2 декабря 2016Кино
223

Прометей окартиненный

Как один художник двух режиссеров прокормил

текст: Василий Корецкий
Detailed_pictureКадр из фильма «Голая жизнь»© «Волшебная гора»

Вчера начался «Артдокфест», крупнейший фестиваль русскоязычного дока. Среди прочих злободневных сюжетов в его программе — фильмы о Петре Павленском: «Голая жизнь» Дарьи Хреновой, «Павленский: человек и власть» Ирене Лангеман плюс, в качестве бонуса, короткометражный фильм-интервью «Огонь, иди со мной» Инны Денисовой, посвященный, правда, исключительно фигуре Оксаны Шалыгиной, соратницы художника. Василий Корецкий с изумлением обнаружил, что авторы больших картин не смогли сообщить о Павленском ничего, зато наглядно показали, кому он выгоден.

Каждый из фильмов о Павленском, наверное, удачен как мультимедийная публицистика, как удобное расширение жанра репортажа или интервью в сферу аудиовизуального, например. Всем ведь интересно посмотреть своими глазами, в какой квартире живет революционер. Или как выглядит рука с отрубленным пальцем. В конце концов, ведь и об этой замечательной истории с отрубленным пальцем Оксаны Шалыгиной, и об оригинальных методах воспитания вегетарианства в семье Павленского мы узнали именно из интервью, взятого Инной Денисовой для «Свободы» год назад.

Но как кино, тем более документальное, все это довольно робко и даже боязливо. Эта робость — совсем не поступков (Дарья Хренова, к примеру, принимала участие в самой опасной акции Павленского «Угроза»), скорее, мыслей — продиктована страхом авторов не перед государством, но перед фигурой Павленского и, конечно же, своими собственными фильмами.

С Павленским, впрочем, Хренова и Лангеман в итоге разбираются — так, как не удалось разобраться ни питерской, ни московской прокуратуре (об этом — ниже). Другое дело кино. Невероятно, но ни один из режиссеров, кажется, вовсе не осознает аналитических и дезавуирующих возможностей медиа, к которому обращается, и, соответственно, не просто игнорирует их в своей работе, обедняя свой инструментарий, но и сам в конце концов становится жертвой своей же камеры. Камеры, имеющей свойство не просто документировать, фиксировать реальность — но усиливать ее, артикулировать все то, что могло пройти незамеченным невооруженным глазом, находящимся в плену предубеждений ли, идеологических установок или просто каких-то ожиданий. О том, что глаз самих авторов был слеп, что их оптика была заранее настроена не на встречу с настоящей реальностью, всегда выходящей за рамки наших представлений о ней, но на получение заданного результата, можно судить по окончательной сборке материала, примерно одинакового в обоих случаях.

Кадр из фильма «Голая жизнь»Кадр из фильма «Голая жизнь»© «Волшебная гора»

Идентичность материала и приемов — это вообще первое, что бросается в глаза при последовательном просмотре «Голой жизни» и «Человека и власти». И Лангеман, и Хренова, и Денисова работают почти с одним и тем же набором документации (очевидно, принадлежащей художественному проекту «Павленский», а не их собственному проекту фильма о Павленском), спикеров, ситуаций и футажа из внешних источников — например, записей камер видеонаблюдения или оперативной съемки. Более того: некоторые документальные сцены кочуют из фильма в фильм, а иногда в кадр даже попадает съемочная группа конкурентов, что придает всему происходящему уже характер инсценировки или пресс-показа.

Конечно, организация этого материала в каждом случае сильно разнится. Хренова владеет гораздо большим объемом оригинальной хроники. В частности, в ее распоряжении оказываются оригиналы видеозаписей бесед художника со следователем Ясманом по делу о поджоге покрышек на Малом Конюшенном мосту (стенограммы этих разговоров, впрочем, были опубликованы еще два года назад). Да и вообще у Хреновой заметен какой-то интерес не только к репродукции работ Павленского, но и к той самой заглавной «жизни». Например, она вскользь поднимает вопрос о полиамории в отношениях Павленского и Шалыгиной и включает в фильм кадр с ними, лежащими обнаженными втроем с подругой семьи (этот материал, впрочем, снят и предоставлен самим Павленским). Вопросы практической организации революционного быта художника более или менее подробно освещены лишь в видеоинтервью Денисовой — но даже и из этих разговоров остается совершенно непонятным, как организована экономика проекта «Павленский» (а вопрос автономии и самообеспечения является, как следует из реплик самого акциониста, не просто бытовым, но политическим).

Кадр из фильма «Голая жизнь»Кадр из фильма «Голая жизнь»© «Волшебная гора»

Кроме того, в фильме Хреновой разворачивается некий второй сюжет — неожиданный, отличающийся от предсказуемого и тавтологичного (по отношению к существующей медиаистории о деле Павленского) сюжета центрального, тривиального, в котором художник-радикал идет на конфронтацию с тупой машиной власти и выигрывает. Итак — между сценами героических будней Павленского, его соратницы и адвокатов здесь происходит постепенный рост сознательности среди группы сотрудников МВД, отсматривающих в пустом помещении записи всех акций художника (в финале люди в форме без подсказок приходят к озарению: Павленский-то не сумасшедший, а настоящий художник, а его картина — это он сам, во всей своей голой телесности). Эта линия кажется очень удачной, более того — даже ироничной находкой. Она подрывает не только ожидания зрителя, настроившегося на очередное евангелие инакомыслящего, но и основы базового нарратива самого же фильма. Вдруг оказывается, что в России нет никакого государства-Левиафана, а есть обычные люди, волею судьбы оказавшиеся в системе МВД. Каждый из них руководствуется свой логикой, иногда преступной, иногда человечной, и между отдельными частями системы, которой противостоит Павленский, нет никакого сговора. Ломающий ноги и ребра конвой Мосгорсуда зверствует сам по себе, сам по себе саботирует указания сверху «хороший» следователь Ясман, также сам по себе следует им «плохой» судья Мещанского суда, и сами по себе оправдывают действия Павленского стихийные искусствоведы в форме. Этот поворот режиссера к живой, многогранной реальности, собственно, и делает всю картину — ведь фигура самого Павленского показана тут все той же плакатной стороной, что и в его интервью, и представляет мало интереса для зрителя, в принципе знакомого с этим хорошо освещенным в СМИ кейсом.

Кадр из фильма «Павленский: человек и власть»Кадр из фильма «Павленский: человек и власть»© LICHTFILM GmbH

В фильме Лангеман реальность отсутствует вовсе. В этом смысле «Человека и власть» даже сложно назвать документом — это искусство чистой репрезентации, а не презентации. Прежде всего, в фильме много компьютерной графики. Панорамы Кремля и Красной площади (в том числе и с высоты птичьего полета), средостения государства, против которого весь фильм бьется человек Павленский, — чистая 3D-модель, отражающая режиссерские представления об этой локации (к примеру, по Красной площади все время снуют туда-сюда крохотные машины с мигалками, совершенно отсутствующие в реальной хронике с площади). Такой же манипуляцией с образами кажутся и все кадры, на которых еще свободный Павленский с увлечением смотрит собственные акции на мониторе своего компьютера. В аналогичных сценах «Голой жизни» на том же мониторе видна верстка «Политической пропаганды», издательского проекта Павленского, номерами которого завалена вся его небольшая квартира; удивительно, что ни один из документалистов не поинтересовался содержанием этого лежащего на самом видном месте журнала — а там между тем есть много чего интересного, включая большой материал о нижегородском «некрополисте» Москвине, художнике куда более трансгрессивном, чем Павленский.

Видимо, не имея в своем распоряжении оригиналов записей допросов Павленского Ясманом, Лангеман включает в фильм их инсценировку в стилистике театра теней. Для соблюдения стилистического единства инсценированы силами актеров-силуэтов и сцены допроса Павленского в московском СИЗО уже по делу акции «Угроза», и его письма из тюрьмы, и показания полицейского, забиравшего Павленского с Красной площади (акция «Фиксация»).

Большую часть строго документальных съемок Лангеман составляют интервью с сочувствующими Павленскому коллегами — Леной Хейдиз и Олегом Куликом (у Хреновой есть сходные фрагменты с тем же Куликом, также в ее фильме фигурируют работы Леонида Губского и литовского художника Гинтаутаса Лукошайтиса — все они используют образ Павленского). Их разговор с камерой, очевидно, является актом саморепрезентации, а не некой внешней «экспертной» оценки — внешними их мнения не могут быть хотя бы потому, что в своем нынешнем творчестве все они зависимы от фигуры Павленского.

Кадр из фильма «Павленский: человек и власть»Кадр из фильма «Павленский: человек и власть»© LICHTFILM GmbH

Таким образом, доступ зрителя к непосредственной реальности у Лангеман предельно ограничен, ему предлагается суррогат, режиссерская трактовка, сделанная явно под запрос европейского телеформата. По сути, единственной реальной идеологической машиной, с которой непосредственно сталкивается зритель «Человека и власти», оказывается аппарат канала Arte.

Реальное проекта «Павленский» оказывается не просто вне поля зрения всех упомянутых документалистов, но лежит за пределами их понимания, а потому не скрывается или замалчивается — камера просто смотрит сквозь все самое важное, как неграмотный сквозь буквы. Как функционирует художественная машина «Павленский» (а ведь он работает не один: судя по фильмам, у него есть несколько анонимных соратников и ассистентов)? Как устроена его ежедневная борьба с репрессивной нормой — что он ест, во что одевается, как зарабатывает деньги и как обходится без них? Как и чему учит детей? Все эти важнейшие для изучения альтернативного образа жизни и действий вопросы тут не задаются, искусство Павленского для Хреновой и Лангеман фактически оторвано от его повседневной жизни — хотя и он, и Шалыгина постоянно говорят об обратном. Более того, оба режиссера демонстрируют забавное непонимание проблематики совриска, которая вообще-то определяет стратегию взаимодействия их героя с судебной системой. Между сценами допросов и судебных заседаний, от кейса «Свободы» до кейса «Угрозы», где-то на заднем плане фильмов происходит вообще-то центральная коллизия в жизни Павленского-художника. Он отказывается от кавычек репрезентации, прекращает строить линию защиты на переносе своих действий из дискурса УК в дискурс арта и в «Угрозе» представляет их уже как прямое действие, как непосредственную интервенцию из мира художественной условности в мир материальной неизбежности, перенося ударение со слова «искусство» на слово «политическое», ставя себя в один ряд не с Германом Ничем или там Олегом Куликом — а с «приморскими партизанами». Ни у одного из документалистов, конечно, не хватает смелости осуществить этот переход вместе со своим героем.

Кадр из фильма «Огонь, иди со мной»Кадр из фильма «Огонь, иди со мной»© Радио Свобода

К счастью, решительности авторов «Голой жизни» и «Человека и власти» не хватает не только на критическое отношение к предмету своего исследования (хотя точнее было бы назвать оба фильма агиографией), но и на самоанализ, самокритику и на обуздание мощнейшего инструмента кино, оказавшегося в их руках. Камера не может привирать — даже с благими намерениями, — а синтаксис монтажа тут достаточно либерален и не способен полностью вычистить материал от свидетельств реального. Здесь, в щелях между блоками политически корректного материала, разворачивается настоящая человеческая трагедия, а не перформанс. Голоса приглашенных «друзей» и «сочувствующих», от доктора Менделевича до Кулика с Толоконниковой и прочих деятелей российской арт-сцены, словно существующих в режиме беспрестанного приношения Павленскому (его рисуют кровью на холстах, отливают в чугуне, лепят из пластических материалов и воспевают в вокально-инструментальном жанре), сливаются в громкое «Я». Каждый из них охотно говорит — о себе. Олег Кулик со свойственной ему харизмой солирует с лекцией «Если бы Павленским был я», а Хейдиз охотно исполняет перед камерой роль Вергилия в мире российского беспредела (такую соблазнительную при общении любого российского интеллигента с зарубежным документалистом). Эти выступления сопровождаются демонстрацией обширного корпуса сувенирной продукции с ликом Павленского — настолько конъюнктурной, что даже немного стыдно на нее смотреть. Такими же декоративно-прикладными художниками выглядят в контексте этого хора и оба режиссера.

Но не нужно обманываться. То, что может показаться слабой позицией придирчивому зрителю, на самом деле — тактика победителя. Проигравший тут — Павленский, а не сонм попутчиков-прилипал: репортеров, хроникеров, друзей и родственников, наращивающих свой условный капитал, пока их арестант читает книжки в камере СИЗО «Медведь». Грозно глядящий в глаза государству Павленский оказывается совершенно беззащитным перед машиной масс-медиа, разрывающей его на лоскутки, тиражирующей его живописные и фотопортреты на киноэкранах, перетряхивающей его скудный скарб ради кликабельности, заставляющей его позировать, объясняться, отвечать сложносочиненной ерундой на попросту глупые вопросы типа «Что вы хотите для России?». Государству так и не удалось переварить Павленского — но вежливые люди с камерами споро переплавили его молчаливое отрицалово в многословный экзотический контент.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244867
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246430
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413022
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419513
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423591
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428898
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429551