Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244897В этом году в программе фестиваля кино о науке и технологиях — большой блок антиутопий «Несовершенное будущее», собранный при помощи Берлинского фестиваля. Главное украшение программы — Райнер Вернер Фассбиндер, играющий свою последнюю роль (полицейского будущего) в кэмповом «Камикадзе-1989» (1982) Вольфа Гремма; лишь недавно фильм был восстановлен и выпущен на цифровых носителях.
«Камикадзе-1989» вышел в прокат спустя 36 дней после смерти Райнера Вернера Фассбиндера, и РВФ на постере — в леопардовом пиджаке, вальяжно наставляющий на зрителя револьвер — лучшее приглашение к просмотру фильма. Что бы ни говорил режиссер Вольф Гремм («Роль лейтенанта Йенсена стала для Райнера отпуском от его собственных фильмов…»), Фассбиндер оказывал колоссальное влияние на весь съемочный процесс — уже одним своим капризным отказом работать среди незнакомцев. Так на площадке появляется оператор Ксавер Шварценбергер, роль простосердечного напарника главного героя достается Гюнтеру Кауфманну, прямиком из «Кереля» на пару сцен заглядывает Франко Неро. Да, это не фильм Фассбиндера, но здесь всюду его мифология (или стоит сказать — его семейство?).
И еще о культурном контексте: за 20 дней до немецкой премьеры фильма в Америке выходит «Бегущий по лезвию». Картины Ридли Скотта и Вольфа Гремма — проекты-одногодки, две равноправные (как бы странно это ни звучало) попытки заглянуть в завтрашний день, сочинить образ будущего. Спустя 35 лет забавно сравнивать, насколько каждый из режиссеров сумел предвидеть сегодняшний день. «Бегущий по лезвию» и сегодня выглядит эталоном пессимистического футуризма, тогда как «Камикадзе» чувствует себя в новом тысячелетии почти как дома: современную моду иногда сложно отличить от немецкой ТВ-эстетики 80-х.
Наконец, «Камикадзе» появился на экранах спустя 136 дней после смерти Филипа Дика. Наличие в фильме аллюзии на Дика — это, конечно, смелое предположение с моей стороны, основанное на голой интуиции, смутной убежденности, что удачная экранизация, которой романы Дика, очевидно, уже никогда не дождутся, должна выглядеть в точности как «Камикадзе». Гремм, взяв за основу сюжет северного нуара Пера Валё, почти идеально воссоздал параноидальную логику «Симулякров», «Убика» и «Мы вас построим». Карикатурная корпорация, герой на допинге и антидепрессантах, а главное — дорога к открытому и минорному финалу, на который не отважится ни одно солидное научно-фантастическое кино.
Но обо всем по порядку. «Камикадзе» и в самом деле почти чистокровный sci-fi, антиутопия, разве что слегка обвалявшаяся в евротрэше. В мире недалекого будущего (столь недалекого, что сегодня оно превратилось в глубокое прошлое) «небеса стали частью человеческого мира», ФРГ достигла вершин процветания, энергетический и сырьевой вопросы навсегда решены. Простоты ради вся власть и СМИ отданы в руки одного надгосударственного Концерна, а полицейские участки переквалифицированы в центры терапии — дружелюбные стражи правопорядка одеты совсем как участники порнофильмов с медсестрами, а врачи напоминают поклонников БДСМ. Алкоголь запрещен из-за непредсказуемого эффекта, выращивание капусты — по причине контроля за чистотой продуктов, зато наркотики отныне безвредны для здоровья. Последними врагами президента остаются загадочные диссиденты, раскидывающие запрещенные комиксы, и террористы в нижнем белье и балаклавах, грозящие заминировать здание правительства.
Даже по такому (весьма беглому) описанию вселенной «Камикадзе-1989» сложно не ощутить утомительной избыточности материала. Если эта антиутопия и критикует политику и общество, то скользит по объектам насмешки в режиме столь непоследовательном и скоростном, что не успевает попасть ни по одной цели, отрабатывая все свои бесконечные находки вхолостую. В сравнении с тем же «Бегущим по лезвию», где монологи закатываются на полном серьезе, фильм Гремма от начала и до конца невнятно мямлит и жертвует собой в череде ярких эпизодов-вспышек. «Фильм на выброс» — приходит на помощь выражение из лексикона Фассбиндера.
Но, уклонившись от оруэлловской дидактичности, «Камикадзе» воздерживается и от того, чтобы сложиться в красноречивый fuck культуре хорошего вкуса. Гремм откровенно саботирует серьезный дискурс политики и все-таки не позволяет фильму превратиться в чистую эмоцию, веселое шапито. Накопленный критический заряд не вспыхивает, а удерживается, зависает в последних кадрах.
Вместо ожидаемой развязки (произойдет ли взрыв?) грубая монтажная склейка переносит нас к радиоприемнику на рабочем столе лейтенанта Йенсена, голос диктора объясняет случившееся в Доме правительства. Нелепо и бесславно. Пафос финала был словно украден у зрителя из-под носа, а на самом деле помещен в какой-то пустяк и спасен в нем. Именно так часто поступал и Филип Дик — скажем, на последних страницах «Наших друзей с Фроликс-8», где главный герой, наконец встретившись с одним из главных архитекторов утопической реальности, застает гения впавшим в детство:
— Тогда чем же ты занимаешься?
— Я строю всякое. Вот, смотрите.
Айлд с гордостью продемонстрировал Нику сооруженную им конструкцию из линеек и пресс-папье.
— Если убрать хоть один груз, — сказал Айлд, — все рухнет.
Нет, два часа зрительских усилий, потраченные на фильм Вольфа Гремма, не напрасны. Они бережно собраны и аккумулированы в такую же едва сбалансированную конструкцию из мусора и опилок. Ее точка равновесия — кривая ухмылка Фассбиндера на финальных титрах. В хронике со съемок «Кереля» и «Камикадзе» РВФ твердит на разные лады: «Мои первые волны опьянения и исступления прошли после 10 фильмов, теперь — время воспринимать кино как ремесло и как малую часть огромной реальности». Самый верный путь к этой неведомой реальности — непроходящая похмельная мигрень. В болезненной неге Фассбиндер нескромно облокачивается о Нила Армстронга, портрет которого висит на стене, устало смеется в камеру. Весь фильм его Йенсена настойчивым криком выталкивали на роль главного бунтаря и антагониста, ласковый президент сулил комфортную должность, но тот отклонил все предложения, только обозначив силовые контуры политического, не сняв его противоречий ни бунтом или хотя бы вызовом системе, ни попыткой к бегству. В мире, где наркотики не имеют никаких побочных эффектов, а лишь приносят кайф, он предпочитает пить — и не пьянеть, а только мучиться головой.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244897Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246453Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413042Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419531Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420199Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422851Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423610Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428777Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428912Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429565