27 апреля 2016Кино
83

«Он покупает что-то в комиссионке, а потом рассказывает, что это досталось ему от известного художника»

Режиссер Херман Васке об арт-коллекции Удо Кира, бюстгальтерах и Жижеке

текст: Анна Меликова
Detailed_pictureХерман Васке и Удо Кир© Florian Luxenburger

Несколько дней назад в Москве закончился фестиваль фильмов об искусстве Perform. Одним из главных — и самых смешных — пунктов фестивальной программы был «Артоголик» Хермана Васке. Здесь Удо Кир, выступающий в амплуа знатока и неуемного потребителя современного искусства (причем часть его коллекции — это чистая мистификация), путешествует по важнейшим точкам европейского арт-ландшафта, от музея Штедель во Франкфурте до парижского Центра Помпиду. Анна Меликова поговорила с Васке о его режиссерском методе глубинного интервью, фейковой коллекции Удо Кира и о том, что такое креативность.

— Вы сделали много фильмов-интервью с известными людьми. Что для вас привычнее — говорить или слушать?

— Диалектический синтез — проводить интервью и давать интервью — это именно то, что доставляет мне удовольствие. Под конец дня приятно просто вести интересный разговор. Это как хорошее чтение по утрам. Я работал как-то с Питером Устиновым, который снялся в рекламе для The Guardian: сидел за столом, пил кофе, читал газету и говорил: «Я люблю читать по утрам». А я люблю хорошие разговоры.

— Для своих фильмов вы часто выбираете героев-проводников, так называемых Вергилиев, которые осуществляют экскурс в знакомую им тему: Жижек в «Балканском духе», Деннис Хоппер в «The Fine Art of Separating People from Their Money», Удо Кир в «Артоголике».

— Это не всегда так. У меня есть, например, нарративный фильм с Харви Кейтелем «Кто убил идею?» или фильм «Нашествие идей», в котором я сам опрашиваю множество людей, ученых и художников, чтобы разобраться в природе идеи. А Удо Кир просто оказался идеальным персонажем, символизирующим для меня потрясающего артоголика.

— Но изначально вы хотели сделать этот фильм с Деннисом Хоппером?

— Да, мы были в Мюнхене, в Пинакотеке современного искусства. И Деннис рассказывал мне потрясающие истории о Блинки Палермо, Энди Уорхоле, Эде Рушее… И обо всех тех людях, с которыми он тусовался еще до того, как сам стал частью так называемой западной арт-сцены. Вечером в тот же день я разговаривал с журналистом из Süddeutsche Zeitung, и он мне сказал, что хотел бы присутствовать при нашем разговоре. Сначала мы хотели сделать этот фильм с Деннисом, но судьба распорядилась иначе: он умер. Потом я поехал в Канны и встретил там на официальном приеме Удо Кира.

— Это как раз был год «Меланхолии» Триера?

— Да, после той скандальной пресс-конференции... И на этом приеме были какие-то забавные спонсоры, которым казалось, что очень круто, если всю дорогу Удо будет размазывать краску по большому мольберту. И это правда было круто: он был словно одержим и совершенно не замечал, что происходило вокруг него. Подвыпившие люди, которые сновали туда-сюда, совершенно его не волновали. Он был настолько сконцентрирован! Тогда я решил с ним заговорить и рассказал ему о своем концепте артоголика. И он сразу же понял, о чем идет речь.

Кадр из фильма «Артоголик»Кадр из фильма «Артоголик»© Hermann Vaske's Emotional Network

— Вы сразу решили, что Кир будет посещать только те музеи, с которыми у него связаны какие-то личные истории?

— Да, Удо ведь должен был от чего-то отталкиваться. И он мог отталкиваться только от личностей художников. Он мог начать с Уорхола, с Оденбаха, с Мэпплторпа. Но он не арт-критик, не академик. Мы не пытались рассказать историю современного искусства. Кир обладает определенной долей неуважения к искусству. То есть он может пройти мимо картины и не кланяться ей, как иконе. Искусство — просто часть его жизни. При этом у него большая коллекция предметов искусства, он сам периодически что-то такое создает или покупает что-то в комиссионке, а потом рассказывает журналистам, что это досталось ему от какого-то известного художника.

— Например, олень, которого он выдает за произведение Джеффа Кунса, — у вас об этом было в фильме.

— Да, у этого покупного оленя не хватало ноги, и Удо помазал красным лаком, будто то была кровь. И это вполне было похоже на работу Кунса. В этой мистификации Кир сам выступил художником.

— Алкоголики не испытывают никакого удовольствия от поглощения спиртного. Они просто пьют. Можно ли то же самое сказать об артоголиках?

— В этом весь вопрос. Конечно, наступает в какой-то момент передозировка, когда уже не можешь видеть искусства. Или видишь только то, что знаешь. Зрители как раз должны об этом поразмыслить.

— В тот момент, когда Кир уже пресытился искусством, он встречается в Копенгагене с Ларсом фон Триером. Чья это была идея — оставить сцену их встречи без слов?

— Ну, во-первых, в это время Ларс как раз соблюдал обет молчания, данный из-за скандала на Каннском фестивале. Так что молчащий Триер — это было концептуально. Во-вторых, когда я учился в киношколе, нам говорили, что это большой вызов для режиссера — сделать фильм без слов. Или хотя бы сцену. У Ларса с Удо давние творческие отношения. Все началось с «Медеи», где Кир должен был играть Ясона. Он был еще достаточно молод и не очень подходил для этой роли. Ларс сказал ему: «Ты должен приехать в Копенгаген, не брейся, пусть у тебя отрастет борода, я должен продать тебя как царя». Когда начались съемки, Ларс дал ему указания: «Не играй. Просто будь. У тебя будет собака, будет лошадь, будет кольчуга. Этого достаточно. А сам ты просто должен быть грустным царем». И в этой молчаливой сцене в «Артоголике» чувствуется, что они очень близки. Они оба просто существуют в кадре.

Кадр из фильма «Артоголик»Кадр из фильма «Артоголик»© Hermann Vaske's Emotional Network

— Во Франкфурте Удо проходит сеанс психоанализа, на котором рассказывает о своем тяжелом детстве. Это постановка — или его реальная спонтанная речь?

— Это все вышло спонтанно. Просто так получилось, что в кабинете ректора Städelschule Николауса Хирша стоит копия кушетки Фрейда. Я не мог не использовать ее в фильме, ведь эта кушетка повлияла на все искусство XX столетия. Николаус оказался хорошим психоаналитиком. Я когда-то делал книгу о креативности, для которой работал с одним психологом. И он сказал мне: в любой психоаналитической сессии максимум на 5-й минуте любой клиент упоминает свою маму. С Удо произошло то же самое. К тому же у него тогда умерла собака. А я не знаю ни одного другого человека, который бы в возрасте 70 лет каждый день созванивался со своими собаками. Детская наивность — это хорошая предпосылка для креативности.

— Вы сделали фильм, где в разговорах со многими известными людьми пытаетесь узнать, что такое креативность. Какой ответ запомнился вам больше всего?

— Ответ Оскара Нимейера, бразильского архитектора, которому тогда было уже больше 100 лет: он сказал, что его больше всего поражает бисиклета, «удар через себя в падении» в футболе. И это тоже имеет отношение к креативности. Не важно, в чем она — в здании, в футболе, музыке или фильме.

— Вы поддерживаете связь с теми, кого снимаете в ваших фильмах? Предлагаете им поучаствовать в ваших новых проектах?

— Да, со многими. Например, я делал фильм о нижнем белье для проекта «Разговоры о теле — 100 лет бюстгальтеру». И думал снова пригласить Жижека, ведь он был женат на аргентинской модели нижнего белья. Жаль, из этой затеи ничего не вышло. У меня даже снималась Анджелина Джоли, но это не означает, что мы созваниваемся каждый день.

— Кстати, другие герои фильма «Балканский дух» не были против ее участия? Я знаю, что многие сербы терпеть не могут ее фильм «В краю крови и меда», где боснийская война показана однобоко. Например, Кустурица, который тоже появляется у вас в фильме.

— С Кустурицей я договорился раньше, чем с Джоли, так что он тогда вообще еще не знал, что она тоже будет сниматься. Политика — это всегда конфликтная вещь, и для меня было важно соединить эти противоборствующие голоса в своем фильме. Когда я представлял свой фильм в Стамбуле, какой-то человек из зала сказал, что он лично оскорблен присутствием в фильме Анджелины Джоли. А я ответил, что креативность должна быть гарантом великодушия и толерантности. И зал разразился аплодисментами.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20248531
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415197
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202419576
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202424812
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426303