28 декабря 2017Кино
198

Украинское кино — что нового?

Пять соседских фильмов уходящего года

текст: Василий Корецкий
1 из 5
закрыть
  • Главным итогом этого года лично для меня стало новое украинское кино. Не то, конечно, провинциально-аматорское кино, которое, как и большая часть российских фильмов, снято непонятно для кого, с постоянной фигурой несуществующего среднего зрителя. Но такое, которое сделано без особой оглядки на публику — зато с предельным вниманием к герою (в случае с доком), с хитрым использованием международных схем финансирования (так, не случись известных событий, должны бы были сниматься десятки российских независимых фильмов — впрочем, в этом году наше кино тоже отвернулось от Минкульта: большая часть конкурсантов «Кинотавра-17» была произведена независимыми студиями с загадочным финансированием), с присвоением иностранных авторов локальным контекстом (главный украинский фильм года снят вообще литовским режиссером), без заискивания с новой властью, а то и вовсе против всех.

    Bigmat_detailed_picture
    «Иней»Режиссер Шарунас Бартас

    Главный украинский кинопроект года, снятая на территории нескольких стран — и со значительным финансовым участием украинского государства — копродукция (французскую сторону представляет Ванесса Паради в микроскопической роли иностранной корреспондентки), фактически документирующая войну на Востоке (все появляющиеся в кадре бойцы армии Украины — настоящие, каждый из них произносит стихийный личный монолог о войне, ее смысле и ужасных обстоятельствах). «Иней» — показательный пример того, как должна сегодня выглядеть правильная пропаганда: как «нативка», а не как уродливый рекламный блок. Микробюджетная (тут даже не возникает мысли о том, что кто-то мог что-то украсть, распилить и вообще озолотиться за счет проекта) постановка, заказанная независимому до маргинальности автору, всегда снимавшему не о героях и победителях, но об исключенных, потерпевших поражение, ненормальных. Сюжет, заканчивающийся смертью протагониста (наиболее вероятный финал на любой войне). Взгляд на вооруженный конфликт Украины и мятежных «республик» как на катастрофу европейского масштаба, вовлекающую в свой водоворот волонтеров из Прибалтики, польскую таможню, европейские НКО и прессу (наиболее отвратительные персонажи картины). Главный герой везет из Литвы груз продовольствия и обмундирования украинской армии — и по мере продвижения фронта на восток едет на своем грузовичке все дальше вглубь Донбасса, влекомый самоубийственным интересом к природе и смыслу этой войны. На дворе 2016-й, но в разговорах героев еще чувствуется страх перед возможным российским вторжением в Прибалтику. Другая сторона не демонизирована — а просто не показана, лишена голоса, ее реплики — это пули невидимых снайперов, оставляющие после себя мертвые тела на снегу. С другой стороны, мы и так знаем все, что могли бы сказать эти невидимые респонденты, — аргументы бойцов с обеих сторон этого фронта часто почти идентичны и даже произносятся на одном языке.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244853
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246415
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413011
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419502
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423580
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428887
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429541