2 марта 2016Кино
136

«Он по-прежнему на связи с миром тайн!»

Том Хиддлстон — о Ле Карре, «Ночном администраторе», субъективности и различиях между шпионажем и актерством

текст: Людмила Погодина
Detailed_picture© BBC One

Накануне третьего эпизода сериала Сюзанны Бир «Ночной администратор» (экранизация первого после холодной войны романа Ле Карре, совместный проект BBC и AMC) Людмила Погодина поговорила с Томом Хиддлстоном, играющим того самого гостиничного менеджера, постепенно втягиваемого в шпионские игры. Хиддлстон вспоминает свою практику в отеле, первый прочитанный роман Ле Карре и дает урок актерского мастерства.

— Вы теперь, наверное, совсем по-другому смотрите на гостиничный персонал?

— О да. Когда я готовился к роли, то поработал одну ночь в большом отеле Rosewood в лондонском районе Холборн. Это настоящий театр! Все, что происходит в отеле, — представление, которое держится на скрупулезном планировании и внимании к деталям. И, как в театре, там есть сцена и закулисье. Ночным администратором там уже 25 лет работает невероятно милый человек, весьма почтительный. Даже слишком — он был настолько непреклонен в своих манерах, что все время относился ко мне как к гостю. Я ему сказал: «Вам придется это прекратить, потому что сейчас мы делаем одно дело!» Тогда только он немного раскрылся и рассказал, как вести себя с людьми, чтобы они чувствовали, что им рады. Это требует огромной дисциплины и самоотверженности. Очаровательно!

— Сотрудники Rosewood были похожи на персонажей фильма «Отель “Гранд Будапешт”»? Вы вообще, когда играли, имели в виду всяких знаменитых киногероев, работавших в отеле?

— Ну, мне страшно понравился «Отель “Гранд Будапешт”», но у моего персонажа немного другой... тон, я бы так сказал. Я больше фокусировался на предыстории Джонатана Пайна — на службе в армии, на его армейских навыках. Я представлял Пайна как нечто среднее между солдатом и ночным портье. Это человек, который наслаждается анонимностью униформы.

Ле Карре очень ловко распарывает швы, на которых держится британская идентичность.

— А что вы думаете об актуальности Ле Каре? Вам не кажется, что во времена соцсетей, когда люди непрерывно шпионят сами за собой, шпионские истории перестали быть комментарием к современной политике и перешли в разряд романтических легенд?

— Я уверен, что вокруг нас по-прежнему ведутся тайные переговоры за закрытыми дверями. Разговоры, от которых зависит национальная безопасность. Вы же наверняка не раз слышали эту формулировку «по сообщению нашего источника в правительстве» — из нее можно сделать вывод, что существует сложная сеть закулисных взаимоотношений. Да, мы живем в полупрозрачные времена, и тем не менее мы многого не видим и не слышим. А люди, которые прячутся и ведут свои внутренние игры, наблюдают за нами. Так что мне кажется закономерным, что шпионские истории возвращаются в моду. В новой, конечно, форме.

— Но все равно же Ле Карре писал о мире, которого больше не существует...

— Ну да, декорацией к его самым известным романам служит холодная война, а сейчас уже нет этого всепоглощающего страха, что начнется ядерная война между Востоком и Западом. Но есть другие страхи и другие враги, которых сложнее отследить и обнаружить. Поэтому его видение сложных сетей секретных взаимодействий, прячущихся под поверхностью, по-прежнему актуально. И сам Ле Карре по-прежнему находится на связи с этим миром тайн! С ним невероятно интересно общаться, его формулировки — четкие и красноречивые, и гнев его — праведный. Это удивительно порядочный человек, и это чувствуется в его текстах о людях, которым сходят с рук злодеяния. Я вообще фанат Ле Карре с 17 лет, после того как я заметил в отцовском шкафу «Шпион, выйди вон!» и прочитал его. Он, конечно, мастер шпионских триллеров, но еще лучше его талант проявляется в анализе британской психологии. Противоречий, которые таит в себе каждый британец. Того, чем мы гордимся и чего стыдимся. Постоянно меняющихся отношений нации с самой собой. Ле Карре очень ловко распарывает швы, на которых держится британская идентичность.

— Вы не находите ничего общего между вашим героем и Сноуденом, тоже прятавшимся в тени, пока не пришло время?

— Сноуден обладает особенным, уникальным бесстрашием. Этот человек вышел из недр самой американской системы наблюдения, он обычный парень по всем параметрам. Пайн в этом смысле совсем другой. Мне кажется, что его опыт военной службы плюс чувство вины и стыда вынудили его стать агентом спецслужбы. Потому что Ропер в исполнении Хью Лори — это человек, который делает прибыль на смерти. И, как бывший солдат, Пайн понимает последствия продажи оружия Ропером. Не просто понимает — знает по собственному опыту.

— Как вы считаете, фильмы — ну и вообще искусство — могут что-либо изменить в жизни?

— Конечно! Вот мою жизнь искусство изменило. Когда я был чуть моложе, то чувствовал особую связь с фильмами Майка Ли. Помню, как в шестнадцать смотрел «Тайны и ложь». Помню, как посмотрел «Преданного садовника» и осознал, что мир намного больше и сложнее, чем я думал. Часто искусство — это способ изучить предмет на эмоциональном уровне, более легком для восприятия, чем интеллектуальный, и при этом более глубоком. Однако в конечном итоге единственное, что способно изменить этот мир, — люди. Но искусство — одна из тех вещей, которые могут менять направление движения людей. Однажды в Лондоне я познакомился с хирургом, работавшим с «Врачами без границ» в зонах военных конфликтов. И он сказал, что стал ездить на войну после того, как посмотрел «Поля смерти».

— Ваш персонаж очень часто изображает эмоции, которых на самом деле не испытывает. Притворяется человеком, которым не является. Как вы играли такую игру в игре?

— Вот это было настоящим испытанием. У нас с Сюзанной (Бир. — Ред.) даже был долгий разговор на тему «Что такое хороший шпион?». Пайн — хороший шпион, потому что он плотно прижимает свои карты к груди. И открывает свою масть очень ограниченному кругу. Он также мастер саморепрезентации.

Мне не удается покерфейс, не могу сидеть с каменным лицом. И лжец из меня тоже никудышный.

— Вы же описываете идеального актера!

— Вообще-то нет. Мы играем шпионов, а они такие и есть. Для меня эта роль поднимает вопросы о природе субъективности, о самоидентификации. Все мы рассказываем самим себе собственную историю: вот кто я такой! Я — Том Хиддлстон, живу в Лондоне, родился там же, вот моя семья, у меня такое-то образование, так я одеваюсь, так разговариваю, вот мои друзья. И мы цементируем эту историю каждый день. При этом мы сами — вообще-то величина переменная. Сама наша природа предполагает трансформации, но многие не дают им проявляться. Шпионы подавляют свое внутреннее «Я» вплоть до того, что способны его вообще ликвидировать. К тому же эти люди идеально маскируются, изменяя свою внешность.

А актерская игра — это исследование. Исследование нашего потенциала быть разными. Каждый раз я бросаю себе вызов, стараясь брать как можно более непохожие друг на друга роли, чтобы найти связующую нить человечности между такими разными, на первый взгляд, людьми. Я нахожу свою работу гуманистической. Потому что разные люди очень часто руководствуются одним и тем же — потерями, любовью, горем. Все они одинаково ощущают боль и грусть.

— И каков же настоящий Джонатан Пайн в таком случае? Что он чувствует?

— Настоящий Джонатан Пайн очень одинок и грустен. Но у него есть четкие представления о том, что правильно, а что нет. Внимательно смотрите сцену, в которой Пайн откровенничает с Софи: там он настоящий.

— Вы играете в покер?

— Нет. Мне не удается покерфейс, не могу сидеть с каменным лицом. И лжец из меня тоже никудышный. Существует популярное мнение, что актеры умеют врать. Глупости! Многие актеры скажут вам, что наша обязанность — говорить правду. И причина, по которой вы верите актерам — если верите, если прониклись тем, что они делают, — в том, что им удалось выразить что-то правдивое в своей игре. Можно, конечно, сказать, что актер вводит вас в заблуждение, притворяясь своим персонажем. Но, с другой стороны, он предан чужой правде и искренне ее изображает. Именно это производит впечатление на зрителя, и именно поэтому зритель верит актеру.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245117
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246665
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413225
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419690
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423756
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429058
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429705