6 октября 2016Кино
143

«Ничего загадочного в этих людях нет»

Джонатан Литтелл — об африканских солдатах-невольниках и своем фильме «Неправильные элементы»

текст: Алексей Артамонов
Detailed_pictureКадр из фильма «Неправильные элементы»© Le Pacte / Festival de Cannes

Фильм репортера и писателя Джонатана Литтелла «Неправильные элементы», показанный недавно в Санкт-Петербурге на «Послании к человеку» и буквально вчера в московском ЦДК, — это сделанный по проверенным лекалам Ланцмана и Оппенхаймера репортаж-реконструкция одного из эпизодов кровавой новейшей истории постколониальной Африки — войны Господней армии сопротивления, боевой протестантской секты, выступающей за построение теократического государства, против правительства Уганды (военные действия велись также в Южном Судане и в Демократической Республике Конго, где находились базы ГАС). Как и многие другие повстанческие армии, ГАС использовала детей-солдат, находя этой практике теоретическое обоснование — дети еще не испорчены, относительно безгрешны, а потому наиболее пригодны для построения нового, чистого, мира (война представлялась бойцам ГАС средством очищения общества от «неправильных элементов»). Детей не рекрутировали, но просто похищали, а потом силой автомата и убеждения заставляли встать в строй. В начале 2000-х этим солдатам-пленникам была дана амнистия, после недолгого пребывания в реабилитационных лагерях они вернулись к мирной жизни. Литтелл встречается с несколькими бывшими партизанами, и те пускаются в подробные, местами довольно ностальгические воспоминания о жизни в лесу, то жалуясь на тревогу и ночные кошмары, то с добрым смехом вспоминая былые походы. Видно, что герои фильма толком и не поняли, что именно с ними произошло. Как будто они жили в своих деревнях детьми, были похищены, воевали с правительством и, повзрослевшие, вернулись к прозе мирной жизни — но так ни разу и не пришли в сознание. Алексей Артамонов расспросил Литтелла о том, насколько его герои на самом деле были склонны к рефлексии, в чем заключается их настоящая драма и что кроме слов скрывается в человеческой памяти.

— Для большинства российских зрителей война Господней армии сопротивления против правительства Уганды — просто еще один эпизод нескончаемой гражданской войны, которая идет по всей Африке уже полвека. Почему вы заинтересовались именно этим противостоянием, почему именно ГАС?

— Я работал журналистом и в 2010—2011 годах сделал несколько больших материалов из Конго для Le Mond; ГАС была в это время еще очень активна. Первый раз я приезжал с фотографом, и мы были больше сфокусированы на жертвах этой войны. Второй раз я был уже с армией — этот визит вы и видите в фильме. Мы отслеживали людей в джунглях. В общем, с самого первого визита в Африку я был захвачен этой темой, и, конечно, когда появилась возможность сделать фильм, я ею воспользовался.

— Что значит «отслеживали людей в джунглях»?

— Армия шла по следам ГАС. Вы знаете, что такое embedders? Так называются американские военные журналисты, работающие в составе воинского подразделения. Мы провели восемь дней со взводом, там было 45 человек, выслеживавших повстанцев. Я встретил четырех бывших солдат ГАС, которые стали работать на правительственную армию, помогали ей выслеживать партизан.

В общем, я всегда интересовался историями преступников, как вы, наверное, знаете. А этот конкретный случай интересен еще и тем, что преступники одновременно являются жертвами: их похищают детьми, пытают, избивают, запугивают, превращают в убийц. ГАС кажется мне интереснее остальных повстанческих групп в Конго, Либерии и Сьерра-Леоне потому, что в прочих случаях обычно используется алкоголь, наркотики, то есть дети там воюют совершено угашенные, они мало что понимают. А ГАС — пуританская организация, алкоголь и наркотики в ней под запретом. Так что это чистая идеология, политическая и религиозная индоктринация в чистом виде. Поэтому они гораздо лучше понимают, что они делают, и в большей степени способны рассказывать о своем опыте после.

— Тем не менее вы не очень много внимания уделяете тому, как функционирует эта идеология, и больше концентрируетесь на амбивалентности положения этих людей.

— Да, я хотел бы показать этот феномен во всей его полноте, но это очень сложно, фильм был бы слишком длинным, и зритель бы просто потерялся в нем. Мы отсняли кучу материала, но пришлось выбирать, сделать все попроще, сконцентрироваться на религиозном аспекте (религиозная составляющая здесь важнее политической). Конечно, у этого явления есть и другие стороны, кроме религиозной и политической, но мы не могли останавливаться на всех деталях, рассказать всю эту историю начиная с 1993 года, когда начались похищения детей в ГАС. Нужно было двигаться по прямой.

— Да, но и в выбранных фрагментах интервью с героями подобные вещи остаются за кадром.

— Ну вот помните эпизод, с которого начинается фильм, — бывшие солдаты ГАС изображают похищение крестьян, и один из них произносит политическую речь перед пленниками. В ней, в принципе, изложена вся суть этого феномена, основные положения идеологии ГАС, почему и против чего они сражаются. Именно поэтому я и включил этот эпизод в фильм. Ничего особенно загадочного в этих людях нет, раскрывать там нечего.

© Benedicte Kurzen / Noor

— Насколько важен для вас этот момент reenactment'a, проигрывания героями драматических и даже травматических ситуаций, которые происходили когда-то с ними?

— Я бы не назвал это проигрыванием, я думаю, это переживание ситуации. Конечно, таким образом я пытался сконструировать весь фильм — вернуть человека в его прошлое. Но я не давал им конкретных указаний, я просто говорил: «Покажите, как вы похищали людей» — или: «Давайте перенесемся в такое-то время и такое-то место — и дальше делайте что хотите». В эпизоде, снятом в Судане, например, единственное, что я срежиссировал, — попросил героиню приготовить курицу перед камерой, потому что именно этим она и занималась в отряде — готовкой. И все, что за этой просьбой последовало (трое героев разыграли целый эпизод из партизанской жизни, один даже забрался на дерево как дозорный. — Ред.), было чистой импровизацией, мы просто следовали за ними с камерой. И потом я задал им об этом какие-то вопросы. Но в целом да, этот метод — ключевой для всего фильма.

— Вот я и спрашивал о том, как вы этот метод понимаете, какого результата вы хотели добиться, применяя игровую реконструкцию.

— Ну, сегодня существует уже долгая традиция кино, построенного на подобном методе. Его изобрел Клод Ланцман в «Шоа», потом Ритхи Пань использовал в «S-21», Оппенхаймер в «Акте убийства». Зачем это делается, понятно: воспоминания не ограничиваются речью, есть и другой род памяти — память тела, память действий, чувственные впечатления. Вновь помещая людей в пережитые обстоятельства, ты запускаешь целый каскад самых разнообразных видов памяти. Материалы, которые мы сняли в Судане, очень хорошо это демонстрируют: вспомните эпизод, когда появляются вертолеты и герои полностью вспоминают и воспроизводят свои действия и жесты в ситуации вертолетной атаки, они ведут себя точно так же, как вели себя, когда были детьми. И это очень впечатляет. Так что этот метод действительно эффективен для того, чтобы вернуть болезненные и травматические воспоминания. Есть, конечно, и другие методы пробуждения памяти — например, рисование, и в фильме я также использую рисунки героев. Смысл в том, чтобы добраться до их настоящих воспоминаний, неважно, какую процедуру вы используете. Главное — вытащить их настоящие воспоминания.

— Но видите ли вы пределы выразимых, вербализуемых воспоминаний? Вы хотите их просто вернуть или нащупать границы этого материала?

— Все зависит от человека, от того, как он выдерживает ретроспекцию. Например, один из моих героев, Майкл, — очень ограниченный парень, ему было неинтересно возвращаться назад, в реальность своей памяти. Он придумал себе сказку, в которой он был хорошим солдатом на хорошей войне. А другой, Джеффри, как раз чувствовал вину и готов был идти гораздо дальше. Главное, что я понял во время съемок, — одного метода всегда недостаточно. Когда я предоставлял им свободу импровизировать, много чего вылезало наружу — но до определенной степени: всегда был какой-то предел, за которым что-то оставалось непроговоренным. Поэтому иногда мне приходилось задавать им прямые вопросы. Я говорил им: «Я видел то-то и то-то, но ты не рассказал мне о том-то и о том-то». Короче, тут хороши любые работающие средства. Я встречался с Ланцманом и спрашивал его о той сцене с Авраамом Бомба в Тель-Авиве (в лагере Бомба работал в зондеркоманде, был парикмахером, стригшим заключенных перед тем, как их запускали в газовую камеру. — Ред.), о том, как он сделал это. Ланцман ответил, что это была чистая прагматика. Он расспрашивал его прямо, и Бомба не мог говорить, он был парализован, отвечал на все вопросы: «Я не могу говорить». И тогда Ланцман снял его в парикмахерской за работой, просил показать, как тот стриг людей в лагере. То есть это был просто эмпирический подход.

А иногда не работает ничего. Мы общались с группой бывших солдат ГАС, которые пробыли в джунглях очень долго, 15—19 лет, вышли совсем недавно — двоих из них вы видите в прологе фильма, эти молчаливые фигуры в джунглях. Так вот с ними метод реконструкции совершенно не работал. Тут я просто задавал вопросы и получал четкие ответы. Один из них потом отправился в Сомали в составе группы миротворцев, и я просил продюсеров устроить нам командировку в Сомали, понаблюдать за ним во время миротворческой миссии — в надежде, что, может быть, там проявятся какие-то новые обстоятельства его прошлого. Но мы были очень ограничены в сроках съемки, так что пришлось эту затею оставить.

© Benedicte Kurzen / Noor

— Я спрашивал про пределы памяти, потому что в фильме Ланцмана, например, слова — вовсе не основной медиум. Ланцман доводит в разговорах своих героев до той стены, в которую упирается речь. Когда Бомба плачет перед камерой, именно его слезы, а не слова, говорят нам о его опыте.

— Я с вами не соглашусь. Мне кажется, слова невероятно важны. И в том конкретном случае Ланцман имел дело с жертвами, я же — с исполнителями. Когда Ланцман работает в «Шоа» с нацистами и снимает их скрытой камерой, это совершенно иной режим дискуссии. Только слова, только чистые факты, ему неинтересна их психология. А меня она интересует — так же как интересует Оппенхаймера или Ритхи Паня. Думаю, его «S-21» ближе к тому, что делал я, чем фильмы Ланцмана. Помните сцену с охранником камеры? Пань просит его подмести пол и т.д. — повторить свои привычные действия. Память там реконструируется через крайне интенсивную телесность.

— Вас, кстати, не пугало, что ваш фильм будут сравнивать с «Актом убийства»?

— Нет. Оппенхаймер работал над одной темой, я параллельно над другой.

— И в чем, по-вашему, основное отличие?

— Ну, как я уже сказал, мои парни были жертвами. Они не были добровольцами. А у Оппенхаймера — чистыми преступниками, убийцами. И эта амбивалентность — жертвы, которые стали преступниками, — была довольно специфической особенностью ГАС. А «Взгляд тишины» был сделан уже после того, как я закончил свой фильм. И в нем жертвы — это просто жертвы.

— Вы чувствовали дистанцию, отделявшую вас от ваших героев, — культурно-антропологическую, например? Или вы видели их просто людьми в экстремальной ситуации?

— Безусловно, второе. Общий язык можно найти с людьми любой культуры. Эти парни сначала общались со мной как с начальником, что немного доставало. Но со временем у нас установились вполне доверительные отношения. В конце съемок они сказали мне удивительную фразу: «Мы сделали это кино вместе с тобой, потому что хотели донести память до реальности». То есть они действительно присвоили себе этот проект, они не были просто инструментами в моих руках. Иногда они использовали меня, заставляли делать какие-то вещи не для фильма — то есть это был взаимовыгодный обмен.

Конечно, они живут в ином, как вы выразились, антропологическом контексте, нежели европейцы. И я хотел бы подробнее остановиться на нем, показать еще полчаса материала про лагеря беженцев, например. Но мне кажется, что местную реальность я вполне обрисовал — ландшафты, города, заправки, мобильные телефоны, люди, живущие в буше, в полях. Все это выдает общую антропологическую, структурную, я бы сказал, реальность. Я был ограничен и вынужден, как любой режиссер, балансировать между локальным и универсальным. Как сформулировала Маргерит Юрсенар в своем рассказе «Контрольный выстрел»: «Каждая война имеет местный вкус, как хлеб или картошка. Но в то же время война — это всегда война».

— Но насколько зрителю в действительности доступен опыт этих людей? И насколько испытали его вы?

— Я не могу говорить за зрителя. Но как режиссер я сделал все что мог. Конечно, всегда есть дистанция между документалистом и его персонажами — и в фильме я ее сознательно обозначаю.

— Музыкой?

— Музыкой, закадровым голосом. Само мое положение постороннего задает ее.

— А какова у вас вообще была основная установка в отношении формата фильма? Каким принципом вы руководствовались, выбирая тот или иной материал для окончательной версии?

— Мне сложно ответить на этот вопрос. Перед началом съемки у меня была некая общая картина фильма, но реальность настолько не соответствовала этому плану, что мне приходилось принимать решения по ходу работы, ситуативно. Сцены в джунглях, от которых осталось всего несколько минут в прологе, были изначально куда более важными. В этом — магия документального кино: никогда не знаешь, что ты найдешь, с чем столкнешься в процессе съемок.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20248471
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415137
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202419520
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202424761
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426253