). Вячеслав Самодуров по праву занимает вакантное после отъезда в Америку Алексея Ратманского место главного русского хореографа современности (в 2015-м он получит «Золотую маску» вновь — за «Цветоделику»), а Екатеринбург прочно завоевывает статус нового балетного центра страны.
Расторгнув договор аренды с «Театром.doc», Департамент городского имущества Москвы выставил на улицу один из ведущих театров страны. Лишившись постоянной площадки, «Театр.doc» будет подвергаться гонениям на протяжении всего десятилетия.
Возглавив гиблое столичное ГБУК «Московский театр им. К.С. Станиславского» с намерением сделать его центром актуальной режиссуры, Борис Юхананов выглядел в худшем случае мистификатором, в лучшем — двойником херцоговского Фицкарральдо, строившего оперный театр в перуанских джунглях. В начале 2020-го Электротеатр отметит пятую годовщину ребрендинга, и подопечным Юхананова определенно будет что праздновать: за эти годы на Тверской успели поработать Ромео Кастеллуччи и Хайнер Гёббельс, сериал «Сверлийцы» стал одним из центральных событий оперных 2010-х — и все это не считая спектакля «Октавия. Трепанация», который Юхананов вместе с композитором Дмитрием Курляндским выпустили в копродукции со статусным Holland Festival.
Вена, Париж, Афины, Женева, Берлин, Цюрих: ни один из спектаклей в новейшей истории российского театра не может похвастаться такой насыщенной гастрольной судьбой — «Три сестры», сыгранные в новосибирском «Красном факеле» на жестовом языке, стали визитной карточкой нового русского театра на Западе.
«Гроза» — не только ключевая, но и самая затертая пьеса в истории русского театра: каждый зритель со школьной скамьи знает, что Александр Островский написал драму про «луч света в темном царстве». Нужно было очень постараться, чтобы освободить «Грозу» из плена традиционных трактовок — предложенных еще в середине XIX века и набивших с тех пор оскомину. Большому драматическому операция по реабилитации пьесы Островского удалась с лихвой: палехские узоры, психоделический саспенс и старорусский рэп на текст Островского — у Андрея Могучего получился спектакль, который с одинаковым восторгом смотрят и консерваторы, и прогрессисты.
Основатель театра «Школа драматического искусства» Анатолий Васильев выпускает свою первую за одиннадцать лет постановку в России, в которой Алла Демидова впервые за долгие годы получила роль, соразмерную масштабу ее таланта. «Старик и море» — шедевр большого театрального стиля, окончательно зафиксировавший место Васильева в истории отечественной сцены как наследника режиссерских традиций Всеволода Мейерхольда и Юрия Любимова, столетию которого посвящен спектакль.
Показательная расправа над «Тангейзером» Тимофея Кулябина, преследование «Театра.doc», жесткая критика «Золотой маски» — середина 2010-х запомнится как эпоха колоссального напряжения во взаимоотношениях театра и власти. Эскалация конфликта придется на 2017 год: власти «используют дело “Седьмой студии” с его якобы экономической подоплекой в откровенно политических целях — для смены элит в культуре».
Первая за последние десятилетия премьера российской танцевальной сцены, ставшая не локально-цеховым, не гламурно-светским, но, прежде всего, художественным событием. Грандиозный кураторский проект, значение и смыслы которого выходят далеко за узкоцеховые рамки: посвященная антропологии балетного жанра, «Пахита» Сергея Вихарева, Павла Гершензона, Юрия Красавина и Вячеслава Самодурова интересна (и насущна) широкому кругу интеллектуалов и просто думающих зрителей.
Интендант МХТ был крестным отцом нового русского театра — он институционализировал целое режиссерское поколение, выведя на большую сцену Миндаугаса Карбаускиса, Евгения Писарева, Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова, не считая десятков других режиссеров разных возрастов и калибров, прошедших с 2000 по 2018 год через горнило Московского художественного. Уход Олега Табакова заставил повзрослеть едва ли не всех протагонистов отечественной сцены 2010-х.
«Слава» — сценический дебют сверхпопулярного в предвоенные годы поэта-песенника Виктора Гусева (автора сценариев фильмов «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны»). У актерской дрим-тим БДТ во главе с Ниной Усатовой, Еленой Поповой и Александрой Куликовой стихотворный текст «Славы» звучит как неизданная глава из ранней прозы Владимира Сорокина: впервые показанная в БДТ в 1936 году, пьеса Гусева понадобилась Константину Богомолову для злободневного разговора об идеологии и эстетике сталинизма.
Российский театр почти не интересуется современной литературой: у нас и Сорокина с Улицкой ставят не так чтобы очень часто, а о западной прозе и вовсе говорить не приходится. Как бы взахлеб мы ни читали, скажем, «Щегла» Донны Тартт или «Карту и территорию» Мишеля Уэльбека, этих книг для отечественных подмостков не существует: несколько режиссерских поколений умудрилось обойти вниманием абсолютное большинство бестселлеров, переведенных на русский язык за последние десять-пятнадцать лет. Первая в России постановка В.Г. Зебальда выглядит на этом фоне событием вполне этапным: один из ведущих режиссеров поколения тридцатилетних Евгения Сафонова нашла для его модернистской прозы на редкость точный сценический эквивалент.
«С середины 2010-х за главными резидентами театрального квартала вокруг Тверского бульвара были закреплены узнаваемые роли: Маяковка Миндаугаса Карбаускиса — про новую жизнь традиции, Электротеатр Бориса Юхананова — про эксперимент и поиск, Театр имени Пушкина Евгения Писарева — про бульвар с человеческим лицом. Сезон-2018/2019 внес в размеренную жизнь “золотой мили” столичного театра интригу: в декабре МХАТ имени Горького возглавил Эдуард Бояков, теперь на Малой Бронной обоснуется Константин Богомолов. Нас ждут интересные времена: спектакль, который готовится к постановке на двух сторонах Твербуля, будет о гибридных формах взаимодействия актуальных художников с властью и со сложно устроенным наследием, спрессованным из разных слоев прошлого» (Кристина Матвиенко).
ВЫБЕРИ ГЕРОЕВ ДЕСЯТИЛЕТИЯ. ГОЛОСОВАНИЕ
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244580Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246166Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202412790Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419282Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202419956Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422612Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423378Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428549Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428683Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429354