13 декабря 2016Кино
167

«За нами наблюдали ЦРУ и спецслужбы Северной Кореи одновременно»

Авторы документального фильма о том, как Великий руководитель Ким Чен Ир похитил своего любимого режиссера Син Сан Ока, делятся тайнами

текст: Наталья Серебрякова
Detailed_picture© The Documentary Company

В 1978-м южнокорейский режиссер Син Сан Ок и его (на тот момент уже три года как бывшая) жена Чхве Ын Хи были похищены в Гонконге агентами КНДР. В это время оба они были пусть и угасающими, но суперзвездами южнокорейского кино: Чхве — популярнейшей в 1960-е дивой, Син — режиссером первой обоймы, трижды участвовавшим в конкурсе Берлинале и имевшим собственную студию, которая, правда, стояла в конце 1970-х на грани разорения из-за пуританской культурной политики президента-военного Пак Чон Хи (в конце концов убитого своими же генералами). Следующие семь лет Син Сан Ок провел в Северной Корее, поднимая киноиндустрию страны (при нем в северокорейском кино были сняты первый фильм-катастрофа — под откос пустили целый ж/д состав, — первый поцелуй и первый фильм о монстре-кайдзю Пульгасари). В 1986-м, во время деловой поездки в Вену, Син Сан Ок с женой оторвались от машины сопровождения и скрылись в американском посольстве. По слухам, беглецу удалось вывезти не только фильмы и записи своих частных бесед с Ким Чен Иром, но и валюту, лежавшую на депозитном счете.

Вся эта невероятная история долгое время была чем-то вроде синефильского фольклора (детали похищения, побега и пребывания в КНДР варьировались в разных пересказах, да и самих интервью Син Сан Ока) — пока наконец два документалиста-дебютанта, Росс Адамо и Роберт Кеннан, не взялись разобраться во всем. Их фильм «Любовники и деспот», составленный из интервью Чхве Ын Хи, ее детей и сотрудников южнокорейской контрразведки, уникальной, прежде невиданной хроники Пхеньяна 80-х и фрагментов фильмов, снятых Син Сан Оком для Ким Чен Ира, доступен на Netflix, а при известной настойчивости — и просто в сети. Наталья Серебрякова встретилась с Адамо и Кеннаном в Петербурге (осенью «Любовников» показывали на «Послании к человеку») и расспросила их о том, где они раскопали все это богатство.

© The Documentary Company

— Как вообще вы начали копаться в этой истории?

Росс Адамо: Люди, которые интересуются кино, рано или поздно наткнутся на историю похищения Син Сан Ока. Когда мы с Робом узнали обо всем этом, поразились, что никто еще не снял про это фильм. И вот решили сделать это сами.

Роберт Кеннан: Удивительно еще, что в Америке эта история вообще неизвестна за пределами синефильских кругов. Когда Син и Чхве приехали в США, появилось несколько статей в газетах, и об этом тут же забыли. А вот в Южной Корее и Японии очень хорошо помнят об этом.

— Вы видели фильмы Син Сан Ока, снятые им в КНДР? Они же практически недоступны, известны лишь в пересказах.

Адамо: В Северной Корее он снял где-то около пяти картин, мы видели часть, только то, что ему удалось вывезти при бегстве. Прекрасный режиссер!

— Всего пять фильмов за семь лет...

Адамо: Ну, большую часть своего северокорейского периода он же провел в лагере. А работал всего два с половиной года.

© The Documentary Company

— Какие его фильмы вам нравятся больше — те, что он снимал в Южной Корее, или те, что снимал потом, на Севере?

Адамо: Нам больше нравятся его ранние фильмы.

Кеннан: Син Сан Ок же был очень продуктивен, в его фильмографии около ста картин, свою режиссерскую карьеру он начал еще в 50-х, и мы, как любители нуаров, очень ценим эти стильные черно-белые фильмы. Но ему самому нравилось как раз то, что он снимал в Северной Корее в 80-е.

— Странно, наверное, спрашивать, видели ли ваш фильм в Пхеньяне…

Адамо: Вы знаете, может, Ким Чен Ын и видел. Потому что там есть канал Netflix, и наш фильм по нему доступен. Быть может, у него и был один зритель! Кстати, когда мы показывали фильм зимой на Берлинале, в зале был какой-то человек с канала HBO, который признался, что собирается тайно провезти наш фильм на территорию Северной Кореи. Он спросил нас, не возражаем ли мы. И мы ответили, что не против, но только в случае, если никто не пострадает.

— Где вы взяли эти прекрасные киноматериалы о жизни в Северной Корее 80-х?

Адамо: Мы нашли одного немецкого исследователя, до объединения Германии он жил в ГДР, в середине 80-х годов совершил поездку в Северную Корею (ГДР вообще активно сотрудничала с КНДР: к примеру, Пхеньян был отстроен при активном участии немецких архитекторов) и снял какие-то сцены уличной жизни. Насколько мы поняли, исследователей из соцлагеря пускали в Северную Корею без проблем. Вообще чудо, что мы нашли этого человека — его хроника прежде была совершенно недоступна, мы первыми посмотрели ее. Кроме того, мы использовали секретные записи разговоров Ким Чен Ира и Син Сан Ока, которые делал сам Син. И записи его интервью. Например, рассуждения Син Сан Ока о том, как он, находясь на Севере, фактически испытывает стокгольмский синдром и не может предать Ким Чен Ира, — это фрагмент его интервью японскому журналисту, приезжавшему в Пхеньян. И четвертый корпус материалов — это фильмы, вывезенные Сином, к ним еще прилагались фотографии, сделанные папарацци, которые после его бегства из КНДР постоянно следовали за ним.

© The Documentary Company

Кеннан: И последняя часть материалов — реконструкция похищения и других событий, о которых говорится в нашем фильме. Мы снимали на пленку Super 8, но камера не очень хорошо работала, и все получилось в таком замедленном ритме. Еще стоит упомянуть, что в фильме есть три хроникальных фрагмента, в которых Син снимает кино в Северной Корее. Эта пленка хранилась у того же японского журналиста. Тут нам в очередной раз повезло — он нам отдал эти бобины, покрытые пылью, и сказал: «Я не знаю, что там! Но посмотрите».

— В фильме есть кадр, на котором Син стоит с Янковским. Где вы это вообще нашли?

Адамо: Это 1985 или 1986 год, Син тогда приезжал на Московский кинофестиваль.

— Существует мнение, что Син сымитировал свое похищение, потому что на тот момент его карьера в Южной Корее была разрушена ссорой с президентом Пак Чон Хи и он добровольно переехал на Север. Что вы думаете по этому поводу?

Адамо: Многие люди в Южной Корее до сих пор считают, что Син охотно пошел на сотрудничество с Севером. Но доказательства на пленках, использованных нами в фильме, довольно убедительны. Ким Чен Ир действительно был причастен к похищению Сина и Чхве. Хотя, пока стоит КНДР, мы не узнаем всей правды.

© The Documentary Company

— Но Чхве Ын Хи, вдова Син Сан Ока, не без ностальгии вспоминает время, проведенное в КНДР.

Кеннан: Да, мы тоже удивились, как много хорошего она сказала о Ким Чен Ире. Мы-то ожидали, что она будет настроена более критически. После премьерного показа в США публика тоже удивлялась, что в фильме нет черно-белой картины мира. Но записи наших разговоров с Чхве — самое реальное, что вообще может существовать. Эти слова она произносила сама!

Адамо: И потом в американской прессе нас регулярно обвиняли, что образ Северной Кореи выглядит у нас подозрительно позитивно. Конечно, Чхве и Син не вели жизнь обычных северокорейских граждан, они находились на особом положении. И еще важно: ЦРУ помогло им выбраться из Северной Кореи, но это совсем не означает, что нам нравится ЦРУ. На самом деле мы хотели поговорить с представителями ЦРУ и узнать детали этой операции, но они всячески опровергали свою причастность. Нам даже показалось, что они очень не хотят, чтобы этот фильм был снят. В какой-то момент нам даже казалось, что за нами одновременно наблюдают спецслужбы и США, и Северной Кореи.

— Вы смотрели какие-нибудь документальные фильмы о КНДР?

Кеннан: Мы видели все работы Дэна Гордона. И очень хотим увидеть «В лучах солнца» Манского.

— Не хотите сами поехать в Северную Корею и снять там фильм, как Манский?

Адамо: После того как мы нашли у немцев прекрасный архив хроники 80-х, мы поняли, что лучше и не пытаться. Лучше не получится — нам просто не разрешили бы снимать ничего другого, кроме того, что они показывают официально. Как и Манскому.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241999
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249816
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416450
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420657
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425933
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427268