7 июня 2018Кино
220

Черти у нас

«Русский бес» Григория Константинопольского — пока единственное политическое кино на «Кинотавре»

текст: Ольга Касьянова
Detailed_picture© Кинокомпания «Артлайт»

Новая Россия глазами автора «Восьми с половиной долларов». Святослав (Иван Макаревич), скользкий юноша с художественным образованием, устал прозябать в кабацком грехе и хочет построить жизнь новую, светлую, женившись на девушке Асе из хорошей семьи (Любовь Аксенова). Папа-банкир выдает Святу деньги на ресторанный бизнес, не забыв слегка унизить. Чтобы доказать, что он не олень, Свят всерьез берется за проект, но ему мешают коррупционеры и собственные демоны, да и невесту с тупыми кукольными глазами порой хочется придушить. Узнаваемые московские лакшери-интерьеры вперемешку с кровавой баней сопровождаются неумолкающими монологами главного героя: внутренние с сорокинской дотошностью выписаны из Достоевского, а те, что вслух, напоминают ленинскую патетику (сходство Макаревича с молодым Лениным добавляет эффекта).

© Кинокомпания «Артлайт»

Фильму Григория Константинопольского повезло с фестивальным программированием: на пятый день просмотров, после десятка серых семейных драм, этому наваристому китчевому палимпсесту был гарантирован как минимум комедийный успех — в последний раз в Зимнем театре так смеялись разве что на сигаревской «Стране ОЗ». Если не воспринимать всерьез намеренную безвкусицу и разухабистую масштабность режиссерского стиля (это нетрудно, хотя подслеповатые всегда найдутся), то перед нами полноправная энциклопедия русской жизни, собранная из масскультовых киноцитат, литературной классики и берущего за душу саундтрека из 90-х. Такая пост-пост, такая мета-мета.

Нет смысла перечислять все кусочки, из которых собран монстр Константинопольского, вот самые важные, считываемые уже с названия: вся русская инфернальность от Достоевского до Сологуба плюс сюжетный каркас «Американского психопата» (и даже несколько украденных оттуда сцен). На английский название фильма «Русский бес» так и переводится — «Russian Psycho».

© Кинокомпания «Артлайт»

Наш бес — это особенный психопат. Натура артистичная, ищущая. Он не только социально адаптивен, эгоцентричен и полон огня и крови — он также весьма обеспокоен делами духовными, и преступления его несут смысл постоянной внутренней борьбы — как будто с подселенной сущностью, Тайлером Дёрденом в бороде (от «Бойцовского клуба» тут тоже оторван кусок, что, на мой взгляд, уже перебор). Рано или поздно становится очевидным, что нет никакого злого двойника и свалить вину не на кого, и тогда веселая свистопляска превращается в оперный самоанализ. Не только героя, но и автора — Константинопольский даже переходит из режиссерского кресла в кадр под песню «Лети за мной».

В центре этого киноромана — коронное блюдо русской литературной кухни, вальсирующая череда антигероики: попытки загнать бесов в мир фантазии «и посмеяться над ними», обстоятельная проповедь Александра Стриженова в роли батюшки с нептуновской бородой, совершенно гоголевская Юлия Ауг из Москомархитектуры. И главный среди равных — Тимофей Трибунцев в роли Порфирия Петровича и демона революции. И, разумеется, сам Свят, портрет тирана в юности. Все же знают, что тираны лучше всего получаются из несостоявшихся художников.

© Кинокомпания «Артлайт»

Хотя китчевый постмодернизм как способ анализа своего времени — прием старомодный, из молодости автора (очередную Настастью Филипповну можно скушать, как в «Даун Хаусе»), это не значит, что он не работает. Для хорошей вторичности тоже нужен талант (особенно с микробюджетом, без света и за 14 смен), а кроме того — оправданность. По мысли Константинопольского, бес был, бес пропадал и снова появляется, как новый круг насилия в кубриковском «Сиянии». В фильме о том, что не бывает исторических процессов с нуля, кивки в прошлое логичны. В каждом модном лофте может быть скрыт тайничок с пулеметом, а после каждого периода спячки всегда может «всполыхнуть». И смех смехом, но пока тут, на фестивале, это самое смелое социально-политическое высказывание.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244849
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246410
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413004
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419496
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423576
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428884
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429538