11 мая 2017Кино
221

«Они идут и смотрят»

Как Даниил Дондурей объяснял устройство российской культуры

 
Detailed_picture© Евгения Новоженина / РИА Новости

10 мая умер Даниил Борисович Дондурей, культуролог и социолог культуры, главред журнала «Искусство кино». COLTA.RU вспоминает разговоры с ним.

О главной тайне русской культуры

Одна из загадок российской культуры — она избегает достоверной информации о самой себе Поэтому экономикой кино у нас занимаются режиссеры, режиссурой — кинокритики, критикой — философы, философией — экономисты, а юристы всем этим управляют.

О российском кинопроизводстве

90% фильмов, которые у нас снимают, зрителям не нужны!

О российском зрителе

Никогда во всей истории российского кино, включая 30-е годы, не говоря уже о свободолюбивых 20-х или не менее свободолюбивых 60—70-х, не было такого ужасающего ухудшения состава аудитории. Аудитория российского кино теряет последнюю подготовленность к фильмам средним — не говоря уж об эстетически сложных, она уже не распознает качественное кино, просто не различает его.

О сериалах

Производство кино и телесериалов у нас связано в единый холдинг. От этого кино работает в телевизионном мышлении. Производство «мыла» душит кинопроизводство.

О роли российских спецслужб в борьбе с пиратским контентом

Несколько лет назад я узнал, что у нас сорок восемь линий (это были очень секретные данные), которые стоят на военных заводах и под прикрытием секретных служб воспроизводят пиратскую кинопродукцию на DVD. Туда не могут прийти милиционеры, следователи.

О рекламе

Когда Первый канал говорит: «Если ты любишь Родину, посмотри “Дневной дозор”» — люди верят. Они идут и смотрят, поскольку действительно любят свою Родину.

О роли женщины в российском кинематографе

Примерно 7,5 билета в кино из 10 в России покупают женщины, и средний возраст женщин в кинотеатрах — с 12 до 25 лет. То есть школьницы и студентки несут свои копейки — и набирается миллиард долларов. Так что российскому кино нужно ориентироваться на девочек, понимать, чего они хотят. А хотят они, естественно, узнать, как вести себя с мальчиком на свидании, как общаться с родителями, соперницами, которым нравится тот же мальчик, — а им пытаются подсунуть войну. Но на войне не так уж много свиданий!

О государстве и войне

Наиболее любимые нашим государством жанры в кино — это война и комедия. В нашей стране вообще очень любят войну, хотят, чтобы люди ею гордились, помнили ее, морально готовились к новой.

О патриотизме

Пойти волонтером, хотя ты и ничего не заработаешь, не предавать товарища, хотя в твоем офисе этого требуют, пойти в музей, когда все идут на тусовку в ресторан, попытаться не спать с начальником ради быстрого карьерного роста, пытаться выучить третий язык, не брать откаты, выйти замуж за мальчика, хотя он и не сын президента компании. Вот что такое патриотизм сегодня. Жизнеспособность страны не требует твоей смерти, она требует, чтобы ты был личностью.

О силе традиции

Министр культуры Михаил Ефимович Швыдкой уговорил себя и высшее начальство страны, что нужно выпускать два отечественных фильма в неделю. Не знаю, откуда были взяты эти идеи. Но казалось, что именно 100 названий — достойное количество для большой империи. Их и снимают до сих пор — два фильма в неделю.

О попкорне

50% сборов в кинотеатрах сегодня — это еда и напитки. И самый важный элемент этой пепси-колы — киноконтент.

О нулевых

Имитация осознанной политики в сфере культуры. Имитация развития культуры. Имитация финансовых инвестиций в культуру. Имитация интереса власти и общества к культуре, имитация понимания значимости культуры и вовлеченности в культурный процесс. Имитация качественного профессионального образования в сфере культуры. Имитация качественных произведений, соответствующих потенциалу нашей культуры. Имитация аудитории, способной воспринимать культуру. Имитация интеллекта. Имитация решительно всего.

О кинообразовании

Не нужно уже обязательно учиться во ВГИКе у этих народных артистов, которые давно потеряли связь с реальностью.


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244901
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246456
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413044
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419533
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423612
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428914
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429567