27 июня 2017Кино
188

Амат Эскаланте: «Хочу сделать похоже на Звягинцева»

Режиссер самых жестоких фильмов обеих Америк — о насилии и авторитетах

текст: Наталья Серебрякова
Detailed_pictureКадр из фильма «Неукрощенные»© Adomeit Film

Амат Эскаланте — режиссер натуралистических криминальных трагедий («Кровь», «Выродки» или получившая каннскую премию за лучшую режиссуру «Эли») и дионисийского хоррора «Неукрощенные», один из ключевых авторов нового мексиканского кино. Наталья Серебрякова встретилась с Эскаланте в Иванове — он возглавлял международное жюри недавно закончившегося фестиваля «Зеркало» — и поговорила с режиссером о мексиканских реалиях, дружбе с Карлосом Рейгадасом и неожиданных влияниях Херцога, Жулавски и Звягинцева на его жизнь и творчество.

— Вы долгое время жили в США. Американское кино на вас сильно повлияло?

— Моя мама — мексиканка, а папа — американец. Поэтому я действительно провел много времени в США. Я решил стать режиссером, когда мне было 15. Я как раз узнал, что Вернер Херцог бросил школу в 15, — и тоже бросил. Мы с отцом в то время жили в Остине (штат Техас). В Остине мне нравилось, он казался мне спокойным и приятным. И в городе было так называемое Общество кинематографистов Остина, которое помог создать Ричард Линклейтер. Каждый вторник они показывали интересные фильмы, на этих показах я и познакомился с самыми важными режиссерами. Один из них — Джеймс Беннинг. Шанталь Акерман, Анджей Жулавски, Райнер Вернер Фассбиндер и, естественно, Вернер Херцог. Поэтому если говорить о влиянии, то большее влияние на меня оказал европейский кинематограф. Что же касается американского кино, то я люблю Сэма Фуллера и Стэнли Кубрика.

Амат ЭскалантеАмат Эскаланте

— А ваш друг Карлос Рейгадас?

— Я посмотрел его «Японию», и фильм мне очень понравился. Это был именно мексиканский фильм, я ничего такого раньше не видел. В то время уже были сняты «Сука любовь» и «Твою маму тоже» — хорошие фильмы, все восхищались, что такое было сделано в Мексике. Но мне такое кино не очень близко. А вот когда я посмотрел «Японию», то прямо почувствовал связь с фильмом. В титрах был упомянут Роттердамский кинофестиваль — так что свой короткометражный фильм я тоже отправил туда, его взяли. А с Рейгадасом я начал работать после того, как он увидел эту короткометражку. Он же помог мне со съемками моего дебюта, «Крови». Я написал ему длинное письмо, совершенно фанатское: я искал камеру, а мой друг Педро Агилера сказал, что у него есть приятель, который как раз продает свою. Оказалось, это был Карлос Рейгадас. Просто совпадение. Камера стоила для меня слишком дорого, но я все равно упомянул о ней в письме — и об общем друге, конечно. Кончилось тем, что Карлос мне ее просто одолжил.

Кадр из фильма «Кровь»Кадр из фильма «Кровь»© Mantarraya Producciones

— То есть фильмы Рейгадаса подтолкнули вас к тому, чтобы снимать кино на мексиканском материале?

— Да Мексика мне просто ближе, а Голливуд с его огромными бюджетами — совсем не моя история.

— Жизнь в Мексике так же жестока, как показано в ваших фильмах?

— Да, насилие в Мексике — большая проблема. За последние семь лет здесь было убито примерно 70 000 человек. Но есть и другая реальность — самый богатый человек в мире живет в Мексике. И он не беспокоится о насилии вокруг. Самый богатый человек, а также некоторые из самых бедных людей в мире находятся в одной стране. Таким образом, в нашей социально-политической системе что-то не так. Но я живу там, и со мной ничего не случилось, слава богу, и многие люди живут нормальной жизнью, которая не вовлечена в эту ситуацию. Мы читаем о насилии и убийствах в новостях. В этом смысле это не единственная реальность Мексики. До этого еще не дошло. Туристы могут спокойно поехать в Мексику и ни с чем таким не столкнуться. Но все же это реальность.

— А сцены насилия вы всегда снимаете с применением компьютерной графики?

— Это не только компьютерная графика, но и грим. Но действительно это все фейк. Цифровые технологии помогли мне открыть воображение. Я могу сделать с их помощью все, что мне вздумается, любую сцену насилия.

— Идеи для фильмов вы берете из мексиканской повседневности?

— Ну вообще-то все начинается с картинки; отдельные изображения появляются у меня в голове, когда я гуляю в горах или просто чем-то занят. Я начинаю связывать их и пытаюсь понять, могу ли я придумать историю. Мне всегда нравилось высказывание Сэма Фуллера «Если первый кадр дался вам не тяжело, выбросьте его». Я думаю, что фильм должен увлечь с самого начала. И одновременно я хочу сразу же четко обозначить, что это за фильм. Чтобы зрители могли сразу уйти, если им это не нравится.

Кадр из фильма «Эли»Кадр из фильма «Эли»© Mantarraya Producciones

— Но свой последний фильм «Неукрощенные» вы сняли, вдохновившись заметкой в газете.

— Сразу после съемок «Эли» одна из актрис фильма, 12-летняя Андреа Вергара, рассказала: «Друг моей матери был найден мертвым, он утонул. Он был геем. Он работал в больнице, они убили его, потому что он был геем». А потом я увидел, что эта история была кавер-стори местного таблоида, а заголовок был такой: «Пидор утонул». Итак, вместо того чтобы поставить в заголовок «Парень, который работал в больнице и помогал людям, был убит», они выразились по-другому. Просто чтобы продать новость. Я захотел рассказать историю этого парня и придумал сюжет.

— При этом «Неукрощенные» — это, в общем, совсем не реалистическая история, а фантастическое кино, хоррор.

— В первых набросках сценария не было никакого сай-фая. Но у меня не сходились концы с концами, не было никакой логичной разгадки происходящего в фильме, которая к тому же была бы еще и оригинальной. В этот раз я не хотел делать глубокое социальное исследование, склонялся к более метафорической истории. Поэтому в картине и правда есть элементы хоррора, и это мой первый опыт работы с этим жанром. Хочу еще добавить, что при помощи хоррора я попытался передать нечто, являющееся источником наших страхов, желаний и отрицания, из-за которых и возникает насилие. В основном так происходит с мужчинами, воспитанными определенным образом, в духе церковной и семейной морали, — фактически репрессированными.

— «Неукрощенных» иногда называют вольным ремейком «Одержимости» Жулавски. Ведь вы говорите, что этот режиссер повлиял на вас...

— Да, я признаю влияние, которое фильм оказал на меня. Я ведь даже посвятил «Неукрощенных» Анджею Жулавски. Но все-таки я не считаю свой фильм прямо уж ремейком.

— Вы будете продолжать эксперименты с этим жанром?

— Да! Мой следующий фильм будет как раз сай-фаем. И тоже снятым в Мексике, разумеется. Это будет история семейных отношений на фоне социальных проблем. Хочу сделать похоже на Звягинцева. Мне нравятся его фильмы: их персонажи — обычно очень специфические люди.

— Вы же посмотрели его «Нелюбовь»?

— Да, я посмотрел, к сожалению, только половину и без английских субтитров. Но несмотря на то, что я не понимал слов буквально, я все равно прекрасно все понял.

— И что же вы поняли?

— Это картина об эгоизме, о нежелании и неумении говорить правду себе и другим. В ней показано, какие тяжелые последствия для детей могут иметь неудавшиеся отношения взрослых. А еще Звягинцев раскрывает великие тайны жизни и говорит о потребности человека чувствовать себя любимым — любой ценой.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245445
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20247052
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413515
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419946
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202424021
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429297
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429973