20 декабря 2019Десять с лишним
245

COLTA.RU выявила культурных героев 2008–2019 годов

Наконец-то! Подводим и обсуждаем итоги голосования

 
Detailed_picture© Colta.ru

Друзья!

Традиционное голосование COLTA.RU — а мы проводим их каждые несколько лет — завершилось, и пора обсуждать его итоги. Как вы помните, и задачи, и условия наших рейтингов бывают разными. Когда-то мы с вами, дорогие читатели, пытались выяснить, кого можно считать главным публичным интеллектуалом страны (на OpenSpace.ru и на COLTA.RU). Потом, в изменившейся общественной реальности, нам показалось важным понять, существуют ли еще фигуры, которых можно назвать моральными авторитетами. И вот, оглядываясь на десять с лишним (на самом деле уже одиннадцать) лет работы нашего сайта — под разными именами, но с единой и очень узнаваемой редакцией, — мы решили вспомнить, что случилось с культурным полем в эти долгие и бурные годы — и кого из тех, о ком мы писали и размышляли, можно считать культурными героями нашего нелегкого времени.

На этот раз голосование проходило по новым правилам — по сути, их было целых восемь, по одному в каждом из наших тематических разделов. Иначе не было возможности показать весь спектр имен и событий в каждом виде искусств. И, судя по комментариям наших читателей, даже те, очень широкие, списки кандидатур, что мы предложили, оказались неполными — и этому можно только порадоваться: реальность, которую пытается описывать COLTA.RU, становится все шире и шире, так что мы не всегда за нею успеваем. Будем, как говорится, стараться сильнее.

Кроме того, в этот раз у нас не было альтернативных (пользовательских) списков — и потому, что в списках редакционных уже было в общей сложности несколько сотен человек (а также общественных групп и арт-движений), и потому, что, по опыту прежних лет, расширение списков приводило к резкому росту накруток. Без них, правда, не обошлось и в этот раз. Но об этом позже, а сейчас переходим к делу.

Всего в ходе голосования по всем разделам сайта за предложенные редакцией кандидатуры было отдано 142 865 голосов — спасибо вам за это огромное! Мы рады, что задуманная нами игра показалась вам интересной. Вот первые тройки победителей по каждому из наших тематических разделов. Остальных героев, а также количество голосов, отданных за каждого из них, можно найти, кликнув на страницу голосования.

КИНО

● Андрей Звягинцев (режиссер) — 1742 голоса

● Кирилл Серебренников (режиссер) — 1571 голос

● Антон Долин (кинокритик, главный редактор «Искусства кино») — 893 голоса

ИСКУССТВО

Duran/Дюран (анонимный художник-комиксист, блогер «ВКонтакте») — 2134 голоса

Pussy Riot (арт-группа) — 1912 голосов

● Александр Гудков (архитектор российского кэмпа) — 1275 голосов

СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА

Noize MC (музыкант) — 6357 голосов

● Земфира (музыкант) — 5581 голос

Oxxxymiron (музыкант) — 3024 голоса

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА

● Карина Абрамян (PR-директор фирмы «Мелодия») — 1993 голоса

● Александр Сладковский (дирижер) — 1917 голосов

● Теодор Курентзис (дирижер) — 1767 голосов

ЛИТЕРАТУРА

(без учета накруток)

● Захар Прилепин (писатель) — 4492 голоса

● Дмитрий Быков (писатель) — 4236 голосов

● Виктор Пелевин (писатель) — 2183 голоса

Здесь приходится сделать оговорку. Литературное поле в ходе этого голосования оказалось самым конфликтным (а страсти вокруг места в топе — самыми бурными: наши счетчики показывают динамику, которая заметно выбивается из общей картины голосований в соседних разделах). Несколько раз в определенные моменты времени пользовательская активность достигала пиковых значений, а разница во времени между голосами, отданными за одного и того же кандидата, исчислялась секундами. Все это касалось двух кандидатов, претендовавших на победу. В этом случае приходится говорить либо об искусственной мобилизации фан-групп, либо о технических накрутках с использованием разных IP. Очевидные накрутки (например, активное голосование с одного IP) были, конечно, сняты. В результате редакция приняла решение опубликовать итоги этого голосования, не снимая проблемные голоса, но и не отдавая при этом первенство ни одному из двух лидеров. Мы считаем, что первое место в рейтинге занимают оба претендента, поскольку подсчитать реальное число голосов, отданных за каждого, в итоге не представляется возможным.

ТЕАТР

● Кирилл Серебренников (режиссер) — 1347 голосов

● Олег Табаков (актер, режиссер) — 599 голосов

● Борис Юхананов (режиссер) — 517 голосов

МЕДИА

● Юрий Дудь (журналист, блогер) — 1878 голосов

● Павел Дуров (создатель «ВКонтакте» и Телеграма) — 1174 голоса

● Алексей Навальный (блогер, политик) — 897 голосов

ОБЩЕСТВО

● Защитники Шиеса (общественное движение) — 3049 голосов

● Алексей Навальный (политик) — 2040 голосов

● Юрий Дмитриев (историк-краевед) — 1345 голосов

Такие результаты. У нас еще будет возможность обсудить их и с экспертами, и с вами, дорогие читатели, а пока всего несколько замечаний, прежде чем мы предоставим слово редакторам разделов — тем, кто составлял списки для голосования и с волнением ждал финала.

Прежде всего, пора ответить на самый справедливый из упреков, не раз предъявленных редакции с момента начала голосования, — а если честно, то мы слышим его каждый раз, когда затеваем эту (осознанно провокативную) историю. Вы правы: любые рейтинги, конкурсы, топы и пузомерки к концу 2019 года выглядят немного старомодно. И потому, что профессиональные поля чем дальше, тем больше расширяются и дробятся на десятки разных полянок, каждая из которых заслуживает интереса. И потому, что в нынешней общественной ситуации вера в то, что в каждом виде искусств существует кто-то «главный» — лучший режиссер, первый поэт, безусловный претендент на призовое место, — кажется пародией на российскую политическую реальность с ее безальтернативным и несменяемым лидером и безнадежными поисками преемника. Мы это все понимаем.

И тем не менее продолжаем устраивать эти голосования — потому что их результаты дают нам уникальную возможность узнать, что именно кажется важным, интересным, актуальным вам, нашим читателям. Год назад мы писали о том, как интернет буквально смел с лица земли привычную иерархию публичных интеллектуалов: в первой тройке нашего голосования «Есть ли в России моральные авторитеты» оказались видеоблогер Илья Maddyson, хозяин «Двача» Нариман «Абу» Намазов и Алексей Навальный — политик, основной площадкой и аудиторией которого является блогосфера. Сегодня мы видим, что культурная сцена — какой видите ее вы — продолжает меняться. В какую сторону?

1. Работает и продолжает работать логика общественной солидарности. В первых строчках голосования в разделе «Общество» — защитники Шиеса и Юрий Дмитриев. После дела «Седьмой студии» Кирилл Серебренников, возглавляющий список раздела «Театр» и стоящий на втором месте в рейтинге раздела «Кино», стал фигурой беспрецедентного консенсуса экспертного сообщества и широкой аудитории, оппозиционеров и государственников. На втором месте в разделе «Искусство» — Pussy Riot: это своего рода образец того, как искусство становится политикой, а политика — искусством.

2. Все больше фигур, занимающих в рейтингах первые строчки, оказывается там без помощи привычных культурных институций. И нам кажется, что их будет становиться еще больше.

3. Как и женщин. В прошлогоднем рейтинге моральных авторитетов первая женщина появляется на двадцатом месте — это Чулпан Хаматова. Приятно видеть в сегодняшних результатах и Pussy Riot, и Земфиру, и Карину Абрамян. Женщины в публичном пространстве будут становиться еще заметнее, и их будет все больше. Вот увидите.

4. И, наконец, эти результаты — с привычными фигурами, не меняющимися с конца нулевых годов (а то и с начала), с новыми именами, не все из которых доберутся до следующего голосования (нет, мы не знаем, кто именно!), с поразительно разной картиной мира в разных разделах — эти результаты говорят о том, что все движется и меняется буквально на наших глазах. Отсутствие единства, зыбкость и неопределенность конфигураций могут внушать тревогу. Но можно считать ее и обещанием чего-то нового. Новой культурной реальности — или хотя бы нового культурного года.

А теперь пора высказаться тем, кто готовил голосование, — редакторам тематических разделов. Чего они ожидали, что увидели, чему обрадовались, чем были разочарованы? Читайте их личные итоги голосования «Культурные герои десятилетия»! А перед самым Новым годом ждите от нас специально подготовленного материала в разделе «Общество».

Василий Корецкий, раздел «Кино»

Судя по преференциям голосовавших, священной фигурой для русской культуры по-прежнему остается романтический образ Художника: самобытного, немного надменного, немного проповедующего, находящегося не в ладах с властью, но не откровенного маргинала или диссидента, как Сенцов — или Сокуров, не устающий портить праздники своими «неуместными» речами о беспределе и упадке.

Но реверансы в сторону Творца не отменяют нужды в фигуре Учителя — народника, культуртрегера. Антон Долин, сделавший невозможное — вернувший массового зрителя авторскому кино, и Сокуров с его хождением в Нальчик — идеальные кандидаты на эту роль. Пройдут годы, и обученный ими зритель начнет различать и другие имена и лица в русском кино. Не верите? Можем повторить лет через пять.

Надя Плунгян, раздел «Искусство»

Главным событием этого голосования является то, что в нем однозначно победили: 1) независимые художественные инициативы, которые не связывают себя с институциями, выставочными площадками или «актуальными» пространствами (победитель Дюран, заметно обошедший Pussy Riot, Павленского и «Войну», «Тихий пикет» Дарьи Серенко, Паша 183, Тимофей Радя); 2) «народные герои», чей медийный вес стал результатом их диалога с обществом (Александр Гудков, Гоша Рубчинский, Илья и Эмилия Кабаковы, «Архнадзор»).

Другое главное событие по-своему подтверждает сказанное в моей итоговой статье: графика и цифровое искусство приходят на место перформанса, значимые высказывания делаются простыми средствами на массовых сетевых платформах, где первое место принадлежит «ВКонтакте».

Поскольку голосование распространялось на свободных площадках и за пределами музейных соцсетей, оно не содержит помех в виде накруток в пользу той или иной госструктуры и дает ответ на вопрос, как в сегодняшней России создать действительно популярный художественный жест.

Глеб Морев, раздел «Литература»

Чуть больше 26 тысяч человек проголосовало в разделе «Литература». Первые три места достались Захару Прилепину, Дмитрию Быкову и Виктору Пелевину. Предсказуемо победила беллетристика (не путать с прозой). Любопытно, однако, как проходило голосование. Основная борьба развернулась между Быковым и Прилепиным. Вот полная картина развернувшейся драмы (после снятия явных накруток у обоих).

Как видим, достаточно низкая активность сменяется пиками поданных голосов. Причем Быков явно гонится за Прилепиным и на стадии первоначально объявленного завершения голосования побеждает его. Однако редакция продлевает голосование, и Быков начинает отставать. Неровные, но мощные удары со стороны поклонников Прилепина в последние четыре дня решают исход схватки — группе поддержки Быкова не хватило рывка и мобилизации.

Для сравнения заметим, что среди голосов, поданных за Пелевина, накруток практически не выявлено.

Понятно, что собственно к литературе все это отношения не имеет: и Быков, и Прилепин практически неразличимы в эстетическом смысле, зато полярны в смысле идеологическом. Традиционно для России на литературном поле вновь происходит выяснение общественно-политических отношений. Все это говорит о сохранении высокой идеологической заряженности и расколотости российского общества. Политизированность той или иной литературной фигуры сильно добавляет ей общественного внимания. Опережающий и Быкова, и Прилепина по тиражам и поп-культурному статусу Пелевин проиграл именно поэтому — из-за своей принципиальной непубличности и дефицита прямых политических высказываний.

Денис Бояринов, раздел «Современная музыка»

Лидерство Noize MC в голосовании за героя десятилетия абсолютно заслуженное. Он был одним из первых на том пути, который сейчас ведет к успеху многих новых музыкальных героев, а формула этого успеха — хип-хоп, независимость поведения и свобода мысли. За это он заслуживает победы — и за песню «Все как у людей», выпущенную в этом году.

Екатерина Бирюкова, раздел «Академическая музыка»

Для меня в процессе голосования было много неожиданностей. И первая — победа над всеми большими именами музыкальной сцены талантливого менеджера и гения пиара Карины Абрамян. Не скрою, с большим удивлением я следила за тем, как ноздря в ноздрю шли Казань и Пермь — то бишь Александр Сладковский и Теодор Курентзис, соперники еще с петербургской студенческой скамьи. Я-то предполагала, что фан-клуб Курентзиса непобедим. Поразительно символично выглядят и другие «пары», разделенные буквально несколькими голосами: руководитель Большого Владимир Урин и уволенный им программный директор Михаил Фихтенгольц, диаметрально противоположные композиторы Владимир Тарнопольский и Илья Демуцкий, главы молодежных оперных программ двух столиц Дмитрий Вдовин и Лариса Гергиева. Главный мой вывод: музыканты — очень азартные люди, с детства привыкшие соревноваться.

Дмитрий Ренанский, раздел «Театр»

Победа Кирилла Серебренникова была ожидаема, предсказуема — и в конечном счете совершенно закономерна. Более того: если драматический фон процесса вокруг «Седьмой студии» и сделал голосование в разделе «Театр» протестным, то его результаты ничуть не погрешили против исторической справедливости. 2010-е были в России временем созидания новой театральной реальности — и мало кто сделал для ее строительства больше, чем основатель «Платформы» и «Гоголь-центра». Я, грешным делом, не верю в объективность любых «народных рейтингов» — но в первую его дюжину вошли ровно те имена, что возникают в нашем сознании, когда мы говорим о сегодняшней российской сцене: от Табакова до Угарова и Греминой, от Богомолова до Могучего, от Бутусова до Юхананова. Amen.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244568
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246155
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412781
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419274
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423369
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428675
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429346