11 июля 2017Кино
185

А он мне нравится, нравится, нравится

О чем спорить на этой неделе: «Мужененавистницы» против «Колдуньи»

текст: Инна Кушнарева
Detailed_pictureКадр из фильма «Колдунья»© Anna Biller Productions

На московских экранах почти совпали два странно рифмующихся друг с другом фильма. «Колдунья» («Love Witch», 2016 г.) Анны Биллер недавно была показана на ММКФ (более того, текст про это кино сегодня уже вполне мог бы попасть в рубрику «Что качать на этой неделе»). А в Летнем кинотеатре Музея современного искусства «Гараж» будет демонстрироваться фильм эпатажного канадского режиссера Брюса Ла Брюса «Мужененавистницы» («Misandronists», 2017 г.). Обе картины рассказывают о борьбе женщин с мужчинами. Не на жизнь, а на смерть, но противоположными методами.

«Колдунья» — странная для сегодняшнего артхауса киностилизация, немного напоминающая фильмы Дугласа Сирка и Кеннета Энгера, но больше всего — роскошную стилистику джалло. Главная героиня Элейн (Саманта Робинсон) — начинающая ведьма, ученица чародея, у которой магия выходит криво. Выпив приворотных зелий, мужчины вместо того, чтобы полюбить ее по-настоящему, сначала истеризируются, начинают рыдать и капризничать, как дети, а потом умирают от эмоционального перегрева. А Элейн думала, что они смогут создать «полярность» ее гиперженственности и достичь идеального баланса в паре! Элейн — поборник гендерного неравенства, оказывающаяся ведьмой наоборот, ведьмой-оборотнем. Она назначила себя агентом патриархата, как перверт, уверенный в том, что осуществляет фантазии Другого. Но на самом деле она — серийный убийца мужчин, поскольку ни один из ее партнеров не в состоянии выдержать ее требований к мужественности. Она сама себя объективировала — в безумно женственных нарядах, макияже, стряпне, рукоделии и готовности реализовать все сексуальные фантазии мужчин, но при этом превратилась в смертельное оружие, объективирующее других. «Я — твоя последняя фантазия», — говорит она одному из кавалеров. Но мужчина не в состоянии перейти через свою фантазию и оказаться на другой стороне, по завету лакановского психоанализа. А вот Элейн переходит через свой фантазм о прекрасном принце на белом коне (в буквальном смысле), когда сталкивается с до карикатурности мужественным полицейским (Джан Кис), сумевшим освободиться от ее чар. Но по ту сторону фантазма лежит психоз: картина с девой, закалывающей прекрасного принца, которую она рисовала, оказывается самосбывающимся пророчеством.

Кадр из фильма «Колдунья»Кадр из фильма «Колдунья»© Anna Biller Productions

Помимо прочтения в феминистской традиции «Колдунья» Биллер, снявшей мюзикл «Вива» («Viva», 2007 г.), вполне допускает и квир-интерпретацию. Подчеркнутая маскулинность мужчин в фильме — не только дань традициям классического Голливуда. Она указывает на то, что это определенный тип гея, тот, что ведет себя как гетеросексуал и даже гипергетеросексуал (в квир-терминологии они называются trade). Тогда Элейн — квин, феминизированный гей, пытающийся привлечь и удержать мужественного гея, который его, в свою очередь, презирает, поскольку в динамике этих отношений только мужественность является объектом желания, а женственность занимает более низкую ступень в иерархии. Собственно, все женщины в фильме оказывают квинами — и риэлторша Триш (Лаура Уоддэлл), у которой Элейн уводит мужа и которая, забредя в ее квартиру, «кэмпует», надев на себя ее эротические тряпки и парик. Ведьмы — драг-квины, и по правилам игры trade их ненавидит. Хотя фильм почти лишен иронии, его можно считать настоящим кэмпом, который в эпоху цифрового кино действительно должен сниматься на вымирающую 35-миллиметровую пленку.

В «Мужененавистницах» Ла Брюса, наоборот, никто своих намерений не скрывает. Действие происходит в уединенной школе-приюте в лесу, организованной радикальными феминистками. Их цель — свержение патриархата путем уничтожения мужчин. Мужчины в школу не допускаются ни под каким видом, к ним нельзя даже прикасаться, как если бы мужественность была заразна. Ученицам читают феминистски ориентированные курсы разных наук: например, рассказывают о том, что в будущем женщины будут размножаться при помощи партеногенеза. Отношения между ученицами всячески приветствуются, а целомудрие, ревность и собственнические инстинкты осуждаются.

Кадр из фильма «Мужененавистницы»Кадр из фильма «Мужененавистницы»© Jürgen Brüning Filmproduktion

И «Колдунья», и «Мужененавистницы» — фильмы о женском маскараде. «Колдунья» показывает, что недостаточно быть женщиной, но необходимо ею нарядиться, как это делает Элейн. В этом отношении особенно хороша деталь с черным париком: под роскошными черными волосами у героини — собственные, вполне пышные, черные волосы. Без удвоения не обойтись, одной только природной данности недостаточно. Женственность — это перформанс. Без маскарада ее, возможно, и вовсе не существует. В «Мужененавистницах» свой маскарад. Радфем-ячейка выдает себя за монастырский приют для девочек с трудной судьбой. Но внутри все ходят в гиперсексуальной школьной униформе, и сама настоятельница, Большая мать (Сюзанна Заксе), и другие сестры носят броский макияж и наряжаются — друг для друга. Или в опровержение представления о том, что лесбиянка — асексуальное существо, вытекающего из многих гендерных теорий.

Если применить лакановское различение мужского и женского — мужчина имеет Фаллос, а женщина им является, то есть является его означающим, — получится, что Элейн слишком активно его сигнализирует и означивает его власть — так что никакого Фаллоса в итоге не оказывается. Или же, чтобы быть Фаллосом, нужно убить настоящий Фаллос (в данном случае — неподатливого полицейского), а те, что ненастоящие, окочурятся и сами. В «Мужененавистницах» никто и не собирался быть Фаллосом, но в стройные ряды просачиваются те, кто его имеет. Хорошо отстроенная радикально-феминистская схема разваливается. Сердобольные девочки не только прячут раненого партизана-левака, скрывающегося в подвале школы от погони, — среди них еще затесался гермафродит, что-то вроде Эркюлина Барбена, о которо(й)м писал Мишель Фуко.

Кадр из фильма «Мужененавистницы»Кадр из фильма «Мужененавистницы»© Jürgen Brüning Filmproduktion

«Женщинами не рождаются, женщинами становятся» — так звучит знаменитая фраза Симоны де Бовуар. Гермафродит не родился женщиной, но стал и ощущает себя ею в полной мере. Однако феминистская ячейка и Большая мать, что называется, эссенциалисты и верят только в женщин от рождения. Даже зачаточный Фаллос таит в себе опасность. Лесная школа как будто призвана подтвердить один из тезисов другого важного теоретика гендера, Моник Виттиг, о том, что есть только один пол — женский, потому что мужчина занимает позицию универсального субъекта и находится вне принижающих категорий пола. В фильме Ла Брюса двое мужчин — скрывающийся левак и разыскивающий его полицейский. Но оба примерно на одно лицо, тогда как девочки в высшей степени индивидуальны и многообразны, несмотря на униформу, и Ла Брюс очень внимательно показывает каждую. Женское — царство партикуляризированного и конкретного.

«Женщинами не рождаются» — так Виттиг обрезала фразу Бовуар. Не рождаются ни женщинами, ни мужчинами. Все эти ложные апелляции к якобы природе нужны только для того, чтобы поддерживать экономику гетеросексуальности и продолжения рода. До того как произошло это мнимое биологическое разделение, люди пребывали в состоянии полноты бытия, считала Виттиг. То, что в «Мужененавистницах» разрешением конфликта становятся съемки порно, гостеприимно погружающего всех без разбора — черных, белых, полицейскую под прикрытием, гермафродита — в свою эйфорическую атмосферу, говорит о попытке вернуть полиморфное наслаждение и райское состояние гендерной не-идентичности. Заключительная порносцена снята почти так же, как сцена битвы подушками в начале.

Кадр из фильма «Колдунья»Кадр из фильма «Колдунья»© Anna Biller Productions

Кто же эффективнее в борьбе с мужчинами? Феминистский шабаш из «Мужененавистниц», открыто покушающийся на весь патриархат в целом, или ведьма-одиночка из «Колдуньи», успевшая заморить трех мужчин? Сложно сказать. Вроде бы последняя, но и у фильма Ла Брюса открытый финал: просветленные лица женщин, смотрящих лесбийское порно, которое сварганили подопечные Большой матери. Может быть, никого, кроме женщин, в этом мире не осталось? Если гендер разрушает изначальную полноту бытия, один из способов ее восстановить — уничтожить один из полюсов дуальности, а там сама категория распадется.

P.S. На сеансе в «Гараже» покажут еще один фильм Ла Брюса — «Мозг Ульрики» («Ulrike's Brain», 2017 г.): из одной точки выходит женщина с мозгом Ульрики Майнхоф в коробке, а из другой почти ей навстречу движется мужчина с прахом лидера неонацистов в вазе (подробнее о подоплеке сюжета «Мозга» — в интервью с режиссером). И мозг, и прах эманируют соответствующие дискурсы (мозг еще все время жалуется на головную боль). Кто кого сборет в итоге? С «Мужененавистницами» «Мозг Ульрики» объединяет одна и та же актриса Сюзанна Заксе, которая играет Большую мать и нейрохирурга, добывшего останки Майнхоф. Кроме того, по ходу действия девочки в приюте смотрят фрагмент фильма. «Мозг Ульрики» — пример кинематографа совсем иного рода. Как и предшествующая «Геронтофилия», «Мужененавистницы» на его фоне — почти классическое, крепко сделанное, профессиональное кино. Зато «Мозг Ульрики» — настоящее квир-кино, потому что квир — это не только тема и сюжет, но и само письмо, которому не обязательно быть профессиональным (потому что подобные требования и есть нормализующая гетерономия) и позволительно быть странным, даже «плохим», валить все в одну кучу, не задумываться о логике монтажа и стилистических переходов, оставлять швы и не пытаться все сгладить.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244867
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246430
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413022
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419513
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423591
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428898
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429551