17 февраля 2016Кино
210

«Я — плохой гражданин. Бывший кинокритик»

Дени Коте о «Борисе без Беатрис», участвующем в берлинском конкурсе

текст: Людмила Погодина
Detailed_picture© Getty Images

В конкурсной программе Берлинале недавно показали «Бориса без Беатрис», новый фильм франкофонного канадца Дени Коте («Вик и Фло увидели медведя»), гомерически серьезную историю нравственной трансформации олигарха русского происхождения, женатого на депутате парламента. Фильм вызывает очевидные ассоциации с историей Иова, роль Бога играет Дени Лаван, в эпизодической роли премьер-министра — широко известный в узких кругах режиссер эксцентричного гей-порно Брюс Ла Брюс. Людмила Погодина обсудила с Коте прямолинейность сюжета «Бориса», особенности работы с Лаваном и Ла Брюсом.

— У вас есть другие кинотатуировки, кроме Эйзенштейна во всю спину?

— У меня есть маленький Пазолини вот тут (показывает руку). Видите? Не всем удается разглядеть. Его, как правило, или сразу видят, или никогда. Мой мини-Пазолини. Знаете, что забавно? После мировой премьеры, когда первый раз привозишь новый фильм на фестиваль и приходит время давать интервью, всегда хочется делать это на родном языке.

— Но за пару дней вы уже нашли подходящие слова?

— Моя цель — написать пластинку, которую можно проигрывать каждый раз, когда даешь интервью. Ваша же работа — следить, чтобы я сам себя не повторял. Я знаю, о чем говорю, я сам был журналистом.

— То есть не стоит спрашивать, как вам в голову пришла идея фильма?

— Вообще-то у меня есть хороший ответ на этот вопрос, если вы не против. Все-таки вы только что посмотрели 90-минутный диалог мужчины с самим собой. Как сделать из этого фильм? Как изобразить Сознание? С помощью чего выразить абстрактные вопросы, которые переполняют героя? Первая искра, я подозреваю, зародилась во мне самом. Мне 42 года, я объездил весь мир со своим кино. Повезло, что и говорить, некоторые люди мне завидуют. У меня есть немного денег, и их хватало на то, чтобы каждый год из последних 10 лет снимать по фильму. Но однажды просыпаешься с вопросом: «А я вообще-то хороший человек?» Даже если я успешный человек. Как мне снять фильм, основываясь на этом ощущении? Для этого я придумал этого самонадеянного засранца и выстроил сюжет вокруг него. Я не говорю, что он — это я.

— Несмотря на то что героем стал бизнесмен из «высшего общества», можно считать, что его проблема применима ко всем слоям населения?

— То, что я сделал его буржуа, — чистая случайность. Просто до сих пор они никогда не фигурировали в моих работах. Никогда. Я вообще не знаю их среду обитания. Думаю, я уже достаточно снял фильмов о «низших слоях» населения, как «Вик и Фло увидели медведя», где главными героинями стали две женщины, вышедшие из тюрьмы. Разумеется, они жили в лесной чаще. До того был фильм «Керлинг» о мужчине, который вообще не разговаривал. Как сценаристу, в какой-то момент мне захотелось написать диалог, нарастить на нем немного мясца. И я решил, что на этот раз мои герои будут в ярком беспощадном свете, где они не смогут спрятаться и им придется оказаться лицом к лицу с камерой. Они образованны и могут за себя постоять с помощью риторики. Поэтому для меня речь шла не о классовой розни, а о силе искусства.

Кадр из фильма «Борис без Беатрис»Кадр из фильма «Борис без Беатрис»© Metafilms

— Поэтому вы начали фильм с того, что Борис встречается в чистом поле с вертолетом? Так вы передаете всю мощь искусства?

— Сцена с вертолетом — возможно, самая непонятная во всем фильме. Я так рассудил: это фильм о человеке, который сталкивается с собственными проблемами и ищет решение. Тут тебе в голову начинают приходить идеи, а из них рождается визуализация. Это можно называть символизмом или метафорой, я думал: «Он сталкивается с чем-то лицом к лицу… лицом к лицу…» — тут я представил прилетающий вертолет, который зависает в воздухе, и титры с названием фильма. Потом Борис начинает совершать маленькие поступки в своей жизни, чтобы что-то поменять в себе, и в какой-то момент его жена обретает дар речи, выходит из комнаты — сейчас это его настигнет, сейчас-сейчас! Постепенно проблемы начинают отступать. Мне, конечно, приходится вам это объяснять, но я надеюсь, что зрители смогут это сами почувствовать. Фильм — это поучительная сказка. Сказке, ко всему прочему, полагается быть наивной. Поэтому я позаботился о том, чтобы главный герой был богатым, сам на стороне правых, его дочь — на стороне левых; это очень примитивный расклад. А в конце этот загадочный человек, которого играет Дени Лаван, говорит: «Я возвращаю тебе твою жену, но ты по-прежнему под наблюдением». То есть Лаван просто садится за стол и объясняет весь фильм зрителям. Так в кино не делается! Это нелепо. Но именно так я и сделал!

— Иногда трансформации в кино кажутся выигрышными для персонажа, но когда Борис становится на путь исправления, история делается предсказуемой, ее начало выходит интереснее, чем финал.

— Я понимаю, о чем вы говорите. В конце он налаживает отношения с дочкой, с матерью, а мы еще и жену его возвращаем. Стандартный набор, казалось бы. Но, возможно, все эти люди — призраки, а разговаривает он все время с самим собой и больше там никого нет. И это не история об искуплении грехов: герой же не сделал ничего плохого.

— Несмотря на всю абстрактность сценарной конструкции фильма, вы умудрились добавить немного политического контекста. Его мало, но всплывает он регулярно — да что говорить, если жена Бориса работает в парламенте.

— Это больше игра, чем актуальный комментарий к политической ситуации. Что вам стоит знать о ситуации в Квебеке: франкоговорящая часть Канады — это 7 000 000 человек, окруженных 400 000 000 англоязычных канадцев. Мы всегда ведем себя как маленькая нация, 40 лет говорим об отделении от Канады, но не продвигаемся в этом вопросе. В Квебеке не принято обсуждать свой успех, свою прибыль. Когда ты начинаешь это делать, тебя одергивают. Мой герой — не типичный потомственный франкоканадец. Он — лицо современного Квебека, человек, который смело говорит: «У меня есть деньги и власть!» Но я не стремлюсь снять антибуржуазное кино.

— Вы не как Бунюэль?

— К Бунюэлю как раз у меня вопросов нет. Потому что это весело и непретенциозно. Я это обожаю. Но в сегодняшнем кино есть очевидная тенденция: если ты добавил в фильм богача — уничтожь его.

— Как Ханеке? У него неплохо получается.

— Полностью согласен. Мне нравится его кино, но как только начинается фильм, ты уже знаешь, как режиссер будет истреблять этих людей. Зачем повторять за Ханеке? Я решил: да, Борис богат, высокомерен, но мне хочется заглянуть в его глаза без упрека и просто ходить по пятам. Я знаю, что многие зрители только и ждут, чтобы я его размазал. Но я не буду делать это за социальный статус.

Кадр из фильма «Борис без Беатрис»Кадр из фильма «Борис без Беатрис»© Metafilms

— Почему вы все-таки выбрали форму сказки? Потому что хотели избежать социальной драмы?

— Я — плохой гражданин. Я не преуспел в политизированном кино. Я не снимаю фильмы, чтобы изменить мир. Я — бывший кинокритик, мои любимые режиссеры — формалисты, они играют словами. Я даже не самый подходящий зритель для социального реализма. Если я чувствую, что режиссер снимает кино, чтобы изменить мир — что вполне в порядке вещей, кино может быть двигателем перемен, — я понимаю, что принадлежу к другому семейству.

— Как вам в голову пришла идея пригласить Брюса Ла Брюса на роль премьер-министра?

(Смеется.) Хороший вопрос. Скажем, вот ты решил снять фильм, и по сюжету в нем появляется премьер-министр твоей страны. Нужно серьезно отнестись к кастингу. Позову ли я неизвестного актера из Торонто, надену на него костюм и назову премьер-министром? Это глупо. Мне необходима была культовая фигура. И это должен был быть Дэвид Кроненберг. Он согласился. До этого он снимался в нескольких хоррор-фильмах, но он стар, и у него проблема со связками — после 30 секунд разговора пропадает голос. И за два месяца до съемок мне позвонили и сказали, что Кроненберг не сможет принять участие. Я продолжил поиски суперзвезды, звонил голливудским агентам, как вдруг подумал о Брюсе Ла Брюсе. Сказал продюсерам — а они о нем никогда не слышали: «У нас осталось два месяца, мы ищем легенду, а ты предлагаешь этого парня! Кто он такой?» Я сказал: «Послушайте, те, кто его знает, сразу поймут юмор. Брюс Ла Брюс — премьер-министр! Подрывная шуточка». Те же, кто о нем никогда не слышал, даже ничего не заметят — премьер как премьер. Он хорошо справляется с заданием. Он, конечно, немного замкнут, нам пришлось ему помочь. Он был в ужасе, потому что никогда не стоит приглашать одного непрофессионального актера в окружение профессионалов, все может обернуться катастрофой. Но Брюс справился и был просто счастлив вернуться в Берлин на фестиваль. Кастинг — штука тонкая. То же самое касается Дени Лавана. Мне нужно было выбрать человека на роль Самосознания в гротескной сказке. Выбор был очевиден. Дени Лаван — это, знаете ли, Дени Лаван. Но мы оба понимали, что опасность таится в том, что Дени может неожиданно стать слишком Дени Лаваном. Однако я сказал: «Послушай, тебе не придется особенно двигаться».

— Трудновато с ним работать?

— О нет. Ему как будто семь лет, он совсем ребенок. Это лучшее человеческое существо, с которым мне доводилось работать. Невероятно приятный. На фестивале он мог показаться вам немного странным, у него сейчас личные проблемы, но те 10 дней в Квебеке я провел в компании ребенка. Он весь в своем собственном мире. В свободное время Лаван отправлялся на прогулку на два часа, собирал цветы в лесу, возвращался и делился с нами своими находками: грибами и листиками.

— Когда вы вообще начали смешивать непрофессиональных актеров с суперпрофессиональными?

— Смешивать точно не стоит, это слишком опасно. Если непрофессионал проваливается на фоне профессионалов — все выглядит трагично. А если внедрить одного профессионала в круг непрофессионалов, как это сделал Брюно Дюмон в «Камилле Клодель», это сработало только потому, что это Брюно Дюмон. Но Жюльет Бинош на фоне даунов и олигофренов создает опасный контраст. Если бы я снова взялся за малобюджетную картину, я бы набрал исключительно непрофессионалов. Не нужно вот этого кровосмешения.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244890
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246447
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413039
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419527
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423607
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428909
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429562