25 октября 2016Кино
277

«Красная черепаха», документальная анимация, Пярны и Петров

Что смотреть на X Большом фестивале мультфильмов

текст: Дина Годер
Detailed_pictureКадр из мультфильма «Красная черепаха»© Studio Ghibli

Большой фестиваль мультфильмов всегда начинается где-то в районе Международного дня анимации, который традиционно празднуют 28 октября. А потом он занимает два уикенда и неделю между ними, выпадающую на школьные каникулы. В этот раз БФМ откроется 27 октября в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» полнометражным фильмом «Красная черепаха» — полусказочными приключениями молодого героя на необитаемом острове, снятыми одним из самых тонких режиссеров в современной авторской анимации, голландцем по имени Михаэль Дюдок де Вит, — но, ко всеобщему удивлению, не в Европе, а на легендарной японской студии Ghibli. «Черепаха» — дебют де Вита в полном метре, и все любители анимации замерли в предвкушении: ведь его оскароносного «Отца и дочь» многие из них считают своим любимейшим мультфильмом.

«Красная черепаха» (Михаэль Дюдок де Вит)

Фильмом закрытия станет «Луиза зимой», снятая французским мэтром анимации Жаном-Франсуа Лагиони. Это светлая и печальная — хотя и полная юмора — картина о старости, главная и единственная героиня которой — старая Луиза, случайно оставшаяся зимовать в опустевшем курортном городке (вот и сравним, как два таланта подошли к «теме Робинзона» в фильмах открытия и закрытия).

«Луиза зимой» (Жан-Франсуа Лагиони)

Традиционно программа БФМ разделяется на три блока: основной, детский и специальный, для любителей анимации. В основном блоке всех обычно интересуют, в первую очередь, три раздела самой свежей анимации. Первый — «Премьеры». Это новейшие российские фильмы (в этом году их пять программ), разделенные по возрастному рейтингу. Взрослым советую обратить особое внимание на программу «До любви» (18+), где особенно много призовых картин, и, в частности, на страшноватую сказку «Среди черных волн» Анны Будановой из Екатеринбурга — еще почти никем не виденную в России, но за последнее время наполучавшую множество мировых наград.

«Среди черных волн» (Анна Буданова)

Второй раздел — «Победители». Это зарубежные мультфильмы, награжденные на солидных международных фестивалях за последний год; их четыре подборки. Тут трудно выделить какую-то одну программу, все кино очень хорошее и разное, но если хотите ничего не пропустить, идите прямиком на «Ночь победителей» в «Пионер» в субботу, 5 ноября, где покажут все подряд. Вот вам для затравки смешное кино из программы «Декорация», где осторожный папа-опоссум читает детям на ночь азбуку несчастий, которые люди приносят животным.

«Бедствия, катастрофы и просто несчастные случаи» (Джеймс Каннингем)

Ну и третий конкурсный раздел — «Молодая российская анимация»: тут показывают лучшие дипломные и курсовые мультфильмы, снятые за последний год российскими студентами у нас и за рубежом. Вот, например, такое стильное кино выпускницы Британской школы дизайна Арины Шабановой о дороге из Москвы домой в Геленджик.

«Где-то» (Арина Шабанова)

Главный гость БФМ в этом году — Александр Петров из Ярославля, единственный режиссер в российской анимации, номинировавшийся на «Оскар» четыре раза и получивший награду Американской киноакадемии за фильм «Старик и море». Две программы ретроспективы Петрова включают и ранние его картины, где он работал как художник с другими режиссерами уже в своей фирменной технике «ожившей живописи», и самые знаменитые его режиссерские работы. А 4 ноября можно будет прийти на встречу с Александром Константиновичем, где он расскажет о своей работе, покажет малоизвестные фильмы (в том числе и рекламу), эскизы, наброски и незаконченные сцены из картин. Вот, например, детский фильм «Добро пожаловать», где Петров был художником.

«Добро пожаловать» (1986 г., режиссер — Алексей Караев, художник — Александр Петров)

Еще в основной программе есть два ударных блока. Во-первых, три подборки «Мультфильмов со смехом» — от черного юмора и абсурда до развеселых комедий. Например, один из первых фильмов, прославивших остроумного аргентинца Хуана Пабло Зарамеллу, — «Ляпсус».

«Ляпсус» (Хуан Пабло Зарамелла)

И во-вторых, «Документальная анимация» — жанр, не очень известный в России, но крайне важный сегодня для мирового кино. В этом блоке будут две подборки, демонстрирующие разнообразие вариантов подхода к теме — от трагических признаний человека, отправившего брата на смерть («Last Day of Freedom», номинант на «Оскар» этого года в категории документального кино), до анимированных иллюстраций в газете и найденных на свалке фотопленок, оживших предметов и говорящих частей тела, много сообщающих нам о мире и своих хозяевах. Кроме того, в программе — ретроспектива фильмов шведского режиссера Юнаса Оделла, увлеченного документальной анимацией и получившего приз Берлинале за фильм «Никогда как в первый раз», состоящий из четырех интервью о первом сексуальном опыте. И, наконец, совсем свежий полнометражный американский фильм «Башня» — лихо снятая анимационная реконструкция истории 50-летней давности о «техасском стрелке», безумном снайпере, засевшем на вершине башни Техасского университета, застрелившем и ранившем около пятидесяти человек.

«Башня» (Кит Мейтланд)

В специальном блоке «Для любителей анимации» среди архивных и юбилейных программ (а в этом году 80 лет Союзмультфильму, 10 лет студии «Пчела» и эстонской школе Прийта Пярна) особенно рекомендую раздел «Пярны и их студенты», который предлагает, во-первых, программу новых фильмов выпускников школы, а во-вторых, фильмы самих Прийта и Ольги Пярн, исследующие взаимоотношения мужчины и женщины (строго 18+).

«Пилоты по дороге домой» (Прийт Пярн, Ольга Пярн)

Ну и, наконец, детский блок. В нем есть традиционные разделы: во-первых, «Утренник сериалов», во-вторых, «Благотворительная программа» (три подборки российских детских мультфильмов последних лет и одна подборка серий из недавно запущенных польских сериалов) — ее совершенно бесплатно показывают на целых 27 площадках по всей Москве: в кинотеатрах сети «Москино», библиотеках, культурных центрах и домах культуры. А кроме того, немало нового.

Например, уже второй год на фестивале необычно много полнометражных детских фильмов. В прошлом году все рвались на первую часть немецкой трилогии про Петсона и Финдуса. Теперь на фестивале будет ее вторая часть — «Лучшее на свете Рождество». Кроме того, чешский фильм «Тяп и Ляп в кино» про давних любимых кукольных героев чешских детей, горе-мастеров Тяпа и Ляпа. И швейцарско-немецко-шведский «Молли Монстр» про дочку семейки смешных монстров, которые отправляются в путешествие.

«Молли Монстр» (Маттиас Брун, Михель Экбладх, Тед Зигер)

Очень советую ударный раздел «Британские мультфильмы для детей» — несмотря на то что там нет новых фильмов. Зато есть целых три полнометражные картины. Правда, кроме «Большого и доброго великана» по повести Роальда Даля две другие не вполне детские: классическая рисованная «Звероферма» 1954 года (то есть «Скотный двор» по Оруэллу) и знаменитая полуигровая-полукукольная страшная сказка «Лабиринт» (1986) с великолепным Дэвидом Боуи (спецпоказ в честь 30-летнего юбилея фильма).

«Лабиринт» (Джим Хенсон)

И три подборки, в которых кроме фильмов из цикла студии «Аардман» про маленького барашка Тимми и пары частей из сериала «Удивительный мир Гамбола» можно будет увидеть лучшие английские детские мультфильмы последних лет: «Груффало» и «Дочурка Груффало», «Не потеряешь — не найдешь» и «Место на метле».

«Не потеряешь — не найдешь» (Филип Хант)

Ну и, конечно, нельзя не сказать про лучший и любимейший детский проект БФМ — «Фабрику мультфильмов». С 3 по 6 ноября она будет открыта в Культурном центре ЗИЛ. Десятки мультмастерских, где учат разным анимационным техникам, сочинению историй, озвучанию и прочее, и прочее, распределены по трехчасовым сетам, в которые входят по четыре мастерские. Можно выбрать любой из наборов и купить ребенку на него билет уже заранее, а для особенно увлеченного — даже два, чтобы он мог снимать мультфильмы с утра и до вечера.

Ну и еще в свой юбилейный год БФМ в первый раз выходит на улицы Москвы: и в будни, и в выходные с утра и до вечера на Тверской площади (в Московской чайной гостиной) и на Новом Арбате (в «Мастерских») на плазмах и экранах будут постоянно бесплатно показывать благотворительные программы БФМ. Кроме того, на Тверской площади 5 и 6 ноября пройдут встречи с «пилотовскими» режиссерами Натальей Березовой и Сергеем Мериновым, а на Новом Арбате — детские анимационные мастерские.

Кстати, в этом году у БФМ будет еще и «Хвост фестиваля». В конце ноября две специально собранные программы будут показаны в «Театре.doc» (документальная анимация) и в клубе фестиваля NET. А 16 ноября пройдет традиционная лекция Юрия Борисовича Норштейна, который на этот раз из-за поездок не успевает прочесть ее во время фестиваля. Тема лекции Норштейна этого года — «Память и личный опыт в анимации», она продолжает документальный сюжет БФМ.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241284
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249439
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416088
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420391
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425636
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426976