7 сентября 2016Кино
331

Красавец и чудовище

«Хищник»: от Рифеншталь до Корецкого

текст: Станислав Ф. Ростоцкий
Detailed_picture© Amercent Films

С 9 по 11 сентября в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге пройдут показы отреставрированных «Хищника», «Мухи» Кроненберга и «Нечто» Карпентера (расписание показов — тут). Мы уже писали о новой актуальности, которую приобрела «Муха» в 2010-х. А теперь эксперт в области жанрового кино 80-х Станислав Ф. Ростоцкий рассказывает о метаморфозах «Хищника» по ту и эту стороны железного занавеса — в 80-х и 2010-х.

Уверенно одолев в премьерный уикенд «Иствикских ведьм» (еще одну прогремевшую в том сезоне командную историю о борьбе с посланцем из иного мира), «Хищник» Джона Мактирнана стал одним из ударных хитов лета-1987. По итогам американского кинопроката за год затейливо перемазанный фальшивой грязью Арнольд Шварценеггер (критик Найджел Эндрюс отмечал, что «краска наложена так, что подчеркивает и увеличивает его скулы, а грим на лбу придает лицу мстительно-хмурый вид божества») обставил и Робокопа, и Джеймса Бонда, и самого себя в «Бегущем человеке». А всего по миру фильм собрал без малого сто миллионов долларов. Но как бы ни был фактурен и внушителен этот Немалый Голландец (лейтмотивом фильма стали кадры, в которых Арнольд на крупном плане медленно поворачивает голову к камере, словно юберменшевский бюст из пролога «Олимпии») и как бы рецензенты ни поминали в связи с ним Гильгамеша и Беовульфа, довольно быстро стало понятно, что истинным виновником торжества оказался все-таки не Шварценеггер, а его поверженный антагонист.

За погибшим космическим охотником неизбежно должны были, пощелкивая мандибулами, явиться другие, распространяя экспансию далеко за пределы не только латиноамериканских джунглей, но и киноэкрана вообще. Одновременно с выходом фильма компания Activision выпустила компьютерную игру «по мотивам» — первую из более чем двух десятков последовавших, но откровенно бестолковую даже по бесхитростным аркадным меркам того времени. Еще до того, как череп ксеноморфа из «Чужого» мелькнул в череде охотничьих трофеев в «Хищнике-2», противостояние двух самых свирепых «извергов Вселенной» нашло отражение в соответствующей серии комиксов и разрослось впоследствии до могучей самостоятельной франшизы. После Чужих один из соавторов сценария, Джим Томас, лелеял идею стравить Хищника с черепашками-ниндзя, но до этого все-таки не дошло. Впрочем, и в отсутствие Рафаэля с Донателло Хищнику было чем заняться: в процессе сафари по сопредельным комиксовым вселенным ему приходилось воевать с Суперменом, Бэтменом, Терминатором, Судьей Дреддом и даже Тарзаном (последний кроссовер, несмотря на дикость исходного посыла, на деле оказался самым лихим и увлекательным, да еще и с отчетливой экологической ноткой).

© Amercent Films

Но, пожалуй, самые поразительные метаморфозы Хищник претерпел в области паралитературы. Новеллизацию первого фильма заказали Полу Монетту, весьма примечательному персонажу той эпохи, поэту, гей-активисту и автору литературных адаптаций фильмов «Вампир Носферату» и «Лицо со шрамом». Ожидаемых однополых коннотаций в творении Монетта напрямую не ощущается, гораздо больше проблем связано с тем, что к работе писатель приступил еще до того, как был утвержден окончательный дизайн заглавного персонажа. В результате вместо канонического звездного ландскнехта с дредами в джунглях лютует покрытая технологичной голубоватой чешуей прямоходящая ящерица размером с гориллу. Которая тем не менее не только обладает уникальной способностью к маскировке, но и умеет при необходимости превращаться в птицу и управлять разумом диких животных. Кроме того, Билли, сыгранный в фильме Сонни Лэндэмом, оказался на всякий случай снабжен не только индейским происхождением, но и экстрасенсорными способностями. А Голландцу для того, чтобы взорвать в конце концов инопланетный корабль, понадобилось — в полном соответствии с «Песней о вещах» Михаила Боярского — одно-единственное копье.

© Amercent Films

Однако еще интереснее разобрались с сюжетом по нашу сторону госграницы, от которой «Хищника» почти до самого начала 90-х, случалось, разворачивали: со страниц специализированной прессы таможенные эксперты инкриминировали фильму присутствие «отчетливого антисоветского душка» из-за сцены, в которой военные советники на партизанской базе перекидываются угрожающими фразами на довольно чистом русском языке. Душок, впрочем, не помешал фильму стать в СССР стопроцентно культовым с самого момента его появления на видеорынке. К «Хищнику» относились по-свойски, почти по-родственному, как к «Чапаеву» или «Илье Муромцу», — незабываемы бурные и искренние аплодисменты, которыми почтенная публика кинозала Центрального дома художника встретила проецируемую с довольно потертой кассеты на относительно большой экран финальную схватку красавца и чудовища; кто-то даже порывался вставать. И как-то совершенно неудивительно, что именно «Хищник», разбитый на несколько фрагментов, но от начала и до самого конца, был показан одним чудесным вечером начала все тех же 90-х в рамках программы «Добрый вечер, Москва». А кроме того, если верить авторским примечаниям, с 1994 по 2012 год создатель «Антикиллера» и пары дюжин других супербестселлеров Данил Корецкий работал над романом «Охота на Охотника», который по выходе в свет не вошел в число наиболее популярных книг автора, но заработал, пусть и в гораздо более узких кругах, культовый статус, вполне сопоставимый с оригиналом. Начало «Охоты» представляет собой почти покадровый пересказ до боли знакомой истории с незначительными изменениями (Голландца здесь, например, называют Британец), с исходным сюжетом Данил Аркадьевич разбирается странице к 80-й, и дальше фантазия разыгрывается не на шутку: «действие происходит на фоне конкуренции разных спецслужб, организованной преступности, повстанцев и наркоторговцев», а ко всему прочему здешний Хищник (то есть Охотник) еще и умеет клонировать своих жертв, что выносит повествование в совсем уж филипдиковские дали. Но неизменный и прекрасно знакомый всем постоянным читателям Корецкого «аромат хорошо прожаренного мяса» пробирается в конце концов и сюда.


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244852
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246413
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413007
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419500
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423578
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428886
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429540