Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 2024493710 мая умер Даниил Борисович Дондурей, культуролог и социолог культуры, главред журнала «Искусство кино». COLTA.RU вспоминает разговоры с ним.
Одна из загадок российской культуры — она избегает достоверной информации о самой себе Поэтому экономикой кино у нас занимаются режиссеры, режиссурой — кинокритики, критикой — философы, философией — экономисты, а юристы всем этим управляют.
90% фильмов, которые у нас снимают, зрителям не нужны!
Никогда во всей истории российского кино, включая 30-е годы, не говоря уже о свободолюбивых 20-х или не менее свободолюбивых 60—70-х, не было такого ужасающего ухудшения состава аудитории. Аудитория российского кино теряет последнюю подготовленность к фильмам средним — не говоря уж об эстетически сложных, она уже не распознает качественное кино, просто не различает его.
Производство кино и телесериалов у нас связано в единый холдинг. От этого кино работает в телевизионном мышлении. Производство «мыла» душит кинопроизводство.
Несколько лет назад я узнал, что у нас сорок восемь линий (это были очень секретные данные), которые стоят на военных заводах и под прикрытием секретных служб воспроизводят пиратскую кинопродукцию на DVD. Туда не могут прийти милиционеры, следователи.
Когда Первый канал говорит: «Если ты любишь Родину, посмотри “Дневной дозор”» — люди верят. Они идут и смотрят, поскольку действительно любят свою Родину.
Примерно 7,5 билета в кино из 10 в России покупают женщины, и средний возраст женщин в кинотеатрах — с 12 до 25 лет. То есть школьницы и студентки несут свои копейки — и набирается миллиард долларов. Так что российскому кино нужно ориентироваться на девочек, понимать, чего они хотят. А хотят они, естественно, узнать, как вести себя с мальчиком на свидании, как общаться с родителями, соперницами, которым нравится тот же мальчик, — а им пытаются подсунуть войну. Но на войне не так уж много свиданий!
Наиболее любимые нашим государством жанры в кино — это война и комедия. В нашей стране вообще очень любят войну, хотят, чтобы люди ею гордились, помнили ее, морально готовились к новой.
Пойти волонтером, хотя ты и ничего не заработаешь, не предавать товарища, хотя в твоем офисе этого требуют, пойти в музей, когда все идут на тусовку в ресторан, попытаться не спать с начальником ради быстрого карьерного роста, пытаться выучить третий язык, не брать откаты, выйти замуж за мальчика, хотя он и не сын президента компании. Вот что такое патриотизм сегодня. Жизнеспособность страны не требует твоей смерти, она требует, чтобы ты был личностью.
Министр культуры Михаил Ефимович Швыдкой уговорил себя и высшее начальство страны, что нужно выпускать два отечественных фильма в неделю. Не знаю, откуда были взяты эти идеи. Но казалось, что именно 100 названий — достойное количество для большой империи. Их и снимают до сих пор — два фильма в неделю.
50% сборов в кинотеатрах сегодня — это еда и напитки. И самый важный элемент этой пепси-колы — киноконтент.
Имитация осознанной политики в сфере культуры. Имитация развития культуры. Имитация финансовых инвестиций в культуру. Имитация интереса власти и общества к культуре, имитация понимания значимости культуры и вовлеченности в культурный процесс. Имитация качественного профессионального образования в сфере культуры. Имитация качественных произведений, соответствующих потенциалу нашей культуры. Имитация аудитории, способной воспринимать культуру. Имитация интеллекта. Имитация решительно всего.
Не нужно уже обязательно учиться во ВГИКе у этих народных артистов, которые давно потеряли связь с реальностью.
Понравился материал? Помоги сайту!
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244937Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246491Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413079Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419563Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420228Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422877Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423637Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428810Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428939Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429593