13 декабря 2017Кино
127

American Arthouse Film Festival

Выбор COLTA.RU

текст: Василий Корецкий
Detailed_pictureКадр из фильма «Золотые выходы»

Сегодня, 13 декабря, в Москве начинается фестиваль американского артхаусного кино; показы пройдут в «Гараже» и ЦДК. Программа фестиваля столь же неоднородна, как и ландшафт американского инди. Примерно половина ее — крепкие «зрительские» фильмы, старательно выдержанные в сандэнсовском каноне: нервная, тревожная гей-драма «Пляжные крысы» (лето, наркотики, неон, вейп, безденежье, шумные друзья-дебилы и стыдливые поиски собственной сексуальности), стариковская медитативная элегия «Счастливчик», последняя роль Гарри Дина Стэнтона (Джармуш встречает Дэвида Линча — причем последний буквально заявляется в кадр, чтобы сообщить нам о бегстве своей черепахи), или черно-белый мамблкор «Вечные дети» (серия не слишком связанных друг с другом циничных скетчей, оставляющая в финале некоторое ощущение неловкости — как всякий затянутый анекдот). Но четыре фильма тут просто обязательны к просмотру.

«Золотые выходы» («Golden Exits»)

Режиссер Алекс Росс Перри

Новый фильм Алекса Росса Перри — в общем-то главный пункт программы фестиваля. Еще в прошлом своем фильме («Королева Земли») преодолевший мелкотемье мамблкора, Перри сейчас уже совсем превратился в маленького Бергмана. Впрочем, это слово — «маленький» — по-прежнему остается ключевым эпитетом для описания кино Перри. Маленькие коллизии сменились маленькими трагедиями, молодые когда-то герои уже пересекли рубеж сорокалетия — но так и остались мальчиками и девочками, пусть уже и седенькими. Именно в этот (маленький, расположенный на территории всего одного квартала) замкнутый мир стареющих хипстеров, согбенных усталым союзом с сильными женщинами, вторгается настоящая молодость — свободная от обязательств и отношений юная практикантка из Австралии (Эмили Браунинг), приехавшая помочь архивариусу-фрилансеру (Эд-Рок) с разбором документов его покойного тестя. Долгие дни наедине в тесной каморке без окон предсказуемо приводят сотрудников к неловкой пьяной сцене (стоит ли говорить, что вся сюжетная схема с чужаком, основательно встряхивающим, но не разрушающим сонный быт еле теплого брака героев, — это золотой канон мамблкора). Но ничего, кроме выразительной, тщательно прописанной неловкости, тут и не происходит: Перри видит глубочайшую трагедию своего социального класса не в потрясении основ нуклеарной семьи, но в самих ее живучести и непотопляемости.

«Колумбус» («Columbus»)

Режиссер Когонада

Неоднозначный, но любопытный дебют знаменитого мастера монтажных видеоэссе (сейчас Когонада — постоянный автор трейлеров новых релизов Criterion), деконструирующих фильмы великих в поисках скрытых рефренов, рифм и устойчивых визуальных структур. Киноманский бэкграунд и хорошая память на красивые кадры редко когда не вредят начинающему режиссеру — и Когонада не стал исключением. Снятый в американском Колумбусе, штат Индиана, — небольшом городе, полном памятников архитектуры модернизма, — «Колумбус» и сам больше похож на лаконичную инженерную конструкцию: бесчисленные арочки нарратива опираются на старательные упражнения в линейной перспективе, герои выполняют функцию населения, обитающего в богато декорированном формалистском пространстве. Фильм составлен из чередования кадров с глубинной мизансценой и лаконичных фронтальных композиций-tableauх, cюжет и диалоги несут функцию, скорее, вспомогательную, декоративную. Сам режиссер называет все это попыткой применить поэтику Одзу (предмет его давнего академического интереса) к современным обстоятельствам. Результат, скорее, огорошивает, но, как бы то ни было, «Колумбус» стал одним из главных событий прошедшего «Сандэнса».

«Непокой» («Unrest»)

Режиссер Дженнифер Бреа

Довольно душераздирающая история американской интеллектуалки, спортсменки и красавицы Дженнифер Бреа, заболевшей синдромом хронической усталости (это когда не можешь годами встать с постели, а свет и малейшие звуки причиняют тебе боль). Заболевание это, оказывается, имеет до сих пор не выясненную природу: упадок сил сопровождается состоянием иммунодефицита, более того — митохондрии всех клеток упорно отказываются синтезировать АТФ, оставляя тем самым организм без топлива. Но что именно запускает этот процесс — инфекция или стресс, до сих пор неизвестно. Расследуя самостоятельно свой случай, Бреа, естественно, тут же сталкивается с системой здравоохранения, не только американской — среди героинь фильма (а СХУ болеют преимущественно женщины) есть и англичанка, и датчанка. Так помимо естественнонаучной интриги и док-хоррора (почти весь фильм Бреа ползет по лестнице, лежит в полуобморочном состоянии прямо на улице или бьется в истерике) в фильме появляется тихая критика медицинских институций, по-прежнему выполняющих всюду не столько лечебные, сколько карательные или нормализационные функции (тут следует история датской пациентки, под полицейским конвоем увезенной из дома в психиатрическую клинику — без посещения терапевта и без права контактов с родителями, которые дерзнули слишком слабо, по мнению чиновников, освещать ее спальню).

«Экслибрис. Нью-Йоркская публичная библиотека» («Ex Libris: The New York Public Library»)

Режиссер Фредерик Уайзман

Трехчасовой колосс, выполненный в обычной для Уайзмана манере подробнейшей документации всех аспектов деятельности институции — то есть бесчисленных заседаний, мастер-классов, паблик-токов, ридинг-групп, перемежающихся уличными сценками, снятыми у стен библиотеки. Неочевидной интригой фильма можно считать вызов, брошенный цифровым веком устаревшему печатному медиа. Что же — библиотека с энтузиазмом принимает его, планируя оцифровку безмерного архива, усовершенствование допотопной системы навигации по фондам и открывая двери для великих лекторов — инфотейнмент, который не устареет никогда.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245147
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246697
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413251
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419713
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423785
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429080
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429731