2 сентября 2013Кино
92

«Как только ставишь камеру перед героем, он тут же теряет чистоту»

Главный филиппинский инди-режиссер БРИЙАНТЕ МЕНДОСА о том, почему он предпочитает игровое кино документальному

текст: Василий Корецкий
Detailed_picture© Getty images / Fotobank.ru

ВАСИЛИЙ КОРЕЦКИЙ встретился с Брийанте Мендосой в Южно-Сахалинске, на фестивале «Край света», после конкурсного показа его фильма «Чрево твое» (картина получила приз за главную женскую роль) и поговорил с ним о методах ультранеореализма, творческих планах и — неожиданно — об Алексее Мизгиреве.

— Я знаю, что после «Чрева» вы уже сняли следующую картину, можете немного рассказать о ней?

— Да, называется «Sapi», «Одержимая». Это история женщины, одержимой духом.

— То есть вы сняли настоящее филиппинское кино, фильм ужасов! Это документальное или по-прежнему игровое кино?

— Это фикшн. И если хоррор, то социальный — настоящая драма тут разыгрывается между работниками двух телеканалов-мейджоров, каждый из которых пытается снять сюжет об одержимой. А потом кое-что происходит уже с самими телевизионщиками. Настоящие ужасы начинаются, когда один из каналов пытается выкрасть материал, снятый конкурентами.

А вы не думали о том, чтобы снять чистую документалку?

— Ну, я когда-то снял два (или их было три?) документальных фильма для телевидения, это, прямо скажем, было совсем не фестивальное кино. Но вот последние три года я работаю над чисто документальным фильмом — абсолютно моим фильмом; он еще, правда, не закончен. Все происходит на Страстной неделе — в это время на Филиппинах проходят религиозные процессии и устраиваются представления по мотивам страстей Христовых. Обычно это такие официозные шоу, с серьезным продакшеном, которые разыгрываются профессиональными актерами. Но тот же самый сюжет разыгрывается и на улицах, обычными людьми — таксистами, плотниками и т.п. И для них это скорее развлечение, чем религиозное действо. Все это выглядит немного странно, даже смешно до гротеска — люди с характерной азиатской внешностью в самодельных римских костюмах. Но сами они предельно серьезны. Вот о такой постановке, которую делают жители одного района, я и снимаю фильм. А самое главное в этой истории то, что Иисуса у них играет бомж-безработный, открытый гей, длинноволосый такой парень, очень надменный и самовлюбленный. Собственно, его я и делаю главным героем — мы смотрим на то, чем он занимался до представления и что он делает после. То есть он, в общем, ничего не делает, он же безработный! (Смеется.)

Кадр из фильма «Чрево твое»Кадр из фильма «Чрево твое»© Centerstage Productions

— Вполне христианская по духу ситуация!

— Да, мне тоже очень нравится (смеется).

А когда вы делаете игровое кино, вы также серьезно подходите к работе с фактурой? Многолетний ресерч и все такое?

— Да, я же принадлежу к школе «найденной истории».

— Вы используете вербатим?

— Нет, хотя мы подробно интервьюируем людей, имеющих отношение к найденному нами сюжету, используем технику глубинного погружения в то комьюнити, где разворачивается история. Например, действие «Чрева» происходит на удаленном южном острове, жители которого — мусульмане; то есть эта история — экзотика даже для филиппинцев. Нам пришлось жить с ними, есть с ними, чтобы как-то понять их культуру, образ жизни. В общем, подготовка тут ровно такая же, какая была бы у документалиста.

Но в документальном кино ты просто фиксируешь то, что делаешь, и все, ничего не надо добавлять. А фикшн — это вообще другая история, в художественном фильме у тебя обязательно должен быть нарратив.

— Но есть же много примеров того, как документалист режиссирует документалку, организует материал в сюжет, провоцирует ситуации или вставляет в нее откровенно постановочные эпизоды — как Херцог, например.

— Да, я знаю. Но я-то таким не занимаюсь. При этом я, конечно, в принципе не верю в то, что может быть чисто документальное кино. Как только ты ставишь камеру перед своим героем, этот человек тут же теряет какую-то... чистоту, что ли.

Кадр из фильма «Serbis»Кадр из фильма «Serbis»© Centerstage Productions

— Как только вы включаете камеру, он перестает быть собой и начинает играть?

— Именно! Чистый документ может быть, только когда ты снимаешь человека втайне от него, чего, конечно, никогда не случается — ты же должен подойти к нему вплотную, чтобы узнать, как и чем он живет. Поэтому элементы постановки всегда есть в документальном кино. Но в своих фильмах я пытаюсь поймать камерой как можно больше реальной жизни, подойти к реальности, которая, как мы уже поняли, боится камеры, как можно ближе. Есть вещи, которые нельзя ни целиком задокументировать, ни целиком сыграть. А я... меня называют «ультранеореалистом» — то есть выходит, что я больше чем неореалист. На главные роли я беру актеров, но я стараюсь вытравить из них их самих, сделать так, чтобы они стали одержимы своими персонажами — как духами. В этом и заключается профессионализм — непрофессиональный актер на это не способен.

Непрофессионалов я беру на роли второго плана, там они играют типажей. То есть если у меня есть персонаж-рыбак, я найду на эту роль рыбака, если домохозяйка — найду домохозяйку. Они точно знают, что делать. Им не нужно ничего играть. Кроме того, так проще для исполнителей главных ролей — вся коммуникация, которая происходит между ними и вторым планом, фактически идентична той, что происходит в реальной жизни, это помогает погружению в среду. Хотя я и так прошу актеров готовиться к роли, беседовать с теми, чью жизнь они будут играть, входить в комьюнити, детально изучать места съемок.

Я стараюсь делать фильмы как можно более реалистичным — не только в манере съемки, но и в манере актерской игры, даже в гриме, в одежде, в цвете волос. Я заставляю актеров поверить в то, что они и правда живут той же самой жизнью, что и их персонажи. Актеров я заранее предупреждаю: хотите сниматься у меня в фильме — придется делать так. Потому что именно так я и работаю, всегда.

— Расскажите немного про дистрибуцию ваших фильмов на Филиппинах. Как вы их показываете?

— Проблемы. Такие же, как везде. Нет публики. То есть мы могли бы решить технические проблемы распространения, сейчас это проще. Но кто будет все это смотреть? В Европе хотя бы есть культура артхаусного проката, у каждого маленького кинотеатра в принципе есть свой круг зрителей — пусть даже и небольшой. Во Франции при населении 60 млн 55 млн смотрят исключительно мейнстрим. Но на оставшиеся 5 млн хотя бы можно рассчитывать, это подготовленная, заинтересованная публика. Население Филиппин — около 100 млн человек, 98 процентов из них принадлежит мейнстриму. Оставшиеся два миллиона — это те, кто в принципе мог бы заинтересоваться артхаусным кино, но и они, в общем, недостаточно продвинуты.

Но есть и хорошие новости — в стране накопился интерес к независимому кино. То есть его еще недостаточно хорошо знают, но уже думают, что это круто. Во всяком случае, актеры. Многие звезды мейнстрима и телесериалов мечтают сняться в инди-фильме за сравнительно маленький гонорар. Ну я этим и пользуюсь. Последние семь лет у нас еще проходит очень успешный кинофестиваль Cinemalaya в Пасай-Сити — и там всегда полные залы!

— Да, как тут, в Южно-Сахалинске: я, признаться, был удивлен, увидев почти полный зал обычных зрителей — старушек, работяг, семейных пар за 40 — на Хон Сан Су и аншлаг на Цзя Чжанке. В Москве эти люди просто никогда не ходят в кино, тем более — на иностранный артхаус с субтитрами.

— Да, меня такой энтузиазм тоже приятно удивил! А еще больше я удивился на Q&A после показа «Чрева»: я не ожидал, что придет столько народу, не ожидал, что все эти женщины не только не сбегут с показа — у меня же там много жестких сцен, — а станут потом еще и задавать вопросы по существу. Было видно, что они действительно сопереживали героям!

— Ну здесь еще очень продуманная, юзер-френдли программа — неподготовленного зрителя постепенно, шаг за шагом вводили в контекст современного кино. Но так ведь происходит не всегда, на международной, на фестивальной сцене инсайдерский, интимный, что ли, элемент фильма часто теряется. Фильм о полицейской коррупции становится одним из шести других фильмов о полицейской коррупции, в разной степени экзотических, фильм о бедняках становится одним из десяти других фильмов о бедняках. Фактура, специфика, локальные нюансы не читаются, в результате остается сюжет и экспрессия его исполнения — а поскольку проблемы, в принципе, везде одни и те же, сюжет превращается в клише. Вам не кажется, что в результате происходит просто инфляция страдания?

— Ну мы же не можем контролировать это воспроизводство образов бедности, страдания и т.п., мы не можем запретить режиссерам снимать об этом. Меня самого дома иногда упрекают в том, что я кормлюсь с нищеты, называют мои фильмы «poverty porn». Но я занимаюсь этим просто потому, что это меня задевает, я чувствую эту тему. Да, я занимаюсь исключительно филиппинскими историями — но ровно эти же истории, как вы заметили, могли бы происходить где угодно. И я мог бы снимать где угодно — в Канаде, в России, в Штатах; просто дома я все знаю, мне удобнее организовать съемки, провести расследование. Дома это быстрее. И я не хочу быть чужаком, который путешествует по миру и снимает о том, как страшно жить. Это слишком поверхностно. Мне нужно понимать моих героев, говорить с ними на одном языке.

Кадр из фильма «Kinatay»Кадр из фильма «Kinatay»© Centerstage Productions

— Вот вы только что жаловались на неподготовленность публики. Один из самых эффективных способов подготовки зрителя — это торренты, то, что часто называют пиратством. Но если бы не пиратство, я не увидел бы ни одного из ваших фильмов. Является ли пиратское распространение фильмов проблемой лично для вас как для независимого режиссера?

— Ну это еще один канал дистрибуции, который мы не можем контролировать и с которым нам придется жить. Все мои фильмы есть на торрент-трекерах, и раньше, когда у них не было театрального проката, в этом не было проблемы. Но сейчас появились и другие каналы интернет-распространения: я, к примеру, веду переговоры с Amazon и Netflix — и, конечно, тут наличие торрентов уже сталкивается с моими интересами. Для меня продать фильм на кабельный канал, на VOD — это один из немногих способов заработать. Театральный прокат для меня ведь, в принципе, закрыт: очень большие расходы, невозможно сделать нормальную рекламную кампанию. Я же не могу продать фильм филиппинской студии-мейджору — мало того что они скорее всего не захотят его купить, им еще негде его показывать. Все кинозалы на Филиппинах — это залы при торговых центрах. Отдельно стоящих кинотеатров у нас не осталось. Торговых центров, которые готовы показывать фильм категории R-18 (а все мои фильмы имеют такое ограничение по возрасту), очень мало. У вас нет выбора, вы полностью зависите от милости не только дистрибьютора, но и владельцев моллов. Цензуры как таковой у нас сейчас нет — но у нас есть цензура рейтингов. И нет специальных кинотеатров, где вы можете посмотреть фильмы для взрослых.

— То есть все, показанное в фильме «Serbis», — это ушедшая натура?

— Так кинотеатр в «Serbis» вообще был незаконным! Показывать порно на Филиппинах запрещено. В фильме они работают под вывеской «sexy movies», но на самом деле крутят кое-что пожестче.

— Вы знаете, что в России среди критиков ходит легенда о том, что ваш фильм «Kinatay» (хроника одних суток из жизни курсанта полицейской академии, который с утра женится, а ночью участвует в расчленении трупа проститутки. — Ред.) снят под влиянием русской картины «Кремень». Это правда?

(Смеется.) Да ладно?! Никогда не видел этого фильма, а кто режиссер?

— Алексей Мизгирев. Вы ему еще приз в Марракеше вручали.

— Господи, совершенно не помню, простите. А хороший фильм?

Ничего — такой русский «Таксист», про парня, который идет служить в полицию после демобилизации. Но остальные два его фильма гораздо лучше, я пришлю вам торрент-файлы, если хотите. Значит, история «Kinatay» — это тоже еще один из найденных сюжетов?

— Да, я тогда делал исследование для другого проекта, фильма про угонщиков автомобилей, и вышел на одного парня, который все это мне и рассказал.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245199
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246741
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413293
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419750
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423818
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429118
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429768