3 сентября 2013Кино
174

Норки нараспашку: что случилось с Франсуа Озоном?

На примере «Молодой и прекрасной» ДЕНИС РУЗАЕВ пытается выяснить, что Франсуа Озон понимает в женщинах — и знает ли он что-то о них вообще

текст: Денис Рузаев
Detailed_picture© Mandarin Films

Изабель (Марина Вакт) только что исполнилось семнадцать. Она задувает свечи, целует в щечку младшего брата, нехотя выслушивает поздравления мамы и отчима, а когда взрослые устроятся на веранде с косяком и псевдоинтеллектуальными разговорами, тайком ускользнет из дома на пляж, где ее ждет новый знакомый, веснушчатый сверстник-немец. Изабель всерьез настроена лишиться девственности, что окажется совсем не трудно. Хотя и не то чтобы приятно — наоборот, отвернувшись от пыхтящего на ней юноши, девушка даже увидит и себя, и всю эту сцену со стороны (Франсуа Озон не находит ничего лучше, чем буквально ввести в кадр двойника героини). «Ничего особенного», — ответит она уже дома встречающему с расспросами младшему брату.

Спустя пять минут экранного времени и одну песню Франсуазы Арди первокурсница Изабель уже будет отдаваться седовласому джентльмену в номере парижского отеля. За деньги.

В новом фильме Франсуа Озона хватает правды, которая, за неимением лучшего слова, характеризуется эпитетом «чувственная». Эта правда приоткрывается зрителю то здесь, то там. В равнодушии, с которым Изабель встречает своего немецкого друга уже после дефлорации. В преувеличенном, «взрослом» макияже, которым она ощетинивается перед свиданиями с клиентами. В том юношеском вызове, с которым она, войдя во вкус, смотрит на одного из своих пожилых любовников. В раздражении, которое на секунду мелькает на лице Изабель при виде ухажера-однокурсника, весело завтракающего с ее семьей, — уже после того, как полиция раскроет родителям девушки глаза на двойную жизнь дочери, и после того, как еще пара песен Франсуазы Арди обозначит издевательским пунктиром вехи превращения девочки в женщину. Наконец, в глазах Шарлотты Рэмплинг, появляющейся в финале «Молодой и прекрасной», чтобы расставить все по своим местам — и выступить подлинным агентом взросления героини, зеркалом, в которое она посмотрится, чтобы увидеть саму себя. Кажется, некоторые (или все?) женщины не меняются — и так и проносят во взгляде все ту же бездну: что в семнадцать, что в шестьдесят семь.

© Mandarin Films

Именно в этой сцене с Рэмплинг, впрочем, наиболее наглядно высвечивается проблема «Молодой и прекрасной» — да и почти всех последних работ Франсуа Озона. Проводником нехитрой, но правдоподобной метафизики женской души в фильме служит не сюжет или режиссура, а самоотверженно выставляемая Мариной Вакт (моделью по первой профессии) напоказ фактура: распахнутые ресницы, припухлость губ, немного рваные очертания сосков. То же и с профессиональной лицедейкой Рэмплинг: старческий прищур, искромсанный морщинами ландшафт когда-то идеального лица. Физиогномика, мимика, пластика тела — за всем этим в «Молодой и прекрасной» будто бы кроются бездны смыслов, подлинное биение жизни. Но при одном условии — если смотреть на героинь глазами вуайериста, причем вуайериста, не испытывающего к предмету подглядывания сексуального интереса. Природы своего интереса к женщинам Озон вроде бы и не скрывает — он открывает фильм именно сценой подобного подглядывания: младший брат, которому на вид лет 11—12, смотрит на загорающую топлесс сестру в бинокль. Другое дело, что впереди — не только жеманные песенки Арди и выморочный, искусственный сюжет с тайным занятием проституцией, но и такие повороты, как смерть клиента во время секса и финальный выход его вдовы (как раз Рэмплинг).

Искусственность, надуманность сюжета — вовсе не приговор. Не получается, впрочем, отделаться от ощущения, что роскошная фактура, которая как раз и возносит «Молодую и прекрасную» над дешевой эксплуатацией фейк-мелодрам (на самом деле ближайшие аналоги этого фильма — вовсе не повсеместно поминаемая «Дневная красавица» Бунюэля, а мейнстримовые европоделки о «непроницаемой женской душе» вроде «Дневника нимфоманки»), в данном случае работает лишь ширмой для очередного озоновского моралите. Побасенки, которая бывает остроумной (у Озона неплохое чувство юмора — не случайно лучшие из его фильмов последних десяти-пятнадцати лет, «Восемь женщин» и «Отчаянная домохозяйка», сняты в жанре водевиля), порой намекает на правду жизни, но по своей сути бесконечно цинична — хотя бы потому, что в каждом повороте своего сюжета стремится уникальный опыт героини обобщить, так или иначе свести к высказыванию о женской природе. Вот звучит из уст очередного клиента: «Шлюха на час — шлюха навсегда». Вот мама Изабель сообщает, что в юности и сама отрывалась как могла — хотя и не заходила столь же далеко. Вот Рэмплинг входит в кадр, чтобы с высоты своего опыта сообщить о том, что каждая женщина время от времени представляет себя проституткой. Наверное, это действительно так — представляет каждая. Но Озон, который в своих ранних фильмах никогда не забывал о том, что происходящее в кадре — именно что воплотившиеся (вполне по Жижеку — кошмаром, вспомните «Крысятник») фантазии, все чаще и чаще пытается выдать получающиеся фантазмы за действительный, подлинный порядок вещей.

Вот и героиня «Молодой и прекрасной», стряхнув интересный опыт и получив одобрение Шарлотты Рэмплинг, благополучно уходит во взрослую жизнь — пережив таким образом не столько увлечение проституцией, сколько переходный возраст. Так героине другого недавнего озоновского фильма, «Убежища», чтобы найти себя, нужно было увидеть смерть бойфренда от передозировки, родить и сбежать, оставив ребенка гею-брату покойного.

Не будем отрицать — подглядывая за своими героинями (и актрисами), Озон воображает за фасадами тел небезынтересный внутренний мир. Но и не надо обманываться — если чей-то внутренний мир и раскрывается в фильмах француза, то именно его самого, и если и есть в «Молодой и прекрасной» персонаж, действительно мечтающий о том, чтобы заняться проституцией, причем задорого и с опрятными пожилыми джентльменами, то это стареющий Франсуа в режиссерском кресле.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245199
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246742
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413293
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419751
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423818
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429118
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429768